Просмотр содержимого документа
«Внедрение краеведения в стандарты второго поколения»
Эссе на тему:
«Внедрение краеведения в стандарты второго поколения».
На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача, в связи с требованиями к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения - сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. И здесь большую роль играет краеведческая работа. Суть краеведческого принципа в обучении географии заключается в установлении связи изучаемого в школе материала по данному предмету с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края.
Материал, собранный уч-ся о природе края, хозяйственной деятельности местного населения я использую на уроках при изучении многих тем. Например, при изучении темы “План и карта” в 6 классе я привлекаю план своей местности (планы сел Петровка и Михайловка). Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план. Во время этих “путешествий” по своей местности дети идут не по отвлеченным условным знакам. Перед собой они видят образы живых, известных им ориентиров. После такой работы они хорошо ориентируются на любой топографической карте.
В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Например, при изучении понятий: расход реки, строении долины, почва и др. я практикую экскурсии на реку, к карьеру(где видны почвенные горизонты). Более активно удается использовать краеведческий материал при изучении темы “Погода и климат”. Чтобы собрать этот материал, у нас каждый ученик ведет календарь погоды. К моменту изучения темы “Погода и климат” у детей накапливается большое количество материала о погоде своей местности. В период изучения этой темы дети на основе этого материала легче усваивают, как правильно построить график хода температур за месяц, год, в течение суток, как построить розу ветров, видят закономерность между элементами погоды. Можно привлекать факты из местной жизни: о весенних заморозках, (например, как сохранить рассаду помидоров, огурцов и других культур, или как сохранить сад, чтобы им не повредил мороз), учатся предсказывать погоду. Этим подчеркивается практическая важность наблюдения.
При изучении темы “Природные зоны” я исхожу из такого положения: учащиеся, зная природу своего края, при этом непосредственно видя взаимосвязь естественно-географических явлений, легче смогут охарактеризовать любую природную зону. При изучении этой темы желательно организовать экскурсию в лес. В лесу учащиеся установят, какие деревья растут в наших местах, как они используются в жизни людей. Обратят внимание на условия произрастания лесной растительности. Это позволяет перейти к определению, например, понятия «степь», показать коренную разницу между данными природными зонами.
В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках мы с уч-ся необходимо рассматривать практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния реки, леса или выявить самый загрязненный район.
Одновременно с географическими исследованиями необходимо знакомить уч-ся с историческими объектами родного края.
Помимо уроков-экскурсий большую роль играет внеурочная работа по краеведению. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера. Ребятами могут быть изучены многие вопросы во внеурочное время: почвы, реки, растительный и животный мир. Нужно привлекать уч-ся к сотрудничеству, например, с местным лесничеством, можно оказывать лесничеству посильную помощь, где будут формироваться и практические навыки работы в лесу. Ежегодно уч-ся нашей школы, благодаря краеведческой работе во внеурочное время, собирают богатый материал о своем родном крае и выступают на научно – практических конференциях со своими исследовательскими работами, где вносят практические советы по улучшению экологии родного села, помогают лесничеству (сбор желудей, прополка саженцев дуба и т.д.)
Кроме того, краеведение способствует совершенствованию и углублению знаний учителя и его педагогического мастерства.
Работа на школьной метеостанции Изучение ПК реки
Эссе подготовила: учитель географии МКОУ Петровской СОШ
Гермоненко Г. Н.