Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Толпинская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области
Выступление на педагогическом совете : «Внедрение ВФСК «ГТО» и влияние спортивно-массовой работы на формирование уклада школьной жизни»
Выполнил: учитель физической культуры,
Ходосов Евгений Анатольевич.
2016 год.
Программа поэтапного внедрения Всероссийского физкультурно -спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».
Настоящая программа поэтапного внедрения Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» разработана в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2020 годы».
Целью настоящей программы являются популяризация здорового образа жизни, вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой, развитие массового спорта, гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, подготовка допризывников к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Задачи Программы
1. Разработка и реализация комплекса мер в сфере:
формирования и развития стимулов для подростков и молодежи к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, выбору вида спорта для занятий им в школе и системе дополнительного образования
повышения квалификации преподавателей физкультуры, в том числе посредством вовлечения в реализацию данной программы представителей общественных спортивных организаций, профессиональных спортсменов.
2. Организация и проведение комплексного мониторинга уровня физической подготовки обучающихся, а также их предпочтений относительно видов спорта, коррекция на основе полученных данных методических материалов, положений, планов.
Основные способы реализации Программы - это комплексный и системный подход к решению поставленных задач.
Целевая аудитория Програмы - это, в первую очередь, не вовлеченные в спорт юноши и девушки, а также представители педагогической и родительской общественности.
Новизна Программы заключается в организации комплекса мер по созданию и развитию популярных в молодежной среде стимулов к осознанному ведению здорового образа жизни, а также по формированию современных механизмов вовлечения неспортивных ребят в регулярные занятия физической культурой и спортом, в общественно-полезную деятельность.
Система стимулов Программы учитывает возраст целевой аудитории (6-17 лет) и построена на актуальной для молодежи возможности самореализации и повышения своего авторитета среди сверстников посредством личных и командных побед, обладания престижными наградами и призами. Также Программа предполагает ряд привилегий - получение молодыми людьми ценных знаков ГТО, выбор воинской части для прохождения службы, бесплатное или льготное посещение спортивных объектов, соревнований. Эффективность предусматриваемых мер Программы может быть достигнута путем централизации его управления.
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ Программы
Для решения задач Программы предлагается организовать работу по нескольким взаимодополняющим, неразрывно связанным между собой направлениям:
Регулярное тестирование учащихся.
Организация в школе работы спортивных кружков и секций.
Вовлечение учащихся в соревновательную деятельность.
4.Информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной работы.
Первый этап – организационно-экспериментальный (май 2014 года – декабрь 2015 года). Предусмотрено внедрение комплекса ГТО среди учащихся образовательных организаций в 12 субъектах Федерации.
В рамках этого этапа предусматривается апробация комплекса ГТО. Планируется проведение зимних и летних фестивалей комплекса ГТО среди учащихся, реализация организационных мероприятий, включая создание электронной базы данных и интернет-портала; создание и материально-техническое оснащение центров тестирования во всех субъектах Федерации, создание системы обучения кадров, а также информационно-пропагандистское, научное и методическое обеспечение.
Второй этап (2016 год) – внедрение комплекса ГТО среди учащихся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в 12 субъектах Федерации.
Третий этап (2017 год) – повсеместное внедрение комплекса ГТО среди всех категорий населения России.
На втором и третьем этапах внедрения комплекса ГТО в субъектах Федерации предусмотрена реализация следующих ключевых мероприятий:
- проведение начиная с 2017 года первого и второго этапов зимних и летних фестивалей комплекса ГТО среди всех категорий населения;
- проведение ежегодных региональных конкурсов на лучшую организацию внедрения комплекса ГТО среди муниципальных образований, образовательных организаций, трудовых коллективов и общественных организаций.
В нашем районе в феврале прошёл зимний фестиваль ГТО, а также учащиеся 9 -11 классов по своим группам сдали нормы ГТО. В этой сдаче приняла участие и наша школа. 5 учащихся сдали на серебряный значок, 2- на бронзовый.
Физкультурно- оздоровительная,
спортивно-массовая работа в школе
Основной формой физического воспитания в школе до сих пор является урок. Но нельзя недооценивать роль внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Главной целью этой работы - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе должны охватывать как можно больше учащихся. Для этого необходимо планировать всю работу с учетом уровня физического развития детей. Нагрузка, предлагаемая детям, должна соответствовать группам здоровья. Только посильная работа может принести радость и удовлетворение. А при появлении положительных эмоций при занятии спортом развивается интерес и потребность в занятии этим видом деятельности.
При организации физкультурно -оздоровительной работы в школе работа планируется по следующим направлениям:
- массовая физическая культура
- проведение спортивных мероприятий,
- подготовка ученического физкультурного актива,
- пропаганда и агитация ЗОЖ.
Учитель физической культуры планирует работу в сотрудничестве с руководством школы и в соответствии с планами воспитательной работы школы и классных руководителей. Осуществляется тесное взаимодействие с внешкольными организациями, занимающимися спортивной и оздоровительной работой. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом..
Правильная организация работы наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.
Специальные задачи по подготовке юных спортсменов решают группы подготовки ДЮСШ. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В зависимости от специфики видов спорта культивируемых в школе могут создаваться филиалы ДЮСШ при школе. Важной организационно-педагогической проблемой является отбор учащихся в группы начальной подготовки ДЮСШ.
В группы начальной подготовки ДЮСШ осуществляется по принципу осуществления массовости спорта, а затем уже с целью достижения определенных спортивных результатов. Создание в структуре школы такого звена позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям большое количество учащихся.
Данная группа начальной подготовки ДЮСШ - должна являться самостоятельной структурной единицей школы, которая должна решать главную задачу – привлечение к физической культуре и спорту максимального числа школьников средствами ОФП на базе одного из видов спорта. Важно помнить, что в этих группах, учащиеся должны приобщаться к спорту в целом.
Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.
Сообщение школьникам теоретических сведений по физическому воспитанию правомерно и необходимо потому, что без теоретических знаний учащихся невозможно решить главные задачи физического образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета '' Физическая культура ''
Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:
Знание физической культуры и спорта;
Правила гигиены занятий физическими упражнениями;
Ознакомление с комплексом учебных нормативов;
Влияние образа жизни на состояние здоровья;
Основные методики самостоятельных занятий;
Олимпийские игры;
Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.
Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендуется сообщать при прохождении практического материала.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований . Их любят учащиеся, соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Они являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.
Внутри школьные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года . Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Совместные действия учителя физической культуры и учителя ОБЖ является отличным фактором усиления физической подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы учитель ОБЖ совместно с учителем физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: '' Зарница ''.
В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты ''.
Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы.
Вывод:
Затронутые вопросы организации внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе свидетельствуют о многогранности форм и методов этой работы.
Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы.
Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.