этапы | Деятельность учителя | оборудование | Деятельность ученика | критерии |
Приветствие Орг. момент | Организует работу | Памятка | Проверяют готовность к уроку | |
Проверка д/з | Сегодня у нас необычный урок — урок — путешествие в удивительный XIX век, который вписал золотыми буквами имена художников, музыкантов, поэтов. Одно из них - Николай Алексеевич Некрасов. Вспомним, что знаете или узнали о личности Н.А.Некрасова Стр. учебника 227. Чтение статьи о Н.А.Некрасове. Озаглавить. Составить план: вступление, основная часть, заключение. См заключение -Что поразило , удивило вас? | Портрет Памятка «Как составить план» Слайд план | План статьи Проверяют-----оценивают в б Ответы на вопрос: Поразило то, что у отца был плохой характер, нарушил волю отца и остался без материальной поддержки; сам пробивал себе дорогу в жизньСтал известным | Критерии Макс 10 Мин 3 Качество- учитель |
Повторение ранее изученного | Вы слышите его шаги на лестнице?! Вот он входит, зажигает свечи, садится за свой любимый письменный стол, и мысли уносят его далеко - далеко. А мы вместе с ним переносимся в его творческую лабораторию Вспомним, что изучали и о чем писал Н.А.Некрасов? (просила принести книги , которые читали , изучали---результат: выставка Будьте внимательны, не повторяйтесь Каково значение творчества Некрасова? (Сочувственно писал о народе, чутко откликался на события общественной жизни, думал о народе, писал, сочувствовал народу) Мы сегодня остановимся подробнее на другой теме, которая многие десятилетия была запретной для русских людей ------исторической теме: Сформулируем мы её вместе | Выставка книг презентация | Называют 5 кл На Волге(картины природы, судьба народа -бурлаки)Поэма Мороз, Красный нос «Есть женщины в русских селеньях» ( поэтический образ русской женщины) Стих. «Крестьянские дети»(мир детства) 6 кл «Железная дорога» (картины подневольного труда) Думал народе ,сочувствовал | Критерии 1б |
Подготовка к восприятию | -Кто она? 14 XII - 1825 года. -Что это за дата? Ребята, декабрь знаменателен многими событиями. - С чем у вас ассоциируется он Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму «Русские женщины» о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю) Эти исторические события легли в основу произведения (поэмы) «Русские женщины» | Портрет | Предположения: (мать, жена, героиня… Предположения ( дата рождения этой женщины, Некрасова… Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения,.. Записывают: Н.А.Некрасов «Русские женщины» | |
Изучение нового материала 1. Познакомить с историческими событиями, отраженными в произведении | Что есть у нас: Н.А.Некрасов поэма «Русские женщины Откроем произведение стр.229 Каждый раз, работая над произведением, какую задачу мы ставим: Ключевые слова Значит, повторить и развить понятие «поэма», знать жанровые особенности знать содержание уметь анализировать текст (ум определять теме, идею, жанровые особенности произведения давать характеристику героев, определять позицию автора и давать свою оценку Прежде чем сформулируем тему и цели урока, я хотела бы, чтобы мы с вам совершили небольшой экскурс в историю (экскурс – экскурсия, путешествие) и вспомнили об одной из самых ярких страниц российской истории, но вместе с тем трагической. Историческая обстановка. Обратите внимание на фото декабристов. Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Дайте определение поступкам «Подвиг декабристов» - часто говорим мы. Н.А.Некрасов первым в печати прославил декабристов, написав поэму «Дедушка» В 6 классе поэма была предложена для Вн.ч . Что за дата? Узнали исторические события, которые легли в основу поэмы «Русские женщины» Ответили на один из вопросов | Дата иллюстрация Фото Дата | Определяют проект действий Записывают в столбик план Сообщение ученика прикрепляет фото Дают определение героический, самоотверженный поступок- подвиг Работа с толковым словарём Ответили на один из вопросов- в основе поэмы реальные события | критерии |
Поэма Крупное стихотворное произведение с соединением сюжета и стиха Повторить понятие и жанровые особенности: развернутыйсюжет характеры изображаются как определенные законченные Внутренний мир показан в развитии | По жанру произведение- поэма. Вспомним определение Откроем произведение стр.229 Название Ключевые слова Что мы обнаружили? Значит объектом нашего внимания будет женщина сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех, кого оставили - юных жён с малолетними детьми. Княгиня Трубецкая Кто она такая?. Чтение в учебнике стр 229 сноски | Сноски в учебнике | удивление. А поэма не о декабристах -русские женщины -княгиня Трубецкая Княгиня Трубецкая Ответили на второй из вопросов Героиня поэмы | |
| - Каково было поведение жен декабристов после ареста, ведь от мятежников отказывались порой даже родители? (следовать за мужьями.) Они бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Как этот поступок можно назвать? Можно ли этот поступок назвать подвигом? сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей. Запишем тему урока: Тема подвига в поэме Н.А.Некрасова Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они. | сообщение | А мужественные женщины и не собирались жить без мужей! Узнав о приговоре, ссылке в Сибирь, они тут же подают прошение о разрешении следовать за мужьями. Подвиг -героический, самоотверженный поступок Прототип -действительное лицо для создания произведения | Критерии: |
| В тетради в виде таблицы Поведение: что заставило? чем объясняет? характер | | 1 Долг решительная | |
Совершенствовать умения анализировать текст: определять тему Поведение Решение ехать твердое Внутренний монолог Физ минутка Проверим о чём ? тема нравственный | Наверняка, вы читали поэму летом или к уроку просмотрели. Самостоятельная работа тест - Какова тема поэмы? (Тест: а) судьба декабристов, б) величие и сила духа русской женщины-дворянки, в) поездка княгини в Сибирь и рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск, г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа) Алгоритм Как определить тему? Какие варианты Задание : работа в парах. Выделить эпизоды или Составляем краткий план-перечень событий. Озаглавить. О чём? 1ая часть Грам запись-Чтение- образец Отъезд из родного дома Вопросы: Как начинается эта часть поэмы? а) с описание возка и переживание отца, который отправляет дочь в Сибирь б) Княгиня просит благословения на поездку, в дальний путь в) Внутренний монолог прощание с отцом, с жизнью; обещание хранить завет отца г) как объясняет свой отъезд? Что заставило покинуть дом ДОЛГ Поэма начинается с картины стремительного бега возка. Свой путь начинают они от порога родного дома. . Разговор княгини с отцом дан уже как воспоминание. Это композиционный приём Почему нарушает последовательность Это тяжело: разрыв с близкими, с привычной жизнью “Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня Трубецкая, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу? Увы! Надежды нет. ? Давайте послушаем рассказ о жизни княгини Екатерины Трубецкой до восстания. г) как объясняет свой отъезд? Что заставило покинуть дом .Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? Что могло заставить этих изнеженных красавиц, привыкших жить в роскоши и богатстве бросить все и ехать в далёкую Сибирь? Сборы говорят о характере (все продумано, решение твердое) Княгиня в пути, и мы последуем за ней Поехали. Путь очень трудный. Железных дорог не было вовсе. Метели, снегопады, сильные морозы осложняли путь. 2-я часть Разговор губернатора и княгини - Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба – Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини? - Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. - Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова. И постараемся ответить на вопрос: Кто побеждает в поэме? Кто одерживает нравственную победу? Этап исследования (работа с текстом по группам) I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине: 2группа | Тест Памятка Грам запись 2мин Вопросы Стр 238 Ерёмина Рассказ диалог | Тест 1б в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск, поездка жён декабристов в Сибирь и трудностях на пути Отъезд из родного дома Записываем диалог | решительная |
| Какова же роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини?: - сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей. - Как воспринимается финал этого поединка? (Нравственная победа беззащитной женщины. Характер её уже сложившийся, мужественный и сильный, несет силу и поддержку своему мужу.) Ученики делают выводы: -Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Что же заставило губернатора уступить княгине? - Ее сила, твердость характера, убеждение в своей правоте, мужество, настойчивость. Сцена «Трубецкая- губернатор» – вершинный эпизод поэмы. Проверим как ответили Клип Что могло заставить этих изнеженных красавиц, привыкших жить в роскоши и богатстве бросить все и ехать в далёкую Сибирь? - Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу). КЛИП Проверь себя! Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной. - Выделите идею (основную мысль) поэмы. (Тест: а)трагическая судьба русской женщины, б)обличение светского общества, в)духовное величие русской женщины, г)подвиг декабристов - Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русской женщины. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.) | | | |
| Так о чем поэма Н.А. Некрасова “Русские женщины”? Выводы учащихся: - О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос: «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены? | | | |
| - Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины. Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт” – ЭТО героизм, сила духа, нравственная красота. Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине” (слайд 14). | | | |
| КЛИП продолжение Есть такой замечательный фильм «Звезда пленительного счастья». В этом фильме использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая». Советую вам непременно посмотреть этот художественный фильм, чтобы ещё раз пережить незабвенный подвиг жен декабристов, увидеть их пленительные образы. | | | |
| Заключение (выводы). Жены декабристов совершили подвиг. Этому подвигу нет названия, оценки, т.к. оценить это невозможно, понять - очень сложно, прочувствовать - не хватает сил Своим подвигом они навсегда вписали свои имена в нашу историю. Эпиграфом принято начинать, а мы закончим. Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. Некрасов О чём задумались? И мне кажется, что став взрослыми вы тоже будете готовы к самопожертвованию и преданности к ближнему. Рефлексия Синквейн | | | |
2) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины; развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь ближнему;
3) воспитание верности, способности на благородные человеческие чувства: дружбу, любовь.