СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение ФГОС в образовательный процесс на уроках физической культуры как залог успешной социализации детей с ОВЗ.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные методы работы на уроках физкультуры с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Внедрение ФГОС в образовательный процесс на уроках физической культуры как залог успешной социализации детей с ОВЗ.»

Внедрение  ФГОС в образовательный процесс на уроках физической культуры как залог успешной социализации детей с ОВЗ. 

                                                                               МБОУ СОШ № 55

    г.Нижний Тагил                               

 Чукреева С.Н. учитель ФК




Россия-страна, в которой  будущее принадлежит детям. Отсюда и такое пристальное внимание к образованию детей и подростков, в том числе с ОВЗ. 

Новый стандарт предусматривает создание образовательных программ обучения и воспитания  детей с ОВЗ, обеспечивающих коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии указанной категории детей  и оказание им помощи в освоении образовательной программы. 

Важными аспектами, на которые , при реализации  образовательных программ мы   обращаем особое внимание, это: 

-своевременное выявление детей с трудностями адаптации  и определение их особых образовательных потребностей; 

-определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; 

-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и  групповых занятий для детей с ОВЗ; 

-осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ образовательной программы. 

При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, мы исходим  из возможностей ребенка. Поэтому, задания  им предлагаем  умеренной трудности, но доступные, обеспечивающие переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем эти задачи  усложняем  пропорционально в соответствии с возрастающими возможностями ребенка. 

Постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ позволяет планировать сроки, этапы и основные направления реализации образовательной программы. 

        В младшем школьном возрасте   дети отличаются повышенной возбудимостью или, наоборот, заторможенностью,   имеется отставание в общем развитии. У таких детей рано может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость. Они часто реагируют непослушанием, агрессивным поведением. И поэтому,  физическое воспитание имеет свою специфику, направленную на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.  

На занятиях физической культурой, наряду с физическими упражнениями   коррекционной направленности, используем  упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для выше обозначенной категории детей.  

Положительными особенности  физических  упражнений являются:   

1.глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;   

2.отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);   

3.возможность длительного применения;  

4.универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;   

5.положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;  

6.стимулирующее влияние на все органы и системы организма.  

От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими различные нарушения. При этом  учитываю сопутствующие диагнозы, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.   Проводим  уроки в игровой форме с использованием подвижных игр, так как  большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и , следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом — они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру,  даются  в правильной дозировке, что позволяет развивать  и укреплять  организм, улучшать обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). 

Несмотря на индивидуализацию занятий физической культурой,  для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:  

1.Применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).  

2.Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.  

3.Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.  

4.В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.  

5.Перед занятием помещение надо хорошо проветривать.  

6.Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).  

7.При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки. 

8.Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на уроках  физической культуры. 

      При выполнении всех требований ФГОС нами, как учителями  по физической культуре достигнуты следующие результаты: 

1)Сформированы  умения у детей слушать учителя по физкультуре и  выполнять задания на различных уровнях сложности: здесь используются упражнения, построенные на образах и представлениях, подражаниях звукам в играх разной степени подвижности; 

2)Подбор  основы  видов  движений  способствовал  формированию двигательного умения с учетом возраста.  

3)Развивается внимание, зрительная и слуховая память во время занятий физкультурой; 

4)Обучающиеся получили  представление о здоровом образе жизни; 

5) Дыхательная гимнастика, элементы «весёлого тренинга» (специальные коррекционные упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия)   и   релаксация помогают детям с ОВЗ легче справляться с переутомлением во время всего образовательного процесса. 

 Обязательное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня ,что предполагает физкультминутки во время уроков, ЛФК, коррекционно-оздоровительные упражнения и игры на уроках физической культуры, утренние и вечерние прогулки, подвижные игры на открытом воздухе, спортивные праздники, дни здоровья и спорта. 

 Немаловажно создание комфортного микроклимата на уроке, что способствует достижению оптимального результата. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения  выполняются на фоне позитивных ответных реакций учащегося. 

 Учитель должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям. 

 Это помогает избежать рецидива (страха, неуверенности, нерешительности) в случае повышения эмоционального напряжения и не только прививает любовь и интерес к предмету, но и, несомненно, улучшает физическое и психическое здоровье обучающихся.  

     Таким образом, выполнение требований новых стандартов способствует успешной социализации детей с ОВЗ как в микро, так и в макросоциуме. 

 

 

 

2025 г.