муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Методические рекомендации для методистов, педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования:
«Внедрение новых форм для организации образовательного процесса
в системе дополнительного образования»
Федоренко Анжелика Андреевна
методист МБОУ ДО Дом детского творчества
г. Давлеканово - 2023 год
Аннотация
Актуальность выбранной темы связана с тем, что современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. Организация образовательной деятельности и реализация дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий требуют, как нормативной поддержки, так и понимания, какие направления и формы этой работы могут быть реализованы в дистанционном формате.
Адресаты: Методические рекомендации предназначены для использования организациями, реализующие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Методические рекомендации разработаны с целью обзора современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей обучающихся. В рекомендациях определены основные понятий: перевернутое обучение, геймификация, баддинг, сторителлинг, сетевые технологии, интернет-серфинг, мобильное обучение.
Методические рекомендации разработаны в соответствии:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка………………...…………………………...5
2. Нормативно-правовая база…………………………..……………..5 - 6
3.Новые технологии и формы организации образовательного пространства
3.1. «мобильное обучение»…………………………………………..7 - 8
3.2.«перевернутое обучение…………………………………………9-10
3.3.«сторителлинг»…………………………………………..……….10-12
3.4. «оптимизация образовательного процесса…………………….12-13
3.5. «микрообучение…………………………………………………13 -15
3.6. «геймификация» ………………………………………………...15-17
3.7. «интернет-серф.…………………………………………………17-17
3.8. «баддинг» ………………………………………………………..17-18
4.Заключение……………………………………………………………….19
5. Используемая литература………………………………………………19-21
1. Пояснительная записка
Новые форматы организации образовательного пространства сегодня успешно применяются в системе дополнительного образования детей. Обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневой системы обучения, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности.
Целью методических рекомендаций обновления содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей является качественная модернизация содержания программ дополнительного образования детей путем реализации на практике идей непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности.
Педагог дополнительного образования должен искать новые формы и технологии организации образовательного пространства, для использования в своей педагогической деятельности, которые должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.
2. Нормативно-правовая база.
Основанием для реализации в образовательных организациях дополнительного образования обучающихся являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
3. Новые технологии и формы организации
образовательного пространства
Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности обучающегося. Анализ практики деятельности учреждений дополнительного образования детей позволяет установить, что функции дополнительного образования реализуются чаще всего не отдельно друг от друга. Наблюдается интеграция содержания, а, следовательно, и функций. содержание образования в учреждение дополнительного образования обеспечивается через варианты интеграции разных направленностей, разнообразных функций деятельности (обучения, воспитания, развития, оздоровления, социальной поддержки, реабилитации и другие) и т.д.
3.1. «Мобильное обучение»
«Мобильное обучение» относится к использованию в обучении мобильных и портативных ИТ – устройств. Интернет стал необходимым образовательным инструментом, технологии более доступные, эффективными и простыми в использовании. Внедрение планшетных ПК, мобильных телефонов делают доступ в Интернет мобильным, что позволяет при обучение использовать электронные учебники и образовательные ресурсы, информационные технологии, учебные курсы, различные файлы и может использоваться при дистанционной форме обучения.
В системе дополнительного образования детей мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет возможность обучаться в собственном ритме, в условиях конфиденциальности.
В образовательной системе должны быть созданы для обучающихся условия при работе с информацией и взаимодействии с другими людьми, что будет формировать умение самостоятельно обучаться. Образовательный процесс ориентируется на гибкое обучение в информационно образовательной среде.
Мобильное обучение можно рассматривать как условие и средство для достижения целей подготовки обучающегося к жизни в информационном обществе.
Мобильное обучение и его достоинства:
- увеличение возможностей и равный доступ к образованию;
- персонализированное обучение;
- быстрая обратная связь и оценка результатов обучения;
- обучение в любое время и в любом месте;
- эффективное использование времени на занятиях в детских объединениях;
- создание новых сообществ обучающихся;
- сохранение и развитие ситуационного обучения;
- расширение и развитие непрерывного обучения;
-развитие связей между формальным и неформальным обучением;
- организация помощи обучающимся с ограниченными возможностями;
- развитие коммуникативных навыков;
- наибольшая эффективность затрат.
Мобильные технологии обучения становится гибкими: устройства используются в любое время и в любом месте, обучающиеся имеют возможность поддерживать связь с педагогом и друг с другом. Использование мобильных технологий позволяет вовлекать в обучение обучающихся, которые не проявляли себя в традиционной форме обучения.
Функциональный потенциал и технические возможности
мобильного обучения:
- при изучении нового материала (доступ к электронным учебникам, пособиям предлагают широкие возможности образовательного процесса);
- при проведении тестировании, и самостоятельного контроля знаний;
- при организации совместной (коллективной), исследовательской и проектной работе (мессенджеры, командные онлайн-доски, облачные хранилища, вебинары позволяющие быстро и эффективно обмениваться информацией).
Мобильное обучение отличает гибкость и удобство, дает возможность выбирать наиболее благоприятное время для получения образования. При традиционном обучении интенсивность намного обучения ниже, чем у мобильного обучения. Для мобильного обучения обучающийся должен иметь возможность «подключается» к обучению в удобный для него момент, что даёт возможность общения не только со сверстниками, но и с ребятами из других детских объединений, из других муниципальных территорий, городов, регионов России, из других стран.
3.2. Перевёрнутое обучение
Российское образование обогащается новыми методиками и технологиями, изменяются учебные пособия, и подходы к процессу получения знаний. Совсем недавно образовательной новинкой стали так называемые «перевёрнутые» классы.
Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс или «переворот») - это современная технология осуществления процесса обучения, при котором обучающиеся с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время, затем совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а педагог помогает применять полученные знания на практике.
Перевёрнутое обучение (flipped learning) - это формат смешанного обучения, позволяющий «перевернуть» обучение следующим образом:
- взамен выполнения домашнего задания обучающиеся смотрят видео-лекции в сети и самостоятельно изучают теоретический материал;
-на занятиях, используется время с педагогом для совместного выполнения практических заданий.
Такую форму обучения сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и название «перевернутого обучения»). На занятиях акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Видео-лекции это ключевой компонент в перевернутом подходе обучения. На занятиях педагог – выступает консультантом, побуждая обучающихся на самостоятельные исследования и совместную работу. Для обучающихся просмотр видео-роликов, лекций является стимулом для развития познавательной активности. На занятиях обучающиеся учатся не запоминанию учебного материала, а на понимание и анализ, что позволяет педагогу больше уделять внимания отдельным обучающимся, при возникновении проблемы с пониманием изучаемого материала.
Нет единой модели перевернутого обучения. Термин «перевернутого обучения» используют при описании структуры практически занятий, построиных на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в объединении.
Перевернутое обучение предполагает перенос части занятий в виртуальную среду (дистанционное обучение). В качестве инструмента для перевернутого обучения лучше всего использовать небольшие содержательные видеоуроки, презентации, лекции и т.д.
Данная форма организации работы очень удобна для педагогов, возможность контролировать процесс обучения обучающихся через инструменты дистанционного курса (журнал событий, отчет о деятельности, статистика), отражающие посещение занятий в реальном времени каждого обучающегося, их продвижение. Педагог может ответить на заданные вопросы с помощью форума, скорректировать работу группы. Во время очных занятий возможно проведение обсуждений в группе нового материала, применение на практике полученных знаний при выполнении практических заданий, тестов, контрольных и итоговых работ.
В дополнительном образовании использование данной системы может быть очень эффективной. Главное при использовании данной системы обучении акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Среди популярных форм занятий при перевернутом обучении – выполнение упражнений, проведение дискуссий и презентация проектов.
3.3. Сторителлинг
Сторителлинг (от английского – storytelling, story - миф, история и telling - ритуал, представление) означает искусство увлекательного рассказа.
Сторителлинг - метод передачи информации при помощи небольших повествовательных текстов, направленных на решение педагогической задачи обучения, наставничества, развития и мотивации. Сторителлинг - это формирование эмоциональных связей, при помощи которых можно управлять вниманием и чувствами обучающихся, расставлять нужные акценты и уделять внимание более важному.
Метод сторителлинга имеет высокий дидактический потенциал и может использоваться при решении педагогических задач: передачи информации, повышения мотивации, развития коммуникативных компетенций.
Цифровая разновидность сторителлинга - комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие.
Цель сторителлинга – привлечь и удержать внимание с первой секунды и на протяжении всей истории, вызывая у обучающегося симпатию к главному герою истории, чтобы донести до него основную мысль.
Виды сторителлинга:
Устный сторителлинг неотъемлемая часть при публичных выступлениях, главная часть его - взгляд, эмоции, жесты, личность говорящего. Применяется в презентациях и в межличностном общении.
Письменный сторителлинг – технология влияния и завоевания внимания аудитории.
Цифровой сторителлинг применяют в сайтостроении, социальных сетях, при создании презентаций и видеороликов. Цифровой сторителлинг – метод электронной коммуникации, основанный на организации мультимедийного контента вокруг одной истории. Цифровой сторителлинг - актуальный формат цифровой коммуникации и имеет множество технических решений, подходов.
Методологическая основа сторителлинга - объединение разных мультимедийных средств при представлении одной истории, что способствует развитию универсальных учебных умений: творчески и критически мыслить, работать с информацией с использованием цифровых технологий, эффективно использовать устную и письменную коммуникацию, работать в сотрудничестве.
В дополнительном образовании педагог умеет привлечь внимание аудитории, рассказав уместную историю, иллюстрирующую излагаемый материал. Дидактический потенциал этого метода для того, чтобы удержать внимание обучающихся, рассказать историю, создать персонаж, поддержать сюжет новыми проблемами и загадками. Информация, с помощью историй, лучше воспринимается и запоминается.
Педагоги владеющие профессиональными компетенциями и применяющие современные программы, инструменты и ресурсы (шаблоны, коллекции изображений, видео и аудио-эффекты) делают эту технологию доступной.
В любой истории должен быть главный персонаж (герой или герои истории) и обязательно вызывать симпатию.
История может быть интересна лишь тогда, когда слушатель может ей сопереживать, и представлять себя на месте персонажа. Обучающиеся воспринимают мир целостно, а к фактам нужны эмоции и чувство юмора, что помогает решать любые проблемы.
Воображение ребенка способствует развитию метафорического языка, известно, что метафоры глубоко проникают в подсознание, что будет способствовать развитию гибкости ума.
Структура истории:
1. Вступление – необходимо сделать коротким, и поставить вопрос, обозначающий конфликт или проблему, которую необходимо решить. Педагог должен пробудить у обучающихся любопытство, увлечь его и побудить задать себе вопрос: «А что же будет дальше?».
2. Развитие события - раскрыть сюжетную линию и характер действующих лиц. Часть этой истории усугубляет проблему, создавая определенное напряжение.
3. Кульминация - напряжение становится невыносимым, возникает решение, загадка будет раскрыта. Получаем ответ на вопрос. Как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение. Завершение истории и краткое заключение, подведение итога рассказа одним предложением.
3.4. Оптимизация образовательного процесса
Оптимизация – это обоснованный выбор условий, средств, действий методов, форм обучения, при рациональности затрат времени педагогом и обучающимся для эффективности образовательного процесса при минимальных затратах ресурсов.
Отличительной чертой в оптимизации образовательного процесса, является применение практических навыков, не отвлекаясь на изучение традиционной теории. Короткие занятия дают возможность оптимально повысить качество обучения, развить у слушателей мотивацию, а также дать возможность им больше времени посвятить освоению практических навыков. Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов. Оптимизация образовательного процесса предполагает выбор не только оптимальных форм и методов, но и учет интеллектуального развития обучающегося, его умения и способности. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных обучающихся будет разным. Оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации. К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к обучающимся.
Условия процесса оптимизации:
- анализ и оценка возможностей педагога;
- анализ и систематизация передового педагогического опыта;
- самообразование педагога;
- диалог с участниками в обсуждении результатов оптимизации процесса обучения.
Основные педагогические действия:
- конкретизация задач;
- выделение главного;
- межпредметная и межнаправленческая координация;
- выбор вариантов на основе их сравнительной оценки;
- дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
- создание необходимых условий;
- управление и самоуправление;
– мониторинг;
- регулирование и корректировка процесса;
- оценка итогов по установленным критериям;
- постоянность и постепенность инновационного процесса;
- анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.
Овладение методикой оптимизации сможет повысить уровень педагогической культуры, при выборе методических подходов в организации учебно-воспитательного процесса. Педагог должен владеть основными педагогическими знаниями и умениями, понимать задачи образования, воспитания и развития обучающихся, владеть технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
Оптимизация опирается на лучший передовой опыт педагогов и является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.
3.5. Микрообучение
Микрообучение термин с англ. Microlearning - это обучение небольшому объёму материала за короткий промежуток времени. Микрообучение - это форма образования, предполагающая разбивку процесса получения знаний на очень короткие интервальные занятия, длительность от 1 до 5 минут, в течение которых обучающиеся получат новую информацию, ответят на вопросы или повторят пройденный материал. На смену долгим лекциям приходят короткие занятия, которые могут быть приостановлены и возобновлены в любое время.
Материал представляется обучающимся небольшими блоками. Формат подачи информации разнообразен – интерактивное видео, игры, квесты, викторины и др. Длина информационных блоков – ключевой фактор микрообучения. Разбивая большую тему на несколько коротких, объясняющих какую-то одну из составляющих, педагог способствует лучшему ее усвоению, так как максимальный уровень внимания у человека – пять минут.
В системе дополнительного образования данный подход является эффективным. Обучающиеся приходят на занятия после основной учебы, когда концентрация внимания становится меньше, а работоспособность ниже. Поэтому, слушая новый материал небольшими порциями, усвоение идёт гораздо эффективней.
Особенности микрообучения:
Краткость: модуль максимально краткий и ставит единую цель.
Фокусировка: ориентация на узкие темы.
Автономность: модуль самодостаточен и независим. Он не требует доступа к другим учебным материалам, а является лишь частью всего курса обучения.
Разнообразие: применяютсмя различные форматы обучения - подкасты, короткие видео, карточки, инфографика и др., что повышает интерес к обучению.
Интерактивность: включает в себя вовлечение и взаимодействие обучающихся в процесс обучения.
Гибкость: можно обучаться на нескольких устройствах - смартфонах, планшетах, ноутбуках и ПК.
Преимущества микрообучения:
1. Целенаправленность.
Каждый модуль охватывает лишь одну цель обучения и отфильтровывает ненужный контент, что позволяет избежать большого объема учебной информации и повышает способность и её запоминания.
2. Обучение в удобное время
Получая доступ к актуальной информации обучающиеся могут быстро получить то, что им нужно и быстро решать проблемы или восполнять пробелы в знаниях. Микрообучение подходит и для корпоративной среды электронного обучения, где обучение сосредоточено на передаче знаний.
3.Легкое запоминание.
Человеческий мозг лучше усваивает и сохраняет информацию в небольших объемах.
4. Мобильное обучение.
Современные школьники хотят учиться в любом месте, в любое время и на устройстве по своему выбору. Это может быть смартфон, планшет или любое другое портативное устройство, где они могут в свободное время найти например, инфографику. Поэтому микрообучение с его кратким и актуальным содержанием идеально подходит для мобильного обучения.
5.Занимательно. Микрообучение за счет своего разнообразия привлекает внимание обучающегося, которому становится интересно учиться.
6. Эффективность
При подготовке микрообучение требует меньше времени и ресурсов, что сокращает цикл разработки и снижается себестоимость продукции.
Недостатки микрообучения:
1. Не подходит для сложных задач или навыков.
Микрообучение предназначено для легко усваиваемых микротем, задач. И направлено на быстрое и эффективное онлайн обучение.
2. Является фрагментом содержания.
Каждый самодостаточный модуль дает обучающимся небольшую, но целевую информацию. Микрообучение может легко оказаться фрагментированным и разъединенным, что приведёт к тому, что обучающиеся не могут осмыслить и усвоить общую картину.
3. Не поможет при достижении долгосрочных целей.
Микрообучение становится менее эффективным, когда дело доходит до долгосрочных целей, где обучающиеся должны углубиться в тему.
3.6. Геймификация
Геймификация (от англ. - Gamification) - это технология приспособления игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности обучающихся в процесс обучения. Сегодня в образовательный процесс внедряются принципы геймификации от детского садика и заканчивая аспирантурой.
Геймификация в образовании явление не новое, новый скорее термин и его определение. В упрощённом виде она существовала и в советской школе (игровые моменты, настольные, деловые, ролевые игры, викторины и т.д.).
Примеры геймификации в дополнительном образовании:
- игротеки;
- неделя игрушек и игры;
- применение квестов, викторин, брейн-рингов, интеллектуальных турниров;
- работа с дошкольниками: обучение в процессе игры;
- системное включение игр и игровых моментов в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы;
- применение тренингов и игротехнических приемов и методик.
В дополнительном образовании технологию геймификации используют в качестве симуляторов, для моделирования, прогнозирования и на занятии можно подключить обучающихся с любой точки доступа в Интернет.
Причина повышенного внимания к геймификации связана с новыми возможностями. Игра становится не дополнением к занятиям, а его неотъемлемой частью.
На традиционных лекционных занятиях обучающиеся могут получать знания и находить ответы на многочисленные «почему» и «зачем», но стремление задавать эти вопросы отсутствует. Геймификация этот парадокс (недочет) устраняет и делает обучение интерактивным. Она включает в процесс всех, используя следующие элементы:
- Динамика, создание легенды. Это может быть история с неожиданными сюжетными поворотами, где от решения обучающихся зависит исход событий. У них должно быть ощущение сопричастности, вклада в общее дело.
- Мотивация. Поэтапное изменение и усложнение целей по мере приобретения слушателями новых навыков и компетенций. Это помогает удерживать внимание, сохраняет их вовлечённость.
- Взаимодействие пользователей. Постоянное получение обратной связи от педагога, коллег, обучающихся. Это даёт возможность получить оценку своих действий и скорректировать их, если была допущена ошибка.
Педагог должен понимать, что геймификация хоть и универсальный инструмент вовлечения обучающихся в образовательный процесс, но не панацея от всех проблем. Положительный момент использования геймификации заключается в том, что во время игры намного быстрее и проще развиваются soft-skills (личностные качества): командная работа, коммуникабельность, открытость, креативность и т.д.
Виды геймификации в образования:
- основательная, обучающийся полностью погружен в игру;
- поверхностная, применяется частично элементы игры в процессе обучения;
- промежуточная, совмещение подходов основательной и поверхностной.
Положительные аспекты:
- обучение становится интересным;
- применяются знакомые игровые действия;
- стимулирует мотивацию;
- направляет обучающегося на самостоятельное обучение;
- побуждает применять знания на практике;
- развивают организованность и умение работать в команде.
Отрицательные аспекты:
- обучение становится азартным, и теряет суть обучения;
- отсутствие конкуренции и соревновательного отношения между обучающими;
- по времени разработки для педагога затратное.
Создание игры:
Сюжет это снова игры, необходимый для вовлечения обучающихся в игру, чтобы вывести их на результат.
Определите цель. Не всегда цель игры и цель занятия могут не совпадать.
Определение игровой механики - это правила, по которым работает игра. Распределение ролей - позволяет более глубоко вовлечь в обучение, учит командному взаимодействию.
Привычные вещи можно использовать в необычном ключе.
Например, планшеты и телефоны, можно использовать определенные приложения, которые необходимы при выполнении занятий.
Геймификация - это важный и интересный метод, но необходимо помнить, что обучение - это серьезная деятельность, она должна быть интересной, практико-ориентированной и направленной на развитие личностных качеств обучающихся. Геймификация - одно из основных направлений в развитии дистанционного и электронного обучения.
3.7. Интернет-серфинг
Интернет-серфинг – это процесс поиска информации по интернету на заданную тему. Он заключается в использовании возможностей Интернет. Педагог формирует задание для обучающихся на поиск информации в сети. Обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск информации, параллельно получая информацию о предмете обучения. Интернет-серфинг часто используют в конкурсах, в качестве пост-тренингового сопровождения. Можно формировать задания на регулярной основе.
3.8.Баддинг
Баддинг (англ. budding, - приятель, товарищество) - метод обучения, основанный на предоставлении друг другу информации и установлении объективной и честной обратной связи. Баддинг подразумевает поддержку в достижении целей (личных или всего коллектива), а также в приобретении новых навыков, способ группового обучения, когда обучающиеся самоорганизовываются в небольшие группы и изучают материал совместно.
Метод баддинг – применяется в наставничестве обучающихся, своеобразная дружеская поддержка. Обязанности бадди оказывать помощь в решении всевозможных вопросов на регулярных встречах, способствовать необходимым связям, попутно разъяснять принятые правила этикета.
Модель баддинг - наставничества активно реализуется через ученическое самоуправление. Именно такая форма организации воспитательного процесса помогает формировать у обучающихся активную жизненную позицию, включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни лицея, города и государства. Инициативные обучающиеся приглашают других обучающихся в свой круг. Чтобы сформировать группу, нужны три ингредиента: сильный лидер (тот, кто организует группу и будет ее вести до финала), единомышленники примерно равного уровня подготовки (нет смысла смешивать двоечников и отличников) и общая цель, ради которой создается группа (она должна быть понятной и осязаемой). Обучающиеся подбадривают друг друга, делятся информацией в изучении материала, что формирует между всеми членами команды прочие связи. Весь объем изучаемого материала (задания) распределяется в равных долях между участниками группы, что позволяет каждому более глубоко изучить его и вынести самое важное в небольшие конспекты. Затем, обмениваются своими конспектами и готовятся к тесту, занятию или экзамену самостоятельно. В идеале каждый член группы получает качественный материал, который позволяет быстрее и эффективнее подготовиться к занятию. При применении баддинга для обучающихся эффективно распределяются временные ресурсы и мотивируют друг друга общей целью.
«Собраться вместе - это начало. Держаться вместе - это прогресс. Работать вместе - это успех» сказал Генри Форд.
4. Заключение
Данные методические рекомендации помогут педагогам организовать и выстроить занятия и мероприятия с использованием различных электронных образовательных ресурсов и применением новых технологий и форматов обучения. Новые форматы организации образовательного процесса во многом определяют то, как мы учимся, работаем, общаемся и живём. Модернизируется процесс обучения, где основная функция педагога заключается уже не в трансляции и контроле переданных знаний и умений, а в организации и сопровождении процесса самообучения. Дополнительное образование детей позиционируется как открытое, вариативное образование, творческая созидательная деятельность в социуме.
Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования.
Подводя итог можно сказать, что в современной практике обучения существует огромное количество различных методов, форм обучения. Выбор методов всегда зависит от конкретной цели: приобретение новых знаний, формирование умений и т.д. Педагогам следует грамотно использовать сочетание различных методов обучения и способствовать раскрытию внутреннего потенциала обучающегося, поиску новых возможностей для достижения цели.
5. Используемая литература
1. Соловьева Ю. А., Нагрелли Е. А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(49).
2. Маленкова Л. О. Корпоративное обучение педагогов: зарубежный опыт // Электронный научно-педагогический журнал. 2007.
3. Агнес Кукульска-Хьюм Мобильное Обучение //Аналитическая записка ИИТО. 2010.
4. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015.
5. Кутузов А.В. Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема // Журнал «Гуманитарный вектор». 2015. № 1.
6. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий».
Интернет-ресурсы:
infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-novye-format...o-obraz-4060411.html (дата обращения 19.03.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
infourok.ru/referat-po-teme-sovremennye-tehnologii...sistemy-4898702.html (дата обращения 23.02.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный
we.study/blog/mobile (дата обращения 05.02.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
docplayer.ru/26004153-Mobilnoe-obuchenie-kak-novay...a-v-obrazovanii.html (дата обращения 03.03.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
docplayer.ru/57827541-Udk-mobilnoe-obuchenie-kak-n...a-v-obrazovanii.html (дата обращения 16.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
kateriinkaartemyevabaranovichi-blog.blogspot.com/p/blog-page.html( дата обращения 22.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.nitforyou.com/flippedclassroom/ (дата обращения 29.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
www.informio.ru/publications/id4055/Mobilnoe-obuch...nie-formy-i-sredstva (дата обращения 13.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/10/10/mob...logiya-v-obrazovanii (дата обращения 30.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
core.ac.uk/download/pdf/156948436.pdf (дата обращения 13.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
pandia.ru/text/80/556/13.php (дата обращения 13.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/414527-storitelling (дата обращения 13.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/106-ict/15936-Ispol...akh_informatiki.html (дата обращения 23.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
vuzlit.ru/949463/didakticheskie_osnovy_ispolzovani...stroystv_obrazovanii (дата обращения 10.06.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
rosuchebnik.ru/material/flipped-classroom/ (дата обращения 03.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
vedenev.livejournal.com/23566.html (дата обращения 27.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5993/1/22Kolesnikova2.pdf (дата обращения 12.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
akafi.ru/wp-content/uploads/2021/03/27.-Программа-Планшет.pdf (дата обращения 23.06.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
metod.mob-edu.ru/mobilnoe-obuchenie-v-sovremennoj-shkole/ (дата обращения 13.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
http://informatiki.tgl.net.ru/metodikaprepodavanija/storitelling.html (дата обращения 13.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
http://www.emissia.org/offline/2007/1176.htm(дата обращения 23.05.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf (дата обращения 13.02.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
https://rosuchebnik.ru/material/flipped-classroom/ (дата обращения 13.04.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
https://ino.mgpu.ru/notes/gejmifikatsiya-v-obrazovanii/ (дата обращения 21.06.2021 г.). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.