Внедрение в педагогическую практику ЭФУ и электронных приложений: проблемы и поиск путей их решения. Использование ЦОР на уроках в начальной школе: из опыта работы
Подготовила: Шаралдаева М.Ц.,
учитель начальных классов
МБОУ «Алцакская ООШ»
«При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ, пункт 2
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ , ст. 16, пункт 1
«В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ , Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, пункт 1.
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
https://rosuchebnik.ru/l/innoschool/
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
Что такое ЦОР?
ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
Наборы ЦОР, расширяющие учебники/УМК - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
- ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Наборы ЦОР, расширяющие учебники/УМК - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Что такое ЦОР?
Электронные средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы
Инструментальные и прикладные
программы
Информационные ресурсы
Интернета
Цифровые образовательные ресурсы
Электронные учебники на CD дисках,
электронные приложения к учебникам
Базы цифровых образовательных
ресурсов в сети Интернет
http://fcior.edu.ru/
Апробированные авторские методики
по использованию ЦОРов
в образовательной деятельности
ЦОР: требования и возможности
Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства:
- при подготовке к занятию;
- непосредственно при объяснении нового материала,
- для закрепления усвоенных знаний,
- в процессе контроля качества знаний;
- для организации самостоятельного изучения обучающимися
- дополнительного материала и т.д .
Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
Как и на что влияет ЦОР в учебном процессе
- Повышают эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
- Дают богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся ( электронное приложение к учебнику ).
- Позволяют показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация ). Учебный фильм , флеш.
- Усиливают наглядность. Повышают интерес учащихся.
- Дают возможность показать объекты, которые другим способом показать нельзя. Виртуальная экскурсия
- Позволяют качественно закреплять и отрабатывать навыки у большого числа учащихся при использовании локальной сети. Тест
Электронное приложение к учебнику
Анимация
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
19
Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам;
- соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника;
- обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
- учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
- содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
- содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
- обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.
19
Нормы СанПиН
Работа с компьютером
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
- для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
- для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
- для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
- для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Работа с интерактивной доской
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
- в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;
- в 5-11 классах — 10 минут.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
- в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
- 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
! С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
19
Основные аспекты ИКТ- компетентности учителя
- наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ
- эффективное , обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата
19
Использованные источники
- Официальный сайт минобрнауки.рф
- www.fcior.edu.ru
- school-collection.edu.ru
19