СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение балльно-рейтинговой системы при преподавании информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления о внедрении бальнорейтинговой системы при преподавании информатики в техникуме

Просмотр содержимого документа
«Внедрение балльно-рейтинговой системы при преподавании информатики»

ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ преподаватель, Павлова Ирина Валериевна

ГАПОУ «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства» Минообразования Чувашии


Актуальность. Информационные технологии являются необходимым фактором функционирования современного общества и обеспечивают успех деятельности корпораций, а также дают правительствам экономичные и эффективные системы для государственных служб. Тенденции роста потребности в обученном персонале дают ясное представление о необходимости эффективного изучения информатики на всех уровнях.

Курс «Информатика» предназначен для ознакомления студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучения студентов проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности и, кроме того, он является базовым для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов, и так или иначе использующих компьютерную технику. Обучение информационным технологиям в будущей профессиональной деятельности в ЧТСГХ проводится на основе интегративного подхода позволяющего создать целостную систему естественнонаучных знаний студентов технических специальностей в тесной взаимосвязи с профессиональными дисциплинами.

Основная образовательная программа регламентирует обязанности студентов, а именно: систематическое посещение занятий по информатике; выполнение практических заданий; активное участие в олимпиадах и т. п.

С 2005 года преподаю в Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства и пришла к выводу, что одновременно с ФГОС необходимо внедрять балльно-рейтинговую систему оценки знаний и умений студентов. Считаю необходимым связать вышеперечисленные требования с экзаменом по информатике и предусмотреть зависимость оценки на экзамене от посещаемости занятий, от активности участия в олимпиадах и конкурсах и, конечно, от уровня выполнения обязательных практических заданий.

Целью исследования является перевод традиционной системы оценивания по дисциплине «Информатика» в балльно-рейтинговую систему а также доказать эффективность работы балльно-рейтинговой системы.

Материалы и методы исследования. Балльно-рейтинговая система используется на всех этапах учебного процесса, начиная с планирования образовательного процесса, его реализации, проверки результатов, анализа и корректировки итогового обучения. В связи с этим, она может рассматриваться не только как система оценки знаний студентов, но и в качестве существенной составляющей системы контроля качества образовательной деятельности преподавателя. Давая оценку тем преимуществам, которыми обладает балльно-рейтинговая система оценки качества обучения, можно отметить, что ее применение в учебном процессе создает условия для качественного повышения уровня подготовки студента-специалиста.

За количественную характеристику степени успешного освоения студентом программы по учебной дисциплине «Информатика» в семестре принимаем его результирующий рейтинг R по этой дисциплине. Измеряется этот рейтинг в целых единицах (баллах) от 0 до 100. Основные рекомендации по расчету величины R состоят в следующем: в соответствии с рабочей программой обучения осуществляется тематическое разбиение учебного материала по данной дисциплине на учебные модули. Во всех модулях показывается, что именно студент должен знать, какие навыки приобрести. Составляется перечень подлежащих контролю учебных и внеучебных мероприятий. Для оценки контрольных работ вводятся коэффициенты, учитывающие качество выполнения задания, его сложность и своевременность выполнения, которая существенно влияет на рейтинг.

Для каждого контроля учебного мероприятия вводится (в баллах) его доля от 100, устанавливающая степень важности (или трудности) учебного мероприятия по отношению ко всему учебному материалу данной дисциплины в семестре.

R=Rтек+Rрубеж+Rитог+Rтворч

Исходя из этого, рейтинг R по дисциплине осуществляется как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущий рейтинг Rтек), на контрольных мероприятиях по завершению изучения каждого учебного модуля (рубежный рейтинг Rрубеж) и на итоговом контрольном занятии (итоговый рейтинг Rитог), а также баллы, набранные студентом за выполнение необязательных мероприятий Rтворч.

Общий балл по текущей успеваемости Rтек складывается из следующих составляющих: посещение и работа на занятиях, ответ у доски, выполнение домашних заданий и т.п.

Рубежный рейтинг Rрубеж показывает собой сумму баллов, набранных студентом на контрольных мероприятиях по завершению изучения данного учебного модуля.

Рейтинг творческой активности Rтворч включает в себя оценку необязательных мероприятий: участие в научно-исследовательской деятельности техникума, олимпиадах, студенческих конференциях, написание и защита реферата, доклада т. п.

Итоговый рейтинг Rитог представляет балльную оценку, полученную при написании итогового контрольного мероприятия в конце семестра.

В настоящее время в учебных заведениях официально продолжает применяться традиционная четырехбалльная шкала оценки знаний студента. Хотя эта шкала весьма приблизительно отражает реальную картину учебной деятельности студента, ее удобно использовать для выражения общих показателей успеваемости и качества обучения, при назначении стипендии, различного рода характеристиках и т. д. Для этого характеризуем уровень знаний в соответствии с обычной качественной оценкой.

Результаты исследования Проведение эксперимента по апробированию балльно-рейтинговой системы показало, что 70 % студентов набрали более 80 баллов, 95 % студентов набрали более 50 баллов, а средняя оценка (по четырехбалльной системе), полученная на экзамене, повысилась, по сравнению с предыдущим годом, на 0,4 балла.

Выводы. Предлагаемая рейтинговая система экзамена по информатике эффективна, учитывает уровень информационной подготовленности и, что немаловажно, стимулирует студентов к регулярным посещениям и максимально эффективной работе на практических занятиях по информатике.