СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Веселье земли русской".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа»

Классный час "ВЕСЕЛЬЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Цели:

  1. Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся, взаимоуважения 2. Приобщение учеников к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.

Оборудование:

кубик с разноцветными сторонами (грани 12 санти­метров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольк­лорные номера для пауз между конкурсами во время ра­боты жюри, секундомер, конверты с правильными отве­тами на все вопросы для членов жюри. 

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Здравствуйте, ребята! Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу вре­мя — потехе час».

Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

А назвали мы наш классный час «Веселье земли рус­ской» неслучайно. Должен ли человек любить свою ро­дину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной ре­чью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа — к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.


Конкурс 1: «Пословицей — правда молвится»

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а по­тому пословицы и поговорки — самый распространен­ный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей — правда молвится».

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, под­берите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

  • Арабская пословица: «Бежал от дождя, попал под ливень» («Из огня да в полымя»).

  • Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спра­шивает» («Язык до Киева доведет»).

  • Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак — рыба»).

  • Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время — потехе час»).

  • Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»).

  • Немецкая пословица: «Молчаливый рот — золотой рот» («Слово — серебро, молчание — золото»).

  • Китайская пословица: «Разговорами риса не сва­ришь» («Гостя баснями не кормят»).

  • Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово — не воробей, вылетит — не пойма­ешь»).

  • Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, по­спешность — к злу» («Поспешишь — людей насме­шишь»).

Конкурс 2: «Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе пере­листаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по оче­реди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

1.  Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2.  Кто такой кощунник? (Певец мифов)

3.  Как назывался у древних славян пир во время по­хоронного обряда? (Тризна)

4.  Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

5.  Как называли человека, звонящего в церковные колокола?(Звонарь)

6.  Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

7.  Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

8.  Назовите самый распространенный русский народ­ный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

9.  В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

Пока жюри подводит итоги третьего тура – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.

Конкурс 3: «Удача»

Для проведения главного конкурса сегодняшней игры — «Удача» — приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают ку­бик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

  народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

  русская кухня (зеленый);

  быт русского народа (синий);

  русские народные праздники (желтый);

  славянская мифология (оранжевый);

  русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить ку­бик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обду­мывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

Народное декоративно-прикладное искусство

1.  Хохломская роспись имеет три главных цвета. На­зовите их. (Красный, желтый, золотой)

2.  Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3.   На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодви­жения, когда она прочная и мягкая.)

4.   Что такое колт? (Височная подвеска)

5.   Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы — украшения.)

6.   Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскра­шивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игруш­ка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древне­русского праздника Масленица. (Блины)

3.  Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4.  На Руси был обычай в особых случаях печь и рас­сылать пироги по домам. Что это означало? (Приглаше­ние на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

6.  Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кла­дут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси освети­тельное устройство. (Лучина)

2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Бра­тина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семь­ях? (Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать де­вушки? (Святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лен­тами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались — кто прокатится дальше? (Суще­ствовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вы­растет длиннее)

6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадеб­ный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Славянская мифология

1.Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец).

3. Какой языческий праздник связала народная мол­ва с кошачьим аппетитом? (Масленица — по поговорке «Не все коту Масленица».)

4. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

5. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

6. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу — с 23 на 24 июня по старому стилю)

7. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

Русские былины

1.  Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писа­на? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Конкурс 4: «Логическая цепочка»

Мы приступаем к проведению очередного конкурса — «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, ко­торые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.) Задача команд — как можно быстрее составить пра­вильные логические цепочки этих действий. Ввиду слож­ности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет ко­манде три балла.

Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырасти­ли лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и вы­сушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, об­молотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили кара­вай на стол к обеду.

Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, ката­лись с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строи­ли снежный городок, устраивали взятие снежного город­ка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков ста­ринных слов.

Я называю старинное слово — любой болельщик на­зывает его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет пра­во передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.


  Алтын — старинная русская медная монета в 3 ко­пейки.

  Вершок — старинная русская мера длины, равная 4,4 ем.

  Аршин — русская мера длины, равная 71 см.

  Полтина — монета достоинством в 50 коп.

  Грош — старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

  Сажень — старинная мера длины, расстояние раз­маха рук от кончиков пальцев одной руки до кон­чиков пальцев другой.

  Косая сажень — старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

  Верста — русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

  Полушка — старинная медная монета, равная 0,25 коп.

  Десятина — русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

  фунт — старая русская мера веса, равная 409 г.

  Пуд — русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

Конкурс 5: «Блиц-турнир»

Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая ко­манда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предла­гается для блица девять вопросов.)

При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затра­ченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 се­кунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке — начинаем конкурс.

Вопросы для команд

  1. Как назывался младший член дружины князя? (От­рок)

  2. Как славяне называли людей, способных предска­зывать будущее? (Ведун)

  3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

  4. Что не родится без языка? (Язык)

  5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

  6. Без чего дом не построить? (Без угла)

  7. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

  8. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

  9. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

  10. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

  11. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

  12. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

  13. Чего языком не достанешь? (Носа)

  14. Какой в воде камень? (Мокрый)

  15. По чему деревенские ребятишки бегали летом бо­сиком? (По земле)

  16. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)