Неизвестное об известном
Внеклассная работа
Ход праздника
Звучит музыка С. Ранда «Чудесный лес». (Здесь и далее см. Приложение 2.)
Слайд 1.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались, чтобы постараться решить спор, который произошел в лесу. Хотите узнать, между кем состоялся спор? Давайте посмотрим фильм, в основу которого положена сказка В. Даля.
Слайд 2.
Дети смотрят мультфильм «Война грибов с ягодами».
– Ребята, как вы думаете, почему Белый гриб затеял войну?
Дети отвечают.
– А сейчас давайте перенесемся из мультфильма в нашу реальную жизнь и попробуем разобраться: что же главнее в лесу: грибы или ягоды?
Ведущий проводит голосование в зале:
– Если ты считаешь, что важнее грибы, то подними карточку с изображением гриба;
– Если ты считаешь, что важнее ягоды, то подними карточку с изображением ягоды;
– Если ты затрудняешься с ответом, то подними пустую карточку.
Идет подсчет голосов.
Ведущий. Как показало голосование, ваши мнения разделились. Настало время разбора ситуации. Готовы? Тогда в путь!
Слайд 3.
Ученик.
Поспевает черника
В темно-синем уборе.
На поляне – взгляни-ка! –
Словно синее море!
Как жемчужные нити
На просторах безбрежных,
Стебли спелой черники
Среди листиков нежных.
Черный жемчуг сверкает,
Манит радужным блеском,
И его укрывают,
Прячут в тень перелески,
Чтобы чудо природы
На глаза не попалось,
Чтоб росла на свободе,
С вольным ветром шепталась.
Ты укутала спинку
Темно-синею рясой,
Подмигнула с хитринкой
Лакированным глазом.
Посмотрите – повсюду,
Ярким солнцем согрето,
Черноглазое чудо –
В пик звенящего лета!
(И. Седова)
На сцене появляется Черника.
Черника. Я самая распространенная в Мещере и самая уникальная. Мои ягоды сочные, шаровидные, слегка приплюснутые, черно-синего цвета, с сизоватым налетом, имеют приятный кисло-сладкий, слегка вяжущий вкус. Расту в сырых местах, сосновых и еловых лесах, а также в тундре. Мои ягоды употребляют свежими. Их сушат, замораживают, консервируют. Ягоды собирают руками. Мне очень больно, когда люди при сборе ягод используют гребенки. В моих ягодах очень много витаминов. Я благотворно воздействую на сохранение остроты зрения и памяти, на работу пищеварительной системы. А из листьев получается очень вкусный чай, полезный при кашле, простуде и головной боли. Вот такая я полезная!
На сцене появляется Брусника.
Слайд 4
Брусника. А меня, я надеюсь, узнали?
Листики с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки.
Я Брусника, расту в тех же местах, где и Черника, но поспеваю значительно позже – в начале августа. Из моих ягод делают морс, компот, протирают с сахаром. Я богата таким количеством биологически активных веществ, что редко какой продукт сравнится со мной. Во мне витамина С больше, чем в клюкве и чернике. Полезны для здоровья как мои ягоды, так и листья. Чай из них – замечательное средство при простудных заболеваниях. Если залить ягоды водой, то они продержатся до весны.
Выбегает Гриб.
Слайд 5
Гриб. А мы не только украшение леса, мы очень нужны природе. Для животных мы пища и лекарство. А самое главное – мы санитаpы леса: устраняем органические остатки отмерших растений и животных, разлагая их на самые простые элементы, и способствуем круговороту веществ в природе. Поэтому можно утверждать, что без нас жизнь на Земле могла бы остановиться.
Дети инсценируют песню «Грибочки».
Слайд 6
Дети.
Пошли мы в лес с корзинками гулять,
Осенние грибочки собирать.
Но тучка в небе хмурится,
И мамочка волнуется,
Что дождиком намочит нас опять.
Припев:
Грибочки, грибочки растут во лесочке,
Мы скачем по кочкам все быстрей.
Грибочки, грибочки растут во лесочке,
Набрать бы в корзину больших груздей!
В лесу осенний дождичек прошел,
И я кричу: «Ура, я гриб нашел!»
Грибочки на поляночке,
Домой к любимой мамочке
Я с полною корзинкою пришел.
Появляется Земляника. Слайд 7 Земляника.
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Ю. Кушак)
– Я caмaя любимaя и пoчитaeмaя ягoда вo вceм миpe. В Бeльгии, в гopoдe Вeпиoн, cyщecтвyeт мyзeй моей родственницы Клубники. Этoт жe гopoд нeoфициaльнo cчитaeтcя миpoвoй cтoлицeй этoй ягoднoй кyльтypы.
Мои ягоды обладают бактерицидными свойствами. Еще из древних источников известно, что настой из листьев и корней земляники использовался воинами для лечения ран и язв. Позже русский профессор С.В. Васильев написал книгу «Лечение земляникой». В ней он собрал опыт предков, накопленный тысячелетиями. Мои ягоды хорошо утоляют жажду и улучшают аппетит. А знаете ли вы, что свежая земляника растворяет зубной камень?
На сцене появляется Малина.
Слайд 8.
– Отгадайте, кто может сразу положить в рот сто ягод и проглотить их? Может быть, медведь? Не угадали! Да каждый из вас не раз глотал по сто ягод сразу. Не верите? А малину вы ели? По две и по три ягоды сразу в рот клали? Так вот знайте: то, что вы называете ягодой малины, – это вовсе не одна ягода, а много-много маленьких ягодок. Может быть, пятьдесят, а может быть, и сто. Эти ягодки сидят на маленькой шишечке, да так тесно, что самой шишечки и не видно.
Попробуйте дернуть спелую малинку за стебелек – шишечка выдернется, и маленькие ягодки легко будет отделить одну от другой и разглядеть.
(Использованы материалы произведения книги Л. Кон «Книга о растениях».)
На сцене появляется Клюква.
Слайд 9
Клюква. Я Клюква. Мое английское название – cranberry, в переводе означает «журавлиная ягода». Такое название дали мне американские переселенцы. Длинные, тонкие мои цветки напоминали им голову и клюв журавля. В России меня также называли веснянкой, журавихой, подснежницей.
Клюква лечит и кормит, защищает и укрепляет, помогает при болезнях и не дает им проявиться.
Ведущий. Много интересного вы рассказали о себе. Настало время выяснить: а что ребята знают о ягодах и грибах? Предлагаю провести конкурс «Знатоки» между командами «Грибники» и «Ягодники».
Из зала выходят по пять человек и организуются в две команды. Ведущий представляют жюри.
Задание 1. «Соберите пословицы»
Слайд 10
Командам раздают конверты с разрезанными пословицами. Задача – за 2 минуты собрать пословицы.
Возле леса жить – голодному не быть.
Лесная сторонка не только волка, а и мужика накормит.
Где гриб вырос, там его и берут.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
Назвался груздем – полезай в кузов.
И зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Где пироги с грибами, там и мы с руками.
Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Задание 2. «Отгадайте загадки»
Ведущий по очереди задает загадки командам. По ходу ответов появляются отгадки на слайдах.
Слайды 11–15
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью –
Мудрый бородач-старик,
Житель бора... (боровик).
Я в красной шапочке расту
Среди стволов осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я... (подосиновик).
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята).
В лесу на радость людям
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шляпке
Растет грибок ... (масленок).
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички –
Золотистые ... (лисички).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый ... (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята.
Ну, а это на полянке
Ядовитые ... (поганки).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных:
Кто в серой, кто в зеленой,
Кто в розовой, кто в желтой!
Ты их бери, не мешкай –
Ведь это... (сыроежки).
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик.)
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется. (Бледная поганка.)
У. На какие группы можно разделить грибы?
Д. На съедобные и несъедобные.
Задание 3. «Отгадайте, какие грибы и ягоды зашифрованы в словах»
Слайд 16
Команды получают листы с заданиями.
рысь + ежик = (рыжик)
земля + они + картофель = (земляника)
масло + теленок = (масленок)
человек + рот + нитка = (черника)
мак + калина = (малина)
орел + пята = (опята)
муха + каморка = (мухомор)
сырок + ежи + кит = (сыроежки)
Задание 4. «Кто быстрее?»
Слайд 17
При работе со слайдом 17 ребята на компьютере выбирают вопрос, нажимая на любой номер. Для проверки ведущий кликает мышкой по пустому полю. Для возврата к слайду 17 нажимают на кнопку возврата.
1. Почему грибы называют санитарами леса? (Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмершую листву.)
2. Почему съедобные грибы, вырастая вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов, автотрасс, становятся опасными для здоровья? (Грибы при неблагоприятных экологических условиях накапливают токсические вещества, особенно тяжелые металлы: ртуть, свинец, кадмий.)
3. Какой гриб пахнет пшеничной мукой? (Вешенка – его еще зовут булочкой.)
4. У какой ягодки семена находятся на поверхности? (Земляника усеяна желтыми точечками. Эти точечки и есть семена.)
5. В какой ягоде витамина С больше, чем в лимоне? (В бруснике.)
6. В каких лесных ягодах много железа? (В землянике и малине.)
7. Какую ягоду называют царицей болот? (Клюкву.)
8. У каких ягод листочки вечнозеленые? (У клюквы, брусники.)
9. Какие ягоды сбрасывают на зиму свои листочки? (Черника, гонобобель, малина.)
10. Какие ягоды под снегом всю зиму хранятся? (Клюква, брусника.)
Задание 5. «Проявите творчество»
Слайд 18
Командам предлагают составить полезные советы для грибников, ягодников.
Задание 6. «Поделись»
Слайд 19
Команды работают по карточке.
Назовите известные вам способы сохранения лесных даров на зиму.
При каком способе сохраняется наибольшее количество витаминов? Докажите.
Поделитесь семейными рецептами хранения.
Задание 7. «?»
Слайд 20
Ведущий. Что же главнее в лесу: грибы или ягоды? Аргументируйте свой ответ.
Жюри подводит итоги. На сцене появляются дети в русских национальных костюмах и читают стихи (см. Приложение 1.)
Слайд 21
Слайд 22
Жюри объявляет результаты.
Ведущий. Ребята, наша встреча подошла к концу. Хотелось бы узнать: что для вас оказалось интересным и полезным? Что вы хотели бы рассказать своим друзьям, родителям? Я вас приглашаю в наше кафе попробовать витаминный чай с вареньем из лесных ягод.
Слайд 23
Звучит музыка «Грибы-ягоды» (авт. С. Ермашкевич)
10