СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внедрение в школьную практику подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов обучения и преподавания» (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя-лидера по внедрению в школьную практику подхода Lesson Study.

Просмотр содержимого документа
««Внедрение в школьную практику подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов обучения и преподавания» (из опыта работы).»

ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ПОДХОДА LESSON STUDY В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

(из опыта работы)

Менькова О.В.

учитель 1 уровня

КГУ «Валеологическая

специализированная школа-

комплекс для одаренных детей»

управления образования ВКО


Основным содержанием моего выступления является внедрение в школьную практику нового педагогического подхода - Lesson Study и проведение совместно с группой учителей нескольких его циклов, включая совместное планирование, проведение и обсуждение урока. (Слайд 1).

«Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.» Этот подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия. (Слайд 2).

Подход Lesson Study в последнее время получил широкую популярность за пределами Японии, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Исследователи названных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, которые были продемонстрированы в рамках международных исследований. Макото Йошида утверждает, что этот успех обусловлен широким использованием в японских школах данного подхода. И поэтому в настоящее время Lesson Study активно внедряется и в ряде стран Восточной Азии (в Гонконге, Сингапуре, Китае) и в западных странах (США, Великобритании, Швеции, Канаде) в качестве подхода для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики. В последние годы этот подход стал применяться и в Казахстане.

Lesson Study является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы.

Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: «Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?» (Слайд 3).

Lesson Study – это педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Это цикл, включающий не менее трех уроков, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей. Используя LS, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения. Ведь открытые уроки – это показательные уроки, которые не дают возможности проследить за отдельными учениками, а при подходе LS можно увидеть ошибки учащихся и учителей, понять, как их избежать и повысить качество преподавания и обучения.

Цели Lesson Study: совершенствование методики преподавания и повышение уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, разработка концептуальных педагогических подходов.

В связи с этим, в нашей школе была создана группа Lesson Study из творчески работающих учителей, которым нравится задача внедрения в школе нового профессионального подхода к обучению. Нашей задачей является внедрение данного подхода в свою педагогическую и практическую деятельность.

В прошлом учебном году в школе группой учителей был проведен цикл Lesson Study, с целью совершенствования диалогического подхода в обучении и преподавании. Мы работали над проблемой «Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления». В результате проведенных уроков мы пришли к выводу, что работа в группе стимулирует общение среди учеников, помогает выполнять задания грамотно и в отведенное время. Был отмечен прогресс в знаниях каждой категории учащихся. Все это было для нас ново, интересно и очень сложно.

В 2014-2015 учебном году приоритетом плана развития школы является – «Улучшение процесса обучения и преподавания через активное внедрение новых подходов в обучении и преподавании».

Группой Lesson Study была выдвинута и разработана новая проблема, выяснить «Влияет ли использование групповой работы на умение учащихся высказываться, аргументировать свое мнение и слушать мнение окружающих?»

Руководствуясь трудом Пита Дадли «Lesson Study: руководство», была организована работа нашей творческой группы.

Этап 1 – Определение команды из 4 человек, в которой под руководством учителя 1 уровня сотрудничают заместитель директора, учитель начальных классов и информатики и педагог-психолог. Были определены правила работы группы, выдвинута проблема, определены ожидаемые результаты работы группы.

На слайде представлен 1 урок данного цикла, все его этапы. (Слайд 4).

На 2-м уроке цикла, который был проведен и проанализирован сегодня, я остановлюсь более подробно.

Этап 2 – Планирование 2-го Lesson Study . Постановка цели урока и его подготовка в условиях консультирования с коллегами. Процесс планирования урока предусматривает от 2 до 6 встреч группы. У нас было проведено 4 встречи. Все сведения были зафиксированы в таблицу планирования урока. (Слайд 5).

Нами было определено, что 2-й урок цикла будет проведен в 3 «А» классе. Будет рассматриваться та же самая проблема. Мы выбрали 3 учащихся, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие показатели (Китаев Михаил), средние (Баржукова Альмира) и ниже среднего показатели в общеучебных навыках или в аспектах обучения (Новиков Данил), касающихся конкретных предметов. Видео 1.

Затем составили и расписали подробно конспект урока, определили ресурсы, которые будут использованы и каким образом; определили временные рамки для каждого этапа. Видео 2.

После этого четко определили ожидаемые результаты от каждого ученика по окончании Lesson Study и каждом из его этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс (используя схему планирования). Распределили между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся будет наблюдать. Видео 3.

Этап 3 – Проведение и наблюдение урока. (Слайд 6).

Коллеги, которые присутствовали на уроке, имели возможность наблюдать совместный продукт деятельности группы. И, несомненно, обратили внимание на то, что на протяжении всего урока велось наблюдение за 3-мя учащимися. Единственное отступление, в качестве наблюдателей присутствовали все члены группы планирования (так как все остальные учителя школы были задействованы в семинаре). Члены группы письменно фиксировали свои наблюдения в таблицу планирования и наблюдения урока, отмечали ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, замечая степень их соответствия или отличия от, предполагаемого ими, на данном этапе. Устанавливали доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми ожиданиями, отмечая степень их достижений. Причем, наблюдатели были менее концентрированы на учителе и более – на учащихся (исследуемых учениках).

Этап 4 - Опрос исследуемых учащихся после урока. Самым важным моментом для учителей является опрос учащихся после уроков, который мы сегодня провели в форме интервью. По результатам его, можно узнать мнение исследуемых учащихся о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе. Мнение об уроке наших обучаемых для нас наиболее ценно, является информацией для размышлений и побуждает работать над совершенствованием. Видео 4.

Этап 5 - Обсуждение урока и запись обсуждения. Это заключительный этап, который был проведен группой после урока. Урок был проанализирован согласно плану наблюдения, все записи занесены в таблицу обсуждения урока. Составлен кластер по итогам обсуждены. Определены задачи на 3-й урок цикла. Видео 5.

Представление результатов работы коллегам (презентации, видеоролики, «голос ученика»).

Сегодня мы завершили 2 урок цикла Lesson Study уроком русского языка в 3 «А» классе по теме «Словосочетания и предложения», который провела учитель 1 уровня – руководитель творческой группы Менькова О.В.

«Мозговой штурм», совместное определение темы и целей урока, составление коллективного кластера, игровые и творческие задания, разноуровневые задания, взаимооценивание и самооценивание, рефлексия – все эти эффективные методы и формы работы сделали урок продуктивным и интересным. Групповая форма работы, использованная педагогом, позволила учащимся обучаться в сотрудничестве, они учились высказываться, аргументировать свое мнение и слушать мнение окружающих. Наблюдатели отметили прогресс в знаниях, умениях и навыках не только у 3 исследуемых учеников, но и у других учащихся. Но вместе с тем, были определены следующие задачи на 3-й урок цикла.

Методика подхода Lesson Study эффективна, поскольку помогает учителям:

• увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

• увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

• понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

• реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы;

• Использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.

Одной их характерных особенностей данного подхода является рефлексия. Lesson Study - это процесс, позволяющий специалистам-практикам анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы. Это вовлечение в процесс рефлексивного и саморефлексивного исследования собственной практики в целях более углубленного его понимания и дальнейшего совершенствования.

Исследование урока направлено на переосмысление существующей школьной практики, посредством непрерывного выявления проблем, сбора данных, их анализа и на его основе – практических действий.

Lesson study – педагогический подход, который представляет возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе.

Система навыков 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Очень важно, чтобы идеи получали свое реальное воплощение в конкретных классах. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников.

Целью любого начинания в сфере образования должен быть ПРОГРЕСС УЧЕНИКА и никак не меньше. А если этого нет, то нужно еще раз подумать так ли и в том ли направлении мы идем.

Мы очень любим мыслить глобально. Но для того, чтобы идти нужно сделать первый шаг. К сожалению, мы очень часто не понимаем, что мир изменился, изменились и требования к обучению и преподаванию. РАНЬШЕ МЫ ОБУЧАЛИ ПРЕДМЕТУ. ТЕПЕРЬ МЫ ОБУЧАЕМ УЧЕНИКОВ.

Нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто – не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания, на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников.

Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история именно так всегда и происходит». Поэтому, давайте меняться и мир измениться вместе с нами. Ведь еще Д. Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир – приходите в школу и начинайте оттуда».

И в завершение еще одно упражнение: «Прошу поднять руки вверх. Тех, кто готов работать в команде по применению подхода Lesson Study.

И это исторический момент – все готовы. Прошу закрепить аплодисментами.