Максимова Екатерина Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Таймылырская средняя
общеобразовательная школа»
Булунского улуса
Республики Саха (Якутия)
«Строки, оборванные пулей»
(о московских поэтах, не вернувшихся
с Великой Отечественной войны)
Тип урока: комбинированный. Урок освоения нового понятия путем выразительного чтения, просмотром слайдов и записью в тетрадях и работой на интерактивной доске.
Цели урока:
Познавательная: узнать имена московских поэтах – участниках Великой Отечественной войны и их произведениях.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения и связной речи;
Воспитательная: чтить и помнить имена тех, кто защищал Родину в суровые дни войны.
Эпиграф к уроку: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Урок проводится как урок внеклассного чтения накануне 9 мая.
Обучающимся даны опережающие задания.
План урока.
Класс, школа: | 9 класс, МБОУ «Таймылырская средняя общеобразовательная школа» |
Предмет: | Литература |
Тема урока: | «Строки, оборванные пулей» |
УМК: | Сборники лирики московских поэтов, интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, экран, флэш-накопители |
Тип урока: | Урок освоения новых знаний путем выразительного чтения, просмотром слайдов и записью в тетрадях и работой на интерактивной доске. |
Цель учителя: | создать условия для обучающихся для освоения новых знаний. |
Учебная задача: | Проверить наличие учебно-методического комплекса, организовать теоретическую (работа с материалом учебника, просмотр слайдов, работа на интерактивной доске) и практическую работу (запись в тетрадях) |
Планируемые результаты урока |
Предметный результат урока | Освоение новых знаний. |
Метапредметные результаты урока: | Регулятивные УУД: умение планирования действий, контроля своих учебных действий, корректировки учебных действий. |
Познавательные УУД: умение самостоятельно искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственную связь, делать логическую связь рассуждений |
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, договариваться, выражать свои мысли; участие в обсуждении |
Личностный результат урока: | Проявление интереса, активности и потребности в обучении и познании на уроке |
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Резуль-тат |
Орг. этап | Здравствуйте, ребята, проверьте готовность к уроку, садитесь. Мне бы хотелось, чтобы вы были внимательны, активно работали, не стеснялись высказывать свое мнение. | Ответное приветствие учителя, демонстра-ция компонентов учебно-методичес-кого комплекса | + |
1.Постановка учебной задачи | 1.1.Создание ситуации выхода на учебную задачу Задание: просмотреть мини-сцену. Звучит песня «Он не вернулся из боя» в исполнении В. Высоцкого. Ведущий: Война, война… Стальная вьюга, Оглохло небо от пальбы, Земля дрожала от испуга И становилась на дыбы. | | Умение слушать, делать логический вывод, умение рассуждать, участие в обсуждении | + |
1.2. Совместная формулировка учебной задачи Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Как вы считаете, могут ли пригодиться нам полученные на уроке знания? Тема урока актуальна, поскольку мы живем мирное время, за которое наши деды и прадеды заплатили своей жизнью, и мы обязаны помнить и свято чтить память о них. | | Умение высказать свое мнение, делать логический вывод | + |
2.Решение учебной за-дачи | 2.1.Поиск решения учебной задачи Прослушивание сообщений; Чтение стихотворений; Прослушивание песни «Москвичи» в исполнении М. Бернеса («В полях за Вислой сонной…»); Просмотр видеосюжета, составленного одноклассниками (творческая группа). | Ответы на вопросы (работа на интерактивной доске); Вовлечение обучающихся в обсуждение | | Умение самостояте льного поиска информации, умение планирования действий, умение слушать и слышать себя, выражать свои мысли, задавать вопросы, участие в обсуждении. Работа по карточкам. | + |
2.2.Моделирование и словесная формулировка нового понятия Запись на интерактивной доске нового понятия: имена московских поэтов и писателей. | | Умение делать логическую цепь рассуждений, самостоятельно мыслить. | + |
2.3.Применение открытого понятия (способа действия) Задание: объяснить смысл эпиграфа к уроку. | Организация выполнения задания Задавание вопросов по теме урока. Обратимся к эпиграфу урока: «Никто не забыт, ничто не забыто». Как вы понимаете эти слова? | Организация проверки задания Контроль ответов обучающихся: | | Умение контроля своих учебных действий, корректировки и оценки своих учебных действий Умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них. | + |
3.Рефлексия | 1.Организация самооценки понимания Фронтальная проверка. Ответы на вопросы: Подведем итоги. Какие вопросы мы ставили в начале урока? (Показ записанных на доске ключевых понятий). Что мы сегодня узнали? Чему научились? | 2. Организация самооценки деятельности Задавание наводящих вопросов | Какова основная тематика стихотворений поэтов. О которых мы сегодня узнали? На какие темы они еще писали? и т.д. | Умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них. Умение контроля своих учебных действий, корректировки и оценки своих учебных действий | + |
Метапредметные результаты урока: | Регулятивные УУД: умение планирования действий, контроля своих учебных действий, корректировки учебных действий. |
Познавательные УУД: умение самостоятельно искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственную связь, делать логическую связь рассуждений |
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, договариваться, выражать свои мысли; участие в обсуждении |
Личностный результат урока: | Проявление интереса, активности и потребности в обучении и познании на уроке |
– Темы выступлений:
Аркадий Гайдар.
Джек Алтаузен.
Всеволод Багрицкий.
Петр Лидов.
Иосиф Уткин.
Владимир Аврущенко.
– Прочитаны стихотворения и отрывки из прозы:
«Что такое счастье, каждый понимал по-своему…» –А. Гайдар, «Чук и Гек».
«Баллада о четырех братьях» – Д. Алтаузен.
«Родина» – В. Багрицкий.
«Таня» – П. Лидов.
«Ожидание» – В. Аврущенко.
«Строка, оборванная пулей» – Н. Сарапкин.
– Прослушаны аудиозаписи «Он не вернулся из боя…», «Москвичи».
– Проведена Минута молчания.
Вывод урока: Забвение не всесильно. Памятников поэтам и писателям остаются их произведения. Низкий поклон и вечная, благодарная память им всем!
Максимова Екатерина Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Таймылырская средняя
общеобразовательная школа»
Булунского улуса
Республики Саха (Якутия)
ПРОЕКТ «СТИХОВ ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ СЛАДОСТЬ»
Пояснительная записка.
Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности. Одним из таких проявлений является поэзия.
Существует множество приемов, развивающих творческие способности детей, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле: творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается логическое мышление. Одним из оригинальных способов развития воображения, мышления, речи и других психических процессов можно считать анализ и сочинение стихов. Стихосложение является особой формой развития детской речи, благодаря которой оказываются развитыми такие важнейшие ее функции, как метафоричность и ритмичность, а также совершенствуется композиция речевого высказывания. Стихотворная речь в отношении обыденной речи является продуктивной и более высокой формой детского речевого развития. Из этого вытекает следующая цель данного проекта:
Цель: использование в творческой деятельности речи как средства для самовыражения, и таким образом получение возможности перейти в другой план мышления, объективирование собственных переживаний, подчинение их контролю, что делает переживания более продуктивными и точными.
Ребятам нравится самим сочинять их на разные темы. В процессе стихосложения решается целый комплекс задач:
Обучающие:
расширять кругозор и активизировать словарный запас;
ознакомить с понятиями рифма и ритм;
обучать навыкам самостоятельного стихосложения;
учить переносить полученные знания в новую ситуацию;
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, речь, образное мышление;
развивать умения определять размер, рифму стихосложения, выделять главное в тексте;
развивать творческо-литературные, художественные способности подростков;
побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в стихотворении.
Воспитывающие:
формировать уважительное отношение к поэзии;
осознать нравственные ценности и формировать устойчивые ценностные ориентации на основе стихов русских поэтов, музыки и собственного сочинительства;
воспитать поэтический слух и совершенствовать навыки выразительного чтения.
Адресная направленность проекта: ученики 6-8 классов.
Продолжительность, сроки реализации проекта: сентябрь 2005-май 2009 гг.
Общая продолжительность проекта: 3 учебных года (22 месяца)
Ожидаемые результаты:
По окончании проекта воспитанники должны
Уметь:
Выразительно прочитывать стихотворение;
Сдерживать эмоционально–поведенческие отклонения на занятиях стихосложения;
Давать общую характеристику произведению;
Формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного впечатления;
Понимать и объяснять цель использования в стихотворении средств выразительности;
Выражать свои мысли, чувства, идеи в стихотворении.
Самостоятельно подбирать рифмы;
Самостоятельно заниматься стихосложением.
Знать:
О творчестве известных поэтов;
О важной роли поэзии в жизни людей
О влиянии поэзии на развитие речи и её культуру.
Основы стихосложения (ритм, стихотворный размер, рифма);
Порядок анализа поэтического текста.
Методы и приемы:
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
словесные (устное или печатное слово);
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
проблемно-поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
создание ситуации успеха в обучении;
использование игр и игровых форм организации деятельности ;
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):
учебные дискуссии;
творческие задания;
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
устный контроль;
письменный контроль.
Технологии:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Система Е.Н. Ильина: «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека»;
Педагогика сотрудничества;
Диалог культур (В.С Библер, С.Ю. Курганов);
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волкова)
Этот проект:
творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение);
по профилю знаний – это межпредметный проект;
по характеру координации – проект с открытой или явной координацией;
по уровню контактов – внутришкольный проект;
по количеству участников – личностный;
по продолжительности – долгосрочный;
по типу объекта проектирования – морфологический.
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели как урок внеклассного чтения.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный (6 класс).
Цель: ввести детей в мир поэзии.
Задачи:
знакомство со стихотворениями известных поэтов;
учить отличать прозу от стихотворения;
дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества (историческая справка);
выявить литературные предпочтения ребят в области поэзии.
Содержание деятельности:
II этап – основной (7 класс.)
Цель: Познакомить ребят с ритмической организацией речи, рассмотреть все основные стиховые параметры.
Содержание деятельности:
понятие о лирике как роде литературы;
что такое рифмовка, способы рифмовки
размеры стихосложения: двухсложные: ямб, хорей; трехсложные: дактиль, амфибрахий, анапест
чтение четверостиший с различными способами рифмовки, их определение;
определение размера в четверостишиях;
встреча с местными поэтами
игра «Доскажи словечко» (в рифму);
составление четверостиший на заданную тему;
средства художественной выразительности: метафора, эпитет, олицетворение.
самостоятельное написание стихотворений (необходима помощь руководителя проекта).
III. Аналитический этап (8 класс, первое полугодие)
Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности, обдумывать будущую деятельность.
Содержание деятельности:
На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои стихотворения?
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
С какими трудностями столкнулись?
Ожидали ли они такого результата?
Понравился ли им процесс стихосложения?
Планируют ли они в дальнейшем заниматься поэзией?
Каковы замечания и предложения на будущее (себе, руководителю проекта)?
IV. Заключительный этап (8 класс, второе полугодие).
Цель: осуществить окончательный контроль, формировать чувство гордости за своё поэтическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Содержание деятельности:
чтение своих стихотворений на общешкольном конкурсе чтецов;
выпуск стенгазеты «мир наших увлечений» со стихотворениями участников проекта;
публикация отдельных стихотворений участников проекта в газетах «Кэскил», «Юность Севера»;
составление сценария для участия в конкурсе чтецов среди мальчиков
участие в улусном конкурсе чтецов среди мальчиков.
Литература:
Богомолов Н.А.. Краткое введение в стиховедение.
Бондаренко Т. Основы стихосложения – современный взгляд.
Глоцер В.И. . Дети пишут стихи. М.: Просвещение, 1964. – 255 с.
Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с.
Осипов Б.И.. Русские стиховые системы.
Скоренко Т. Учебник стихосложения.
Тарановский К. О поэзии и поэтике.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.
Холщевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение.
Шаламов В. Заметки о стихах.
Швец М. Технология русского стихосложения. С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.
Шенгели Г.А. Техника стиха.