Внеклассная работа – один из приемов активизации
изучения иностранного языка
Вряд ли есть необходимость доказывать важную роль внеклассной работы в процессе обучения иностранному языку. Внеклассная работа по иностранному языку, если она сопровождает весь курс обучения, успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков, умений, что в свою очередь обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. При проведении праздников, утренников, викторин, конкурсов идет расширение кругозора ученика, повышение его общей культуры, приобщение к культуре народа, которые его создал, к его духовной жизни. Учащиеся знакомятся с его традициями, историей, литературой и многими другими сторонами жизни народа, говорящего на изучаемом языке.
Необходимо постоянно поддерживать любовь к изучаемому языку. Ведь любить язык, значит постоянно работать над ним. Нельзя не согласиться с Г. Пальмером: “Изучение языка имеет начало, но не имеет конца”. Внеклассная работа открывает широкие возможности в привитии любви к иностранному языку, в поддерживании постоянного интереса при изучении его.
Чем же руководствоваться, определяя стратегию планирования внеклассной работы? Каковы секреты технологии этой работы? Разумеется, трудно ответить на этот вопрос однозначно, поскольку, как мне кажется, каждый учитель, применяя основные принципы этой формы работы, имеет и свой индивидуальный подход. Но в любом случае в этой работе действует принцип коллективного взаимодействия и принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Данные принципы отвечают современным требованиям преподавания иностранных языков в школе, и о них не следует забывать. Необходимо помнить и о создании таких условий, когда учащиеся из активных слушателей превращались бы в не менее активных участников разговора, игры. Большую роль для активизации общения играет создание музыкального фона, т.к. он обеспечивает подсознательное усвоение материала. Поэтому при подготовке мероприятия объявляется конкурс на подбор музыкального сопровождения, что также вызывает большой интерес у учащихся.
Прежде чем приступать к внеклассным мероприятиям необходимо:
•определить задачи (практические, общеобразовательные, развивающие,
воспитательные)
•определить цель, какую преследует учитель, проводя то или иное мероприятие.
•определить, какой языковой материал (лексические единицы, грамматические
структуры) необходимо отобрать.
Для работы в кружке необходимо также определить спектр упражнений и ситуаций для развития монологической и диалогической речи.
Главная задача, которая стоит перед учителем иностранного языка - это обучение общению. А главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало. Эти навыки общения тоже приобретаются в ходе внеклассной работы.
При работе над постановкой пьесы или при подготовке к проведению конкурса чтецов особое внимание уделяется качеству выразительности речи и нужной интонации. Это довольно трудоемкий, но важный аспект в изучении иностранного языка. Поскольку на уроках не всегда удается отработать эти штрихи до нужного уровня, то внеклассная работа дает дополнительный шанс в этом направлении.
Естественно, общий успех в изучении иностранных языков зависит от многих факторов - и от знания учителем предмета, и от общей его эрудиции, и его увлеченности в свой предмет, умения зажечь и увлечь учащихся своей идеей и даже от человеческого обаяния и той теплоты, которая исходит от каждого слова и жеста учителя. А так же учитель должен владеть методическим мастерством в организации внеклассной работы, чтобы суметь преодолеть обилие отрицательных, тормозящих факторов коммуникативного порядка, возникающих зачастую на уроках. Когда же ученик участвует в спектакле, посещает кружки, он преодолевает с большей уверенностью барьер страха высказать свою мысль неправильно, допустить ошибки и получить за ответ плохую оценку. Готовясь же к выступлению, каждый участник шлифует свою речь, работает над интонацией, мимикой и жестами чтобы в результате успешного выступления получить заслуженную награду: дружные аплодисменты зрителей, почувствовать свою уверенность в изучении иностранного языка. При этом и учитель видит результаты своего труда.
Нужно отметить еще один интересный прием вовлечения учащихся в активный процесс обучения и развития разговорных и письменных навыков - это сочинение рассказов, стихов, шуток, анекдотов. Такой вид работы очень важен в учебном процессе, потому что:
•это ключевая часть развития ребенка;
•и это дает ребенку возможность использовать новый язык чувствовать его, развивать беглость речи, что является основным аспектом творчества и означает желание развивать способность говорить, слушать и участвовать в беседе. Конечно, на это уходит много времени, и при этом важно правильно организовать работу. Учитель должен подсказать сюжетную линию, помочь определиться с формой написания, а также помочь в подборе необходимой лексики. Обсуждается время, место действия и ход происходящих событий в рассказе, характеры героев и предполагаемые выводы. Дети могут писать рассказы или инсценировки, рисовать иллюстрации и постеры к своим произведениям, а также составлять кроссворды и викторины по изученным темам, сочинять стихи о родном городе, любимом уголке, своей Малой Родины, готовить презентации. Такой вид работы предлагает участие уже группы учащихся. Групповая работа целесообразна главным образом там, где требуется коллективный разум, взаимопомощь и творчество. Групповая работа развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга, объективно оценивать не только других, но и самого себя, обеспечивает обмен знаниями и улучшает условия для развития речевых умений. Группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между ее членами. В этом плане необходимо выделять лидеров и консультантов, которые распределяют задание, контролируют их выполнение и оценивают результаты.
Вовлечение учащихся в практическую деятельность ведет к приобретению навыков и умений конструирования своих собственных знаний. Отсюда и дифференциация и индивидуализация учебного процесса и практического применения приобретенных знаний в реальных условиях. В этом плане очень эффективна игра "Что? Где? Когда?". Проведению игры предшествовала своего рода исследовательская работа: была поставлена задача подобрать необходимую лексику для ведения дискуссии при обсуждении вопросов при ведении игры. Работали группами. Затем, объединили в общий список слова, ввели в активный словарь и объявили конкурс на интересные вопросы.
При таком виде работы осуществляется межпредметная связь, поскольку вопросы берутся из различных сфер нашей жизни: литературы, физики, истории и т.д. Такой вид работы лучше проводить на средней и старшей ступени обучения, когда учащиеся имеют более широкий диапазон знаний, способный делать выводы и умозаключения.
После проведения любого мероприятия необходимо проводить анализ работы, рассматривать позитивные стороны и недостатки, отметить, какие новые знания, умения и навыки приобрели учащиеся. Причем при таком обсуждении активное участие должны принимать сами учащиеся, что является важным фактором в этой работе.
Проведение внеклассных занятий повышает интерес к изучению иностранного языка, развитию навыков, повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса. Когда дети играют в пьесе, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах и играх, они получают большое эстетическое наслаждение, углубляют свои знания. И все это создает мотивацию, без которой нет успешного изучения иностранного языка. Формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразными, но если эту работу проводить регулярно, то она несомненно дает хорошие результаты.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового :'материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления.
1.Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку
Современная школа имеет большой опыт про ведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно--воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой про ведения просветительно--воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:
• усовершенствование знаний, привычек и умений,, приобретенных на уроках ИЯ;
• расширение мировоззрения учеников;
• развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
• воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-¬педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организаuии и проведение внеклассного мероприятия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое. заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы -- она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени. места и формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
Принципы внеклассной работы по ИЯ - исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методов и организационных форм. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы "по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы.
Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками (В.И.Шепелева).
1. Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.
2. Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком.
3. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.
4. Принцип взаимосвязи внеклассной работы с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе. с материалом действующих учебно--методических комплексов по ИЯ.
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.
3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И.Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работа про водится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается. о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, про водятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
1) соревновательные;
2) средства массовой информации;
3) культурно-массовые;
4) политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера, конкурс. игра. олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и Т.П. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.д; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико- массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
4. Требования к внеклассной работе
Перечисленные выше особенности внеклассной и внешкольной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.
К таким требованиям можно отнести следующие:
Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа, таким образом, может оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке.
Внеурочное общение на иностранном языке учащихся- приближается в. какой-то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и владения языком. Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.
Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учебники по иностранным языкам позволяют развивать, комбинировать и объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала.
На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности 11 тем самым существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные занятия большим количеством нового материала, потому что это' снижает интерес учащихся к такого рода занятиям в силу его трудности, недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности учащихся.
Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной работы.
Материал, используемый на внеклассных мероприятиях при подготовке массовых мероприятий. должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальности, склонности и уровень, подготовки учащихся по языку.
Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся. специфики внеклассной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи:
во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету;
во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
Внеурочная и внешкольная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе.
Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.