СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс учащихся"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Использование проектной методики в процессе обучения иностранного языка. Описаны разные виды проектов и этапы работы с проектом.

Просмотр содержимого документа
«"Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс учащихся"»

МКОУ «СОШ №1 п Пристень»

Пристенского района Курской области












Выступление

на педсовете



«Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс учащихся»






Подготовила:

учитель немецкого языка

Горбачёва Е.Н.










октябрь 2018г.

Современные условия жизни выдвигают новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит коммуникативная компетенция. А основным средством обучения иностранному языку является языковая среда.

Использование на уроках проектной методики, способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. Проектная методика развивает у школьников творческие способности, самостоятельность, активность.

Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Организуя работу над проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

2. Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (немецко -говорящих).

3. В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

4. Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка и т.д.)

 Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих  методов.
К использованию метода проектов существуют   следующие дидактические требования:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  1. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
    5. Использование  исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, креативность, активность, самостоятельность.

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка: 
1. Конструктивно - практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание). - 5-7 классы
2. Игровые - ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.  –  8-10 классы
4. Проекты конкретного социологического обследования. –  9 классы
5. Издательские проекты –  9 классы.
6. Сценарные проекты – 6-9 классы
7. Творческие работы (8-11 классы)

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I. Подготовительный,  который включает в себя следующие шаги:

1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;

2)Выдвижение идеи учителем на уроке;

3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

II. Организация работы:

 1)Формирование микрогрупп;

 2)Распределение заданий в микрогруппах;

 3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

III. Завершающий этап:

 1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);

 2) Обсуждение способа оформления проекта;

 3) Документирование проекта;

 4) Презентация результатов проекта всей группе в рамках недели иностранного языка;

 5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск газеты, рефераты, творческие работы, сочинения  и др.)  Проектная деятельность немыслима без применения ИКТ. 

  В 5 классе обучающиеся  разрабатывали  проект «Книга о себе», где они рассказали о себе, своей семье, своём домашнем животном, своём друге, подруге,  своём доме, о старом немецком городе, родном городе и городе своей мечты. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch.” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел «Projekte, Projekte». Работе над проектом предшествует кропотливый труд. Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю обучающихся с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Они сами находят страницу со словом «Projekte», тут же обсуждают тему проекта и выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в  учебных материалах  .

Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению,  что говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.  В начале основного курса я нацеливаю обучающихся  на то, что в конце года они будут защищать свой проект «Мой город». В течение же года они должны накапливать материал. В  конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка. Мастерят из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.

В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня,  при чём начинают появляться уже проекты в электронном варианте.

В 6 классе в качестве  исходного первого проекта используется творческая работа, сочинение, коллаж по теме « Мои летние каникулы».  Данный проект выражается в любой произвольной форме.  Обучающиеся могут писать сочинения, делать презентации, газеты, коллаж.  В качестве проектной работы на данном этапе обучения обучающиеся  в основном используют собственные иллюстрации и творческие работы  по темам « Времена года», « Урожай», « Школа моей мечты» , «Моё расписание уроков», мини-сочинение или монологическое высказывание «Мой любимый урок», «Мой любимый учитель» с опорами на речевые образцы, вопросы по теме, ассоциограммы и аналогичные упражнения.  Презентация, как исследовательская работа и  проект,  выполняется по теме «Моя школа»,  в которой обучающиеся применяют собственные фотографии  школы.

Постепенно совершенствуя свои знания, умения и навыки, обучающиеся выполняют более сложные творческие проекты,  исследовательские работы.

Так обучающиеся 7 класса участвуют в конкурсе презентаций «Моя Родина», «Мой родной город», школьники описывают своё любимое место, защищают проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы».

Школьники создают  изложения с элементами  размышления на заданную тему с опорой на речевые  клише, делая выводы и заключения по теме. Очень активно в 7 классе обучающиеся используют в качестве проектной работы  презентации.

  На старшей ступени обучения школьники имеют больше возможностей  самостоятельного поиска и выполнения творческих работ с помощью Интернет – ресурсов. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

 При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 классы),

 Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8 классы). Обучающиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке. Это и презентации, и сочинения, и журналы,  экскурсионные программы пребывания, сценарные - диалогические проекты «В магазине», «Мы покупаем продукты», «Мы покупаем предметы одежды», «Я собираю чемодан», Анкета пребывания и отъезда в другой город себя и своего друга – подруги и др.  Все эти проекты имеют большую практическую значимость для устной речи и говорения в рамках изучаемого языка.

Интересны работы учащихся 9 класса, которые создают презентации «Мой любимый автор (книга)», письменные, творческие  работы «Аннотация к книге», «Книжный каталог», «Молодёжные субкультуры» в форме презентации или реферата, различные социологические исследования «Читаем ли мы книги?», «Наши занятия спортом» и др.

В 10-11 классах ребята представляют проекты по темам:  “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle des Theaters und  Kino im Leben des Menschen  ”, “Die Wissenschaft”, “Musik ” Это и написание эссе ( в рамках подготовки к ЕГЭ), рефераты, научно – исследовательские работы, доклады и конечно же презентации.

Проектная деятельность используется в школе  не только на уроках,  но и во внеурочной деятельности.

Существуют различные виды и формы проектной работы. 

–  Проекты, выполненные на уроках и для уроков;

  • Проект немецкого языка «Мы любим немецкий язык» - подготовка к внеклассным мероприятиям «КВН», «Рождество», «Пасха», «Праздник осеннего урожая» и др.

– Проекты в рамках предметной недели.

Таким образом, подход к организации проектной деятельности с использованием информационных технологий способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.

Вовлечение учащихся в проектно-ориентированную деятельность на уроках немецкого языка, дающую возможность познакомиться с менталитетом немцев, сравнить типичные черты характера немецкого и русского народов, сравнить реалии жизни в Германии и в России в ходе совместной творческой познавательной деятельности, не только расширяет горизонты, но и побуждает взглянуть на свою родную культуру как бы со стороны: какая она, лучше или хуже, в чём её сходство с другими и в чём её отличие. Это позволяет формировать учащегося как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, а также развить его общечеловеческое сознание.

Трудности при работе над проектами неизбежны. Дети не всегда готовы обсуждать вопросы на языке, присутствуют речевые ошибки. Поэтому учителю необходимо перед разработкой проблемы ввести и отработать лексико-грамматический материал, подсказать направление поиска, дать опоры. Также требуется знание психологических особенностей и творческих наклонностей детей. И все же данная форма работы приносит удовлетворение от полученных результатов.

При выполнении проектной работы школьникам приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые структуры учащиеся должны употреблять в процессе презентации работы. Таким образом, происходит их изучение и закрепление. В ходе подготовки презентации предусмотрены беседы и дискуссии по теме, дополнительные вопросы. Тут можно говорить об использовании частично подготовленной диалогической и монологической речи. Это может происходить благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе и учащийся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во-вторых, тем, что речевая деятельность школьника приобретает мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную и интересную для него тему на основе собранной им информации, фактов и дополнительных материалов. В группе с низким уровнем обучения не предусмотрены дискуссии и устные обсуждения.

Проведенные ранее проектные работы с учащимися показали, что, если в процессе обучения ИЯ использовать наряду с традиционными формами так же и проектную работу, то, во-первых, повышается мотивация к изучению ИЯ, во-вторых, расширяется словарный запас учеников и повышается общий уровень владения ИЯ, и, в-третьих, развивается лингвострановедческая и межкультурная компетенция учащихся.

На мой взгляд, в проектной методике заложен большой потенциал для решения таких задач, как преодоление боязни публично выступать и говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же в свою очередь выступает в роли помощника.