УДК 37.013.46
Ольга Олеговна Мизевич,
преподаватель І квалификационной категории
ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых
технологий и торговли»,
г. Донецк
Донецкая Народная Республика
ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СПО
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования дистанционных образовательных технологий, этапы их внедрения, использования современных образовательных технологий при организации учебных занятий в системе дистанционного обучения. Проанализированы преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, обратная связь, средства контроля знаний, индивидуализация обучения.
Сегодня использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе – требование времени. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в профессиональном образовании.
Нормативные документы, которые регулируют внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс:
- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 829 от 14.08.2017г. в редакции от 18.05.2020 № 73-НП «Об утверждении порядка реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологиях»
Понятие дистанционных образовательных технологий раскрыто в законе «Об образовании»:
Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Также используется определение Е.С. Полат: дистанционное обучение – «это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и интернет-технологий».
В ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» дистанционное обучение применяется с марта 2019 года, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Целью применения дистанционных образовательных технологий является обеспечение доступности образования, реализация дифференцированного или индивидуального обучения, повышение его качества.
Этапы внедрения дистанционных образовательных технологий:
Изучение существующих систем дистанционного обучения (СДО), выбор площадки для организации дистанционного обучения.
Пользователи могут работать в системе с любого компьютера, имеющего выход в интернет, без установки специального программного обеспечения.
Подготовка преподавателей к использованию СДО.
В системе дистанционного обучения на преподавателя возлагаются такие функции как:
разработка, корректировка, размещение учебно-методических материалов для занятий в СДО;
координация познавательного процесса;
обеспечение обратной связи, консультирование обучающихся (в т.ч. публикация сообщений, рассылка файлов, ведение форумов);
контроль знаний, успеваемости и посещаемости обучающихся.
Решение организационных вопросов (разработка Положения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, назначение ответственных, определение участников, составление расписания, регистрация в СДО преподавателей и обучающихся).
Занятия в системе в системе дистанционного обучения проводятся по расписанию, образовательные программы частично реализуются с использованием ИКТ при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Для создания необходимых условий обучающимся обеспечен доступ к электронной библиотечной системе колледжа, а также к учебно-методическим материалам, размещенным в локальной сети колледжа и в системе дистанционного обучения.
Разработка и размещение учебных занятий осуществляется преподавателями самостоятельно. С целью оказания методической помощи преподавателям составлены методические рекомендации, организованы консультации, которые проводят методист, преподаватели информатики и ИКТ. Разработки учебных занятий в СДО периодически проверяются специалистами методического кабинета колледжа, с преподавателями проводятся методические семинары и индивидуальные консультации. Все преподаватели колледжа участвуют в обучающих вебинарах и конференциях, посвященных дистанционному обучению студентов.
Контроль знаний непосредственно в системе дистанционного обучения реализуется практически единственным способом - тестовыми заданиями, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически.
Административный контроль результатов дистанционного обучения осуществляется 1 раз в неделю. Преподаватели предоставляют отчет в письменной форме, после анализа которого проводится индивидуальная работа с обучающимися при наличии задолженностей, при необходимости группы ставятся на административный контроль.
Содержание учебных материалов, размещаемых в СДО, должно соответствовать рабочей учебной программе, календарно-тематическому планированию по дисциплине. Перед теоретическим блоком размещается план занятия, где дается название темы, цель ее изучения, план занятия, разъяснения и указания, позволяющие эффективно организовать работу с учебным материалом, выполнить задания. Теоретические материалы содержат систематизированное изложение материала по курсу, теоретический блок должен иметь в своем составе основной текст, выводы, вопросы для самопроверки и задания к учебному материалу.
Основной текст содержит текстовый материал, который разбивается на разделы, пункты, содержит иллюстрации, таблицы, графики, схемы. К основному тексту могут прилагаться иллюстрации, мультимедиа презентации, видео-, аудиоматериалы, что позволит быстрее и лучше понять и запомнить содержание.
Вопросы для самопроверки заканчивают основной текст и могут быть представлены в виде классических вопросов, тестовых заданий с вариантами ответов или задач также с ответами. При этом размещается ключ к тестам и задачам для самопроверки.
Практические материалы должны отвечать следующим требованиям:
связь с теоретическим программным материалом (можно привести ссылки на теоретические материалы, дополнительные источники);
конкретность, ясность формулировки заданий;
разнообразие степеней сложности;
оптимальность объема в соответствии с нормами на самостоятельную работу;
наличие требований к содержанию, объему, оформлению, представлению выполненных заданий;
наличие примеров, образцов выполнения заданий;
критерии и система оценивания выполненных работ.
Одно из важных составляющих дистанционного обучения – взаимодействие участников учебного процесса. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой. Значит необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность; ролевые, деловые игры проблемной направленности, пр. При этом важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать и конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Обучающийся вовлекается в активную познавательную деятельность через обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательские и проблемные методы.
Для повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов ее возможно организовать с применением новых механизмов регулирования деятельности обучающихся, а именно через дистанционную систему обучения. Такая организация обеспечивает тщательное и детальное планирование и контроль, предоставление необходимых учебных материалов в удобной и доступной форме, высокоэффективную обратную связь, максимальную интерактивность между обучающимися и преподавателем при экономии времени.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию у него социально-значимых качеств личности, проектно-исследовательских компетенций.
Наиболее удачными в этом отношении являются обучение в сотрудничестве, исследовательские, проблемные методы, в том числе проектно-исследовательская деятельность, позволяющая студентам творчески применить полученные знания. Как показывает опыт, самостоятельная работа при дистанционном обучении будет наиболее эффективна, если она выполняется малыми группами – по три-шесть обучающихся. Групповая работа студентов усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности благодаря взаимному контролю студентов. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы потребует от студентов активной коммуникации с другими участниками группы, обмена информацией, мнениями. При этом у студентов формируются навыки эффективной командной работы, умения распределять объем работы, вести корректные дискуссии и обсуждения, повышается ответственность за выполняемые задания.
Задания, которые предлагаются нами для внеаудиторной работы (исследовательские, информационные, творческие) позволяют формировать и развивать навыки самостоятельной работы:
систематическое чтение и конспектирование литературы;
подготовка к семинарским и практическим занятиям;
составление конспектов и планов для выступлений;
написание рефератов;
подбор материала и написание курсовой работы;
выполнение студентом заданий учебного и творческого характера;
выполнение проектов исследовательского характера;
самостоятельное проведение опросов и т.д.
Система организации работы со студентами заключается в поэтапном формировании исследовательских умений при выполнении следующих видов заданий:
– информационные: подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников; обобщение информации; систематизация и классификация информации; работа с понятиями; структурирование информации; поиск информации в различных источниках;
– проблемные: обнаружение и разрешение противоречий; классификация и подбор задач; составление задач и их решение;
–экспериментальные: наблюдения в быту, на природе; решение экспериментальных задач; проведение экспериментальных занятий для получения новых знаний; проведение эксперимента для иллюстрации применения знаний на практике.
Контроль выполнения самостоятельной работы и выдача заданий обучающимся осуществляется преподавателем поэтапно. На начальном этапе преподавателю необходимо сформировать группы для выполнения работы, создать для каждой группы отдельный курс в системе дистанционного обучения (участники группы, предмет, название работы перечисляются в названии курса). Затем преподаватель проводит поэтапную постановку конкретных задач перед студентами, применяя различные формы регулирования по времени. Например, вводя последовательно этапы работы на строго ограниченный промежуток времени.
Итоговое оценивание результатов выполнения работы осуществляется следующим образом: каждая группа создает отчет-презентацию о выполненном проекте. Итоговую оценку работе дает преподаватель, учитывая мнения и оценки студентов.
С помощью системы дистанционного обучения преподаватели также реализуют другие формы внеаудиторной самостоятельной работы: участие студентов в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Такой подход к организации внеурочной самостоятельной работы имеет не только неоспоримые преимущества, но и существенный недостаток – он требует значительного увеличения временных затрат на контроль, консультирование, тьюторское сопровождение процесса самостоятельной работы, заставляет преподавателя работать интенсивнее, повышает его нагрузку. Но без этого невозможно решить задачи, поставленные перед современным образованием.
Опыт внедрения дистанционного обучения в ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» позволяет выделить его преимущества:
снижение материальных и временных затрат на проведение обучения (не требуется затрат на поездки к месту учебы как обучающихся, так и преподавателей);
индивидуализация обучения (темп восприятия информации, выполнения заданий);
участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
возможность проводить обучение большого количества человек;
повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек, профессиональных и научных баз данных и т. д.;
развитие у обучающихся общих и профессиональных компетенций, связанных с использованием ИКТ;
организация обратной связи с обучающимися, оперативная корректировка учебного процесса;
создание единой образовательной среды;
удешевление компонентов учебного процесса. Достигается, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем жизни таких материалов.
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее время ни одно образовательное учреждение не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях при внедрении дистанционного обучения возникает необходимость организовать систематическую работу по повышению профессионального мастерства педагогов в области использования современных технологий обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий.
На сегодняшний день систему дистанционного обучения мы рассматриваем не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополнение к традиционной, позволяющее оптимизировать образовательный процесс с учетом современных требований, запросов всех участников образовательных отношений.
Список использованных источников
Л.А. Богданова и др. Организация дистанционного обучения в системе повышения квалификации [Текст]: информационный бюллетень / авт.-сост. Л.А. Богданова и др.; под ред. Л.А. Богдановой. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2010. – 84 с.
Основы дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://distanceeducation.narod.ru/olderfiles/1/Chapter1.html, свободный.
Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.distant.ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped.htm, свободный.
Скальсий И.А., Вострикова Е.А., Крылова Г.Г. Организационно-методические основы использования системы дистанционного обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Скальсий, Е.А. Вострикова, Г.Г. Крылова и др. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2015. – 96 с.