Внеклассная работа по математике в начальной школе
ГЛАВА 1. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Она имеет следующее значение:
различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся (восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);
внеклассная работа помогает развитию творческих способностей учащихся;
некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни;
внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи;
в результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а также развитие таких нравственных качеств, как справедливость, честь, долг, ответственность;
внеклассная работа содействует развитию математических способностей школьников.
Внеклассная работа существенно отличается от классно-урочной формы организации учебного процесса, и в начальной школе она имеет свои особенности:
Некоторая произвольность выбора тематики занятий, они не регламентированы по содержанию, но материал, предъявляемый детям, должен соответствовать их знаниям, умениям и навыкам.
Разнообразие форм и видов работы с учащимися.
Особый занимательный материал, широкое использование игровых форм и элементов соревнования.
Занятия не регламентированы по времени.
Занятия проводятся в группах учеников, количество в которых не регламентировано, так же как и их возраст
При проведении внеклассных занятий по математике, как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: научности, сознательности, активности учащихся, наглядности. При подборе содержания работы следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
У детей младшего школьного возраста еще недостаточно сформировался устойчивый интерес к тому или иному учебному предмету, поэтому на занятия целесообразно приглашать всех учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы, т.е. внеклассная работа в начальных классах должна носить массовый характер.
При работе необходимо учитывать и то, что младшие школьники с удовольствием выполняют посильные индивидуальные поручения, их увлекает соревновательный дух, ученики любят сказки и различные интересные веселые истории.
Основные организационные формы внеклассной работы и их характеристика
К основным формам внеклассной работы относятся:
групповые занятия после уроков;
кружковые занятия;
вечера;
математические олимпиады;
математические игры;
написание математических сказок и сочинений;
математические уголки;
математические стенгазеты;
математические выставки;
экскурсии и прочее.
Групповые занятия после уроков
Групповые занятия после уроков чаще всего называют внеклассными занятиями. Они проводятся после уроков со всеми учащимися класса. Эти занятия могут длиться от 15 минут до 1 часа. Их отличительная особенность в том, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком, так как материал, используемый на занятиях - материал школьной
программы. Последовательное усложнение содержания занятий проводится исходя из накопленных у учащихся знаний по математике и умений решать занимательные задачи.
Цель таких занятий — закрепление пройденного программного материала, расширение и углубление. Занятия, как правило, проходят в игровой атмосфере, это занятия-путешествия, соревнования.
Для возбуждения и поддержания интереса к заданиям, используемым на групповых занятиях, последние должны удовлетворять следующим условиям:
быть непохожими на обычные математические задания, предлагаемые на уроках;
смысл заданий должен быть понятен детям;
выполнение задания должно быть доступно каждому ученику;
ответы должны находиться быстро;
если необходимы вычисления, то они выполняются только устно.