Внедрение современных образовательных технологий на уроках физической культуры, в школах реализующих АООП, для детей с интеллектуальным нарушением
(умственная отсталость).
Моей темой по самообразованию, на меж аттестационный период, является внедрение образовательных технологий на уроках физкультуры. В своей статье хочу представить результаты наблюдений и работы непосредственно по данной теме.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Для детей с нарушенным интеллектом как нельзя важно выделить и применить, правильно подобранны инновационные технологии, которые позволят получить максимально эффективный результат. Поэтому, основной задачей в моей деятельности на меж аттестационный период стала задача подбора методов и форм организации работы на уроках физкультуры, инновационных образовательных технологий которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и физических способностей у обучающихся с нарушенным интеллектом (умственной отсталостью).
Считаю принципиально важным решить проблему отношения доверия ребенка к взрослому, иначе применяемые формы и методы не будут столь эффективными, как я ожидала. Поэтому, считаю что в общении с детьми нужно придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». И основная моя работа будет нацелена на содействие становления ребенка как личности, как участника образовательного процесса.
Сегодня много говорим о педагогических технологиях но вначале начале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, обучающих и воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровая технология;
технология «ТРИЗ»
технологии предметно – развивающей среды.
Раздел: здоровьесберегающих технологий.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека, его обучения невозможно без построения системы выбора здоровьесберегающих педагогических технологий. Выбор зависит:
от типа обучающего учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой происходит обучение,
конкретных условий позволяющих применять те или иные технологии,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка, тренажеры
стречинг.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
бассейн
точечный массаж (самомассаж)
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Игро тренинги и игро терапия
Занятия из серии «Здоровье»
Коррекционные технологии
Для осуществления физического развития и оздоровления организма обучающихся в начальной школе мной используется не стандартное оборудован которое повышает интерес детей и является более доступным в использовании как для работы, так и для изготовления.
1.«Турмалиновый коврик, который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса и поясничного отдела позвоночника.
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки, воздушные шары разного размера и цвета, позволяющие обучение цветовой гаммы).
В программу АФК для оздоровления включены разные методики, спектры медико-восстановительных приемов, способов:
- мимические разминки;
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика по Стрельниковой (способствует развитию и укреплению грудной клетки);
- точечный массаж;
- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Как реализуются поставленные цели на практике в школе-интернат?
Прежде всего, практический материал отрабатывается не посредственно на уроках физкультуры и АФК, а так же на спортивной секции и во внеурочной деятельности. Это динамические паузы, спортивные и дидактические игры, народные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, самомассаж, психогимнастика, коммуникативные игры по оздоровительной программе «Тропинка к нашему здоровью».
Динамические паузы, провожу в основном в конце или в самом начале урока по физкультуре и АФК. Они включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики по Стрельниковой и других в зависимости от вида занятий.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой нужно немедленно прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение нового комплекса нужно проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю, не зависимо от количества проводимых занятий. Это может быть как одно в неделю, так и два, а то и три, четыре.
Систематическое использование физкультминуток обеспечивает улучшение психоэмоционального состояния ребенка, а так же его отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
Подвижные и спортивные игры проводятся во время уроков и на прогулках во вторую половину дня. Для закрепления материала могут использоваться на уроках АФК
Релаксацию. Проводят воспитатели во вторую половину дня, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех обучающихся в школе. При проведении таких занятий можно использовать классическую музыку.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Она проводится в любое удобное время, но в основном на уроках АФК.
Гимнастика для глаз по методу Бейтца. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время а особенно во время уроков, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная по Стрельниковой проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время уроков и при выполнении домашних заданий связанных с высоким умственным напряжением.
Физкультура и уроки АФК проводятся в хорошо проветренном спортивном зале или по возможности на спортивной площадке с графиком проведения : 2 урока физкультуры и один урок АФК. На роках используются все выше перечисленные приемы оздоровления обучающихся.
Коммуникативные игры и упражнения по программе: «Дорога к нашему здоровью»
провожу на спортивной секции 1 раз в неделю по 40 минут с младшего возраста. В них входят беседы, игры разной степени подвижности, полоса препятствия, которые помогают адаптироваться детям в коллективе и учит ориентироваться на местности. Так же игры такой направленности проводит психолог.
Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физкультуры, в целях профилактики простудных заболеваний проводят как учитель, так и воспитатель, находящийся на группе во второй половине дня на воспитательском часе.
Психогимнастика. 1 раз в неделю с младшего возраста.
Литература:
1. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. Программа закаливания, оздоровления, организация игр, секций, досуга. Болонов Г. П. – М.: ТЦ Сфера, 2003 . 2 . Профилактика заболеваний на уроках физической культуры [текст]/Физическая культура в школе. Понер В. А., Понер А. П - №2, 2008.
3. Дыхательные упражнения. Восточная гимнастика Цигун [текст]/ Спорт в школе . Николаев А - №20, 2004.
4. Физическое воспитание, спортивно-массовая и оздоровительная работа в образовательных учреждениях - Сборник №1, 2006
5. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. Кочеткова И. Н. – Москва, 1990.
6. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. Карпушко Н.А. – М.: Просвещение, 1998.
7. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. Матвеев Л.П.– 1995. – № 7. 16. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко.