«По страницам занимательной грамматики».
Цели:
Прививать обучающимся интерес к урокам русского языка,
расширить их представления о русском языке,
создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;
развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;
формирование умения творческого применения знаний;
расширение кругозор обучающихся;
воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи.
Планируемые БУД:
Личностные: адекватно, эмоционально откликаться на предлагаемые задания.
Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование).
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Познавательные: использовать логические действия (сравнение, анализ, обобщение) на доступном наглядном материале.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация «По страницам занимательной грамматики».
Карточки для индивидуальной работы.
Форма проведения – урок - соревнование
Орг. момент:
Приветственное слово учителя.
Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Работать будем с трудными заданиями, с «хитрыми» вопросами. В конце игры определим победителя.
Приветствие (Слайд 2)
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием друг с другом
Сейчас попробуем сыграть.
Работа по теме занятия:
Ученик 1.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравишь.
Ученик 3.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Расшифруй запись. (Слайд 3)
Акк сивкра скийрус якыз!
Как красив русский язык!
3. Разминка (Слайд 4)
Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
4. Конкурс: Верно или нет? (Слайд 5).
Задание: необходимо прослушать утверждение и написать плюс, если оно верно, или минус, если неверно.
Утверждения:
1. Слова состоят из предложений.
2. Звуки мы можем увидеть.
3. Звуки мы слышим и произносим.
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
5. Гласные бывают твердые и мягкие.
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо.
7. Ударные гласные слышатся ясно.
8. С каких букв в русском языке никогда не начинаются слова.
5. Задание «Лесенка» (Слайд 6,7)
Щ_ (Щи)
Щ_ _ (Щит)
Щ_ _ _ (Щука)
Щ_ _ _ _ (Щегол)
Щ_ _ _ _ _ (Щавель).
Физминутка:
Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь.
Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].
Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.
6.Театральная станция (Слайд 8)
Послушаем инсценировку Ю. Тувима
«Словечки-калечки».
Грустный, сонный, невесёлый
Ежи наш пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, – воскликнул „Апельсин“, —
Никакой не «Опельсын»!»
«Я, – расплакалось „Колечко“, —
Никакая не «Калечка»!»
«Я, – разгневалась „Сосна“, —
Я до слёз возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас —
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
7. Задание «Прятки» (Слайд 9)
Найдите спрятавшихся животных в стихотворных строчках.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Проверь себя:
Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки.
Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает.
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
(лис, корова, коза, комары)
8. Составь слова из слова (Слайд 11)
спорт
(порт, сорт, сор, спор, рот, торс).
самолёт
(лето, масло, сало, мост, лом).
9. В этом квадрате с буквами спрятались 7 обитателей морей и рек (Слайд 12,13). Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали. Одно слово – краб – уже найдено.
Я | с | о | с | ь | м | и | н | о | г |
Д | р | о | н | к | е | т | ь | щ | у |
Е | з | г | м | а | х | л | у | р | с |
Л | о | ш | е | р | с | к | р | а | б |
Ь | п | и | д | п | а | р | с | к | а |
Ф | о | к | у | и | ь | к | ю | й | н |
И | л | А | з | в | и | е | у | т | в |
Н | ж | д | а | т | ь | м | о | л | ь |
Ю | ь | к | а | р | а | с | ь | ы | а |
Ч | е | п | я | с | е | л | ь | д | ь |
я | с | о | с | ь | м | и | н | о | г |
д | р | о | н | к | е | т | ь | щ | у |
е | з | г | м | а | х | л | у | р | с |
л | о | ш | е | р | с | к | р | а | б |
ь | п | и | д | п | а | р | с | к | а |
ф | о | к | у | и | ь | к | ю | й | н |
и | л | а | з | в | и | е | у | т | в |
н | ж | д | а | т | ь | м | о | л | ь |
ю | ь | к | а | р | а | с | ь | ы | а |
ч | е | п | я | с | е | л | ь | д | ь |
Отгадки:
1. Дельфин
2. Карп
3. Краб
4. Рак
5. Медуза
6. Осьминог
7. Сельдь.
9. Пожелание (Слайд 16,17).
Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Из оставшихся слов прочитать пожелание
АОБООУАДА
ИПЬРТПЕИР
ЭПВФЭСФПЕ
ВЮЛГВДЛАЮ
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО
ГЦИДВГЦЫД
(Будьте всегда счастливы)
Рефлексия (слайд 18)
Итог урока (слайд 19, 20)
Учитель: Вот и всё, конец игры,
Подведём итоги мы:
Тот, кто больше, лучше знает –
Тот награду получает!
Спасибо, Грамматика, наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные
Где трудное место в словах
Ты же рядом.
И с правилом четко подскажешь
Как надо писать, говорить, размышлять, трудиться -
Нам в жизни Грамматика всем пригодится!
10