СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение на тему "О московских поэтах, не вернувшихся с войны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок освоения новых знаний путем выразительного чтения. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение на тему "О московских поэтах, не вернувшихся с войны"»

Максимова Екатерина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Таймылырская средняя

общеобразовательная школа»

Булунского улуса

Республики Саха (Якутия)



«Строки, оборванные пулей»

(о московских поэтах, не вернувшихся

с Великой Отечественной войны)



Тип урока: комбинированный. Урок освоения нового понятия путем выразительного чтения, просмотром слайдов и записью в тетрадях и работой на интерактивной доске.

Цели урока:

  • Познавательная: узнать имена московских поэтах – участниках Великой Отечественной войны и их произведениях.

  • Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения и связной речи;

  • Воспитательная: чтить и помнить имена тех, кто защищал Родину в суровые дни войны.

Эпиграф к уроку: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Урок проводится как урок внеклассного чтения накануне 9 мая.

Обучающимся даны опережающие задания.



План урока.



Класс, школа:

9 класс, МБОУ «Таймылырская средняя общеобразовательная школа»

Предмет:

Литература

Тема урока:

«Строки, оборванные пулей»

УМК:

Сборники лирики московских поэтов, интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, экран, флэш-накопители

Тип урока:

Урок освоения новых знаний путем выразительного чтения, просмотром слайдов и записью в тетрадях и работой на интерактивной доске.

Цель учителя:

создать условия для обучающихся для освоения новых знаний.

Учебная задача:

Проверить наличие учебно-методического комплекса, организовать теоретическую (работа с материалом учебника, просмотр слайдов, работа на интерактивной доске) и практическую работу (запись в тетрадях)

Планируемые результаты урока

Предметный результат урока

Освоение новых знаний.

Метапредметные результаты урока:

  • Регулятивные УУД: умение планирования действий, контроля своих учебных действий, корректировки учебных действий.

  • Познавательные УУД: умение самостоятельно искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственную связь, делать логическую связь рассуждений

  • Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, договариваться, выражать свои мысли; участие в обсуждении

Личностный результат урока:

Проявление интереса, активности и потребности в обучении и познании на уроке



Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Резуль-тат

Орг. этап

Здравствуйте, ребята, проверьте готовность к уроку, садитесь. Мне бы хотелось, чтобы вы были внимательны, активно работали, не стеснялись высказывать свое мнение.


Ответное приветствие учителя, демонстра-ция компонентов учебно-методичес-кого комплекса

+

1.Постановка учебной задачи


1.1.Создание ситуации выхода на учебную задачу

Задание: просмотреть мини-сцену.

Звучит песня «Он не вернулся из боя» в исполнении В. Высоцкого.

Ведущий:

Война, война… Стальная вьюга,

Оглохло небо от пальбы,

Земля дрожала от испуга

И становилась на дыбы.

  • Организация выполнения задания: просмотр мини-сцены.

Умение слушать, делать логический вывод, умение рассуждать, участие в обсуждении

+

1.2. Совместная формулировка учебной задачи

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

  • Как вы считаете, могут ли пригодиться нам полученные на уроке знания?

  • Тема урока актуальна, поскольку мы живем мирное время, за которое наши деды и прадеды заплатили своей жизнью, и мы обязаны помнить и свято чтить память о них.


Умение высказать свое мнение, делать логический вывод

+

2.Решение учебной за-дачи


2.1.Поиск решения учебной задачи


  • Прослушивание сообщений;

  • Чтение стихотворений;

  • Прослушивание песни «Москвичи» в исполнении М. Бернеса («В полях за Вислой сонной…»);

  • Просмотр видеосюжета, составленного одноклассниками (творческая группа).


  • Организация обсуждения

  • Ответы на вопросы (работа на интерактивной доске);

  • Вовлечение обучающихся в обсуждение



Умение самостояте

льного поиска информации, умение планирования действий, умение слушать и слышать себя, выражать свои мысли, задавать вопросы, участие в обсуждении. Работа по карточкам.

+

2.2.Моделирование и словесная формулировка нового понятия


Запись на интерактивной доске нового понятия: имена московских поэтов и писателей.


Умение делать логическую цепь рассуждений, самостоятельно мыслить.

+

2.3.Применение открытого понятия (способа действия)

Задание: объяснить смысл эпиграфа к уроку.


  • Организация выполнения задания

    Задавание вопросов по теме урока.

    Обратимся к эпиграфу урока: «Никто не забыт, ничто не забыто». Как вы понимаете эти слова?


  • Организация проверки задания

Контроль ответов обучающихся:

  • Прослушивание ответов;

  • Коллективное выставление оценки выступившим ребятам.


Умение контроля своих учебных действий, корректировки и оценки своих учебных действий

Умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них.

+

3.Рефлексия




1.Организация самооценки понимания

Фронтальная проверка. Ответы на вопросы:

Подведем итоги. Какие вопросы мы ставили в начале урока? (Показ записанных на доске ключевых понятий).

Что мы сегодня узнали? Чему научились?


2. Организация самооценки деятельности

Задавание наводящих вопросов

  1. Какова основная тематика стихотворений поэтов. О которых мы сегодня узнали?

  2. На какие темы они еще писали?

и т.д.

Умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них.

Умение контроля своих учебных действий, корректировки и оценки своих учебных действий





+



Метапредметные результаты урока:

  • Регулятивные УУД: умение планирования действий, контроля своих учебных действий, корректировки учебных действий.

  • Познавательные УУД: умение самостоятельно искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственную связь, делать логическую связь рассуждений

  • Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, договариваться, выражать свои мысли; участие в обсуждении

Личностный результат урока:

Проявление интереса, активности и потребности в обучении и познании на уроке



– Темы выступлений:

    1. Аркадий Гайдар.

    2. Джек Алтаузен.

    3. Всеволод Багрицкий.

    4. Петр Лидов.

    5. Иосиф Уткин.

    6. Владимир Аврущенко.

– Прочитаны стихотворения и отрывки из прозы:

        1. «Что такое счастье, каждый понимал по-своему…» –А. Гайдар, «Чук и Гек».

        2. «Баллада о четырех братьях» – Д. Алтаузен.

        3. «Родина» – В. Багрицкий.

        4. «Таня» – П. Лидов.

        5. «Ожидание» – В. Аврущенко.

        6. «Строка, оборванная пулей» – Н. Сарапкин.

– Прослушаны аудиозаписи «Он не вернулся из боя…», «Москвичи».

– Проведена Минута молчания.



Вывод урока: Забвение не всесильно. Памятников поэтам и писателям остаются их произведения. Низкий поклон и вечная, благодарная память им всем!









Максимова Екатерина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Таймылырская средняя

общеобразовательная школа»

Булунского улуса

Республики Саха (Якутия)



ПРОЕКТ «СТИХОВ ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ СЛАДОСТЬ»

Пояснительная записка.

Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности. Одним из таких проявлений является поэзия.

Существует множество приемов, развивающих творческие способности детей, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле:  творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается логическое мышление. Одним из оригинальных способов развития воображения, мышления, речи и других психических процессов можно считать анализ и сочинение стихов. Стихосложение является особой формой развития детской речи, благодаря которой оказываются развитыми такие важнейшие ее функции, как метафоричность и ритмичность, а также совершенствуется композиция речевого высказывания. Стихотворная речь в отношении обыденной речи является продуктивной и более высокой формой детского речевого развития. Из этого вытекает следующая цель данного проекта:

Цель: использование в творческой деятельности речи как средства для самовыражения, и таким образом получение возможности перейти в другой план мышления, объективирование собственных переживаний,  подчинение их  контролю, что делает переживания более продуктивными и точными.

  Ребятам нравится самим сочинять их на разные темы. В процессе стихосложения решается целый комплекс задач:

Обучающие:  

  • расширять кругозор и активизировать словарный запас;

  • ознакомить с понятиями рифма и ритм;

  • обучать навыкам самостоятельного стихосложения;

  • учить переносить полученные знания в новую ситуацию;

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, память, речь, образное мышление;

  • развивать умения определять размер, рифму стихосложения, выделять главное в тексте;

  • развивать творческо-литературные, художественные  способности подростков;

  • побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в стихотворении.

Воспитывающие:

  • формировать уважительное отношение к поэзии;

  • осознать нравственные ценности и формировать устойчивые ценностные ориентации на основе стихов русских поэтов, музыки и собственного сочинительства;

  • воспитать поэтический слух и совершенствовать навыки выразительного чтения.


Адресная направленность проекта: ученики 6-8 классов.

Продолжительность, сроки реализации проекта: сентябрь 2005-май 2009 гг.


Общая продолжительность проекта: 3 учебных года (22 месяца)


Ожидаемые результаты:

По окончании проекта воспитанники должны

Уметь:

  • Выразительно прочитывать стихотворение;

  • Сдерживать эмоционально–поведенческие  отклонения на занятиях стихосложения;

  • Давать общую характеристику произведению;

  • Формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного впечатления;

  •  Понимать и объяснять цель использования в стихотворении средств выразительности;

  • Выражать свои мысли, чувства, идеи в стихотворении.

  • Самостоятельно подбирать рифмы;

  • Самостоятельно заниматься стихосложением.

Знать:

  • О творчестве известных поэтов;

  • О важной роли поэзии в жизни людей

  • О влиянии поэзии на развитие речи и её культуру.

  • Основы стихосложения (ритм, стихотворный размер, рифма);

  • Порядок анализа поэтического текста.


Методы и приемы:

По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):

  • словесные (устное или печатное слово);

  • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные     пособия)

По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)

  • репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);

  • проблемно-поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);

Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):

  • создание ситуации успеха в обучении;

  • использование игр и игровых форм организации деятельности ;

Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):

  • учебные дискуссии;

  • творческие задания;

  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):

  • устный контроль;

  • письменный контроль.


Технологии:

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Система Е.Н. Ильина:  «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека»;

  2. Педагогика сотрудничества;

  3. Диалог культур (В.С Библер, С.Ю. Курганов);

  4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волкова)


Этот проект:

  • творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение);

  • по профилю знаний – это межпредметный проект;

  • по характеру координации – проект с открытой или явной координацией;

  • по уровню контактов – внутришкольный проект;

  • по количеству участников – личностный;

  • по продолжительности – долгосрочный;

  • по типу объекта проектирования – морфологический.


Занятия проводятся 1 раз в 2 недели как урок внеклассного чтения.


Этапы реализации проекта:

I этап – организационный (6 класс).

Цель: ввести детей в мир поэзии.

Задачи:

  • знакомство со стихотворениями известных поэтов;

  • учить  отличать прозу от стихотворения;

  • дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества (историческая справка);

  • выявить литературные предпочтения ребят в области поэзии.

Содержание деятельности:

  • изучение теоретической литературы;

  • подбор стихотворений;

  • разработка проекта.

II этап – основной (7 класс.)

Цель: Познакомить ребят с ритмической организацией речи, рассмотреть  все основные стиховые параметры.

Содержание деятельности:

  • понятие о лирике как роде литературы;

  • что такое рифмовка, способы рифмовки

  • размеры стихосложения: двухсложные:         ямб, хорей; трехсложные:         дактиль, амфибрахий, анапест

  • чтение четверостиший с различными способами рифмовки, их определение;

  • определение размера в четверостишиях;

  • встреча с местными поэтами

  • игра «Доскажи словечко» (в рифму);

  • составление четверостиший на заданную тему;

  • средства художественной выразительности: метафора, эпитет, олицетворение.

  • самостоятельное написание стихотворений (необходима помощь руководителя проекта).

IIIАналитический этап (8 класс, первое полугодие)

Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности, обдумывать будущую деятельность.

Содержание деятельности:

  • Рефлексия:

  1. На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои стихотворения?

  2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

  3. С какими трудностями столкнулись?

  4. Ожидали ли они такого результата?

  5. Понравился ли им процесс стихосложения?

  6. Планируют ли они в дальнейшем заниматься поэзией?

  7. Каковы замечания и предложения на будущее (себе,  руководителю проекта)?

IV. Заключительный этап (8 класс, второе полугодие).

Цель: осуществить окончательный  контроль, формировать чувство гордости за своё поэтическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Содержание деятельности:

  • чтение своих стихотворений на общешкольном  конкурсе чтецов;

  • выпуск стенгазеты «мир наших увлечений» со стихотворениями участников проекта;

  • публикация отдельных стихотворений участников проекта в газетах «Кэскил», «Юность Севера»;

  • составление сценария для участия в конкурсе чтецов среди мальчиков

  • участие в улусном конкурсе чтецов среди мальчиков.



Литература:

  1. Богомолов Н.А.. Краткое введение в стиховедение.

  2. Бондаренко Т. Основы стихосложения – современный взгляд.

  3. Глоцер В.И. . Дети пишут стихи. М.: Просвещение, 1964. – 255 с.

  4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с.

  5. Осипов Б.И.. Русские стиховые системы.

  6. Скоренко Т. Учебник стихосложения.

  7. Тарановский К. О поэзии и поэтике.

  8. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.

  9. Холщевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение.

  10. Шаламов В. Заметки о стихах.

  11. Швец М. Технология русского стихосложения. С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.

  12. Шенгели Г.А. Техника стиха.