СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение здоровьесберегающих технологий в структуру современного урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет особенности работы в школе-лицее по внедрению в классно-урочную систему обучения здоровьесберегающих технологий. Образцы уроков, дополнительные информативные документы представлены в прилагающихся материалах.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в структуру современного урока»

Внедрение здоровьесберегающих технологий в структуру современного урока (на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Раздольненская школа-лицей №1»)


1. Применение современных интерактивных технологий в учебном процессе.

В современной российской школе педагоги готовят будущего гражданина и специалиста, который должен стать не только дисциплинированным и знающим свое дело исполнителем, но и активно мыслящим человеком. Поэтому ФГОС предусматривает не только приобретение школьниками определенных знаний, но и умение творчески их использовать, а при необходимости еще и творчески перерабатывать. В системе преподавания основ наук возникла необходимость активного применения интерактивных, инновационных методик, направленных на развитие творческой личности.

Основной классической формой работы в школе остается урок, где должно происходить не только развитие мышления, но и подготовка школьников к научно-исследовательской деятельности. Именно от построения урока зависит уровень подготовки обучающихся.


2.Реализация авторских учебных программ и проектов во внеурочной деятельности.

Инновационный проект:

Региональное экологическое образование обучающихся с применением компьютерных и здоровьесберегающих технологий.

Суть проекта заключается в том, что реализуется авторская программа факультативного курса по основам экологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений (программа одобрена на заседании Ученого совета Крымского республиканского института последипломного педагогического образования 21.05.2012 г. (протокол № 12) и рекомендована к работе в общеобразовательных учреждениях Республики Крым).

Участниками данного проекта стали обучающиеся в 6-7 классах МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»

Автор: Копыстко-Дятчина Светлана Борисовна, учитель биологии и экологии, учитель высшей квалификационной категории (2015 г).

Сроки реализации проекта: с 01.09 по 25.05 (учебные годы).

Цель проекта:

  • Качественное совершенствование экологического образования обучающихся среднего звена общеобразовательных учреждений с учетом особенностей региона.

  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения общеобразовательной школы.

Задачи проекта:

  • Индивидуальная работа с одаренными детьми (углубленное изучение основ экологии во внеурочное время)

  • Формирование у обучающихся первоначальных экологических знаний, умений и навыков.

  • Ориентирование обучающихся на профессию эколога.

  • Оказание методической помощи учителям экологии в рамках преподавания данного курса.

  • Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к учебе и сохранению, укреплению своего здоровья с помощью внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий

Гипотеза:

Экологическое образование обучающихся на основе регионального компонента с целью формирования и развития предметных, метапредметных и личностных компетенций в области экологии с применением современных компьютерных технологий, с условием сохранения здоровья обучающихся.

Актуальность:

Данная работа обеспечивает экологическое образование обучающихся в 6-9 классах общеобразовательных учреждений с учетом регионального компонента, а также с обязательным применением компьютерных и здоровьесберегающих технологий. Структура современного урока в школе должна содержать здоровьесберегающий компонент, направленный на сохранение здоровья школьников во время учебного процесса. Особенно следует выделить профилактику миопии (близорукости) и сохранение правильной осанки учащихся младшего и среднего звена.

Пути реализации проекта:

  • апробация программы внеурочного курса «Основы экологии» для обучающихся в 6-9-х классах общеобразовательных учреждений.

  • внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих педагогических приемов, направленных на сохранение здоровья обучающихся;

  • активизация работы со способными детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Создание программы факультативного (внеурочного) курса «Основы экологии» для обучающихся в 6-9-х классах общеобразовательных учреждений.

2. Создание сборника методических рекомендаций для преподавания факультативного (внеурочного) курса «Основы экологии» для обучающихся в 6-9-х классах общеобразовательных учреждений.

3. Участие школьников в различных конкурсных программах по данному направлению.

4. Участие школьников в интеллектуальных соревнованиях экологического направления на всех уровнях.

5. Повышение уровня учебных достижений учащихся на основе развития познавательного интереса и внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

Инновационный продукт:

  • программы факультативного (внеурочного) курса «Основы экологии» для обучающихся в 6-9-х классах общеобразовательных учреждений.

  • методические рекомендации для преподавания факультативного (внеурочного) курса «Основы экологии» для обучающихся в 6-9-х классах общеобразовательных учреждений (см. технологическую карту урока – приложение 1).

  • методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в системе работы общеобразовательных учреждений.

  • сборник здоровьесберегающих тренингов и упражнений для успешной реализации здоровьесберегающего компонента структуры современного урока.

Кроме реализации данного проекта, в школе-лицее ведется активная работа в экологическом направлении:

  • проведена серия мероприятий, посвященных Году экологии в России:

- Всероссийский заповедный урок,

- Республиканский экологический урок «Особо охраняемые природные территории Республики Крым»,

- республиканские акции «Птица года», «Сохраним можжевельники Крыма»,

- региональные акции «Помоги птицам зимой», «#ЭКОдом», «#ЭКОдвор».

- V региональный конкурс «Я люблю свой родной край» в номинации «Природно-рекреационные ресурсы родного края».

  • Работает клуб «Экознайка» для обучающихся в среднем звене, где ребята ежеквартально выпускают бюллетень «Экологический вестник», освещающий интересные природные образования Раздольненского района и северо-западного Крыма, проблемы, связанные с экологической обстановкой, экскурсионные маршруты и т.д.


3. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Педагогическим коллективом МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1» в классно-урочной деятельности по всем учебным предметам реализуются здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья обучающихся (см. приложение № 2,3)

На практике учителя не придают значения показателям здоровья учащихся, его изменениях с возрастом. Тем более, что данная проблема обычно перекладывается на медицинского работника школы. Учителя и медики нередко игнорируют положение о том, что здоровье можно укрепить не только хорошим лечением, но и умением жить, не растрачивая его понапрасну. Этому необходимо учить в школах постоянно. От знания КАЖДЫМ учителем культуры здоровья, умения передать его детям, зависит не только успешная реализация учебной программы ФГОС, но и всестороннее развитие личности ребенка.

Совершенствование образования должно быть связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, направленного на умение сохранить собственное здоровье. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала педагогами – практиками.

Известно, что качественный современный урок должен отвечать ряду общих требований:

- использование новейших достижений науки;

- реализация всех дидактических принципов и правил;

- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся;

- установление межпредметных связей;

- связь с ранее изученными знаниями и умениями;

- мотивация и активизация всех сфер личности;

- личность и эмоциональность всех этапов учебно–воспитательной деятельности;

- эффективное использование педагогических средств;

- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

- формирование знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

- формирования умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;

- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;

- каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить, а также формирование личностных, предметных и метапредметных УУД.

Известно, что учебная деятельность приводит к развитию утомления, приводящего к хроническому переутомлению, результатом которого является болезнь. К четвертому уроку скорость интеллектуальной работы в 2,6 раза понижается (в сравнении с началом первого урока) (КБН Блинова Н.Г., 2002).

Если рассмотреть «физиологическую» структуру урока, то она состоит из трех фаз:

1) фаза врабатывания (5-7 мин.);

2) фаза оптимальной устойчивости (20-25 мин.);

3) фаза развития утомления (около 10 мин.).

Принимая во внимание данную структуру, необходимо не только менять виды деятельности, но и поддерживать оптимальную работоспособность учащихся в течение урока, сохраняя физические и психические показатели их организма в норме. Учителю необходимо помнить, что РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ученика - это способность развивать максимум энергии и расходовать его в процессе достижения определенной цели.

Здоровьесберегающий урок должен включать в свою структуру определенные здоровьесберегающие педагогические приемы:

- релаксацию;

- физпаузы;

- обучение в режиме меняющихся рабочих поз;

- приемы тренировки концентрации внимания;

- офтальмотренаж.

Проведение физпауз необходимо для повышения тонуса мышц спины, поясницы, плечевого пояса, бедер, кистей рук. Упражнения должны быть направлены на снятие статического напряжения и увеличения динамической работы мышц. Воздействие на зрительный анализатор предусматривает тренировку аккомодационных мышц хрусталика, обеспечивающих видение с близкого и дальнего расстояния. Исходя из этого, необходимо:

- оптимальное освещение рабочего места ученика;

- проведение обучения в режиме сменных поз, что обеспечивает снятие синдрома склоненной головы (целесообразно применять в начальной школе);

- соблюдение режима правильного питания (витамины группы В, обеспечивающие доставку кислорода к тканям глаз, необходимы для нормального функционирования рецепторов сетчатки);

- проведение дыхательной гимнастики, направленной на улучшение кровообращения в сосудах головы;

- выполнение упражнений офтальмотренажа, основанного на укреплении глазодвигательных мышц и предупреждающего развитие близорукости (заболевания, наиболее широко распространенного среди школьников).

Релаксация предусматривает регуляцию психофизиологических процессов организма и направлена на снятие эмоционального напряжения учащихся перед уроком.

Данная модель здоровьесберегающего урока подразумевает введение в поурочные планы системы здоровьесберегающего сопровождения. Подготовка к такому уроку включает в себя четкое планирование каждого этапа с подбором необходимых комплексов упражнений и тренингов. Для этого создана картотека с набором упражнений для снятия напряжения с мышц сгибателей и разгибателей, по предупреждению нарушений осанки, снятия напряжения с глаз, по активизации умственной работоспособности, развитию функций памяти, внимания, оптимизации восприятия, дыхательные упражнения, точечный массаж (вариант плана такого урока дан в приложении №3).

И.Г. Песталоцци (1805) говорил о том, что при традиционно складывающихся книжных формах обучения происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. Сегодня очевидной является необходимость рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным. Не школьники должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья не только путем интеграции в школу комплексных программ оздоровительной направленности, но и введения здоровьесберегающих технологий в каждый курс, каждую программу, каждый урок.

Будьте здоровы!