«ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР»
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
(начальные классы)
Гайнуллина Алсу Мавлетовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ СОШ № 103
Ново-Савиновского района
города Казани
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
Тема: «ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР»
Цели: формирование у учащихся знаний о назначении светофора, о видах светофоров и их значении в дорожном движении; знакомство учащихся с дорожными знаками; развитие творческих способностей учащихся; внимания и внимательности; воспитание нравственных качеств и интереса к изучению ПДД.
Оборудование: модели светофоров, таблицы различных светофоров, дорожные знаки, грамзапись, раздаточный материал.
Оформление доски: Знай и выполняй правила дорожного движения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ведущий: Сегодня, мы с вами, ребята, отправимся в очень интересное путешествие по станциям дорожного движения. Ваша школа и дом, где вы живете, находятся рядом с большой дорогой, по которой мчатся машины на большой скорости. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
Итак, путешествие началось.
2. Первая станция – «Лесная полянка»
(дети инсценируют стихотворение С.Я.Маршака).
Ведущий: Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в очень интересное путешествие. Оказывается, совсем рядом с нами находится много вещей, о которых мы мало знаем. Я думаю, что наше путешествие вам понравится. Мы хотим, чтобы вы узнали, что вас окружает и поэтому приглашаем на «Лесную полянку».
Ведущий: В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принес его медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ёжик.
Ёжик: - Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток и провода.
И если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
Волк: - Я с Ёжиком согласен!-
Сказал, зевая, Волк.-
А если б он работал,
Какой в нем был бы толк?
Когда гоню я Зайца,
Мне просто смысла нет,
Бежать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
Зайчишка: - И я, - сказал Зайчишка, -
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу.
Лиса: - У нас, - Лиса сказала, -
Порядки здесь свои,
И нам на перекрестке,
Не нужен пост ГАИ!
Крот: - Мне тоже он не нужен!
Сказал из норки Крот, -
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Ведущий: Услышав над собою
Разумные слова,
Сова: - Я вообще летаю!-
Прогукала Сова.
Ведущий: Осталось все, как было,
Шумит дремучий бор.
Качается на елке
Бездельник светофор…
но мы с тобой не зайцы,
Не волки, не кроты –
Хожу я на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Включив огни свои.
И нам на перекрестках
Нужны посты ГАИ!
они нам помогают,
Нас учат с малых лет,
Шагать на свет зеленый,
Стоять на красный свет.
Учитель: - Ребята, могут ли отказаться от светофора люди?
Дети: Нет!
Учитель: А вот вам загадка: Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать?
Я отлично понимаю все,
Что хочет он сказать.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Дети: Это светофор!
Учитель: Да, это светофор! Он на улицах и площадях самый главный командир.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий Светофор!
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает…
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз.
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт!»
3. Вторая станция – «Светофория»
(Входит мальчик в костюме светофорчика)
Учитель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Поздоровайтесь со Светофорчиком.
Светофорчик: А вы знаете, ребята, почему у меня такое имя?
Дети: Нет.
Светофорчик: А вот послушайте. Слово «светофор» состоит из двух частей – «свет» и «фор». «Свет» - это и есть свет, а «фор» - от греческого «форос» - обозначает «несущий» или «носитель». А вместе – «светофор» - значит «носитель света» или «несущий свет». Я несу свет, причем трех разных цветов: красного, желтого и зеленого. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.
Учитель: для вас, уважаемый светофор, наши ребята приготовили небольшой подарок.
Красный свет: Утром проснешься ты, выйдешь из дому,
На перекрестке твой старый знакомый,
Он огоньком тебе красным мигнет,
Скажет опасно, закрыт переход.
Желтый свет: Желтый зажжется – чуть-чуть подожди.
Зеленый свет: Вспыхнет зеленый – спокойно иди!
Ходить по улице опасно,
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый!
Красный свет: Красный!
Желтый свет: И очень нужный желтый свет!
Красный свет: Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь
Зеленый!
Желтый!
Красный!
Ученик: Для тебя горят они,
Светофорные огни:
Красный – стой,
Желтый – жди,
А зеленый – проходи.
Дети (хором): Это должен каждый знать обязательно на «пять»!
4. Физкультпауза:
Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы понимаете сигналы светофора.
Красный свет – дети стоят молча,
Желтый свет – дети хлопают в ладоши,
Зеленый свет – дети топают ногами.
5. Третья станция – «Дорожные знаки»
Ученик: Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
С азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Учитель: Итак, вы поняли из этих строк, что следующая станция «Дорожные знаки».
Ведущий: Ребята! Вы заметили, что на дорогах кроме светофоров встречается очень много специальных знаков, которые должны знать как пешеходы, так и водители. На своём пути в школу, магазин, театр; на стадион - всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Дорожные знаки выполняют ту же службу, что и светофоры. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей. Многие из этих знаков вам хорошо известны.
(Выступает группа детей)
а) По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята, знает,
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход:
(Пешеходный переход)
б) Вот разинутая пасть,
Рот зубастый, просто страсть!
Только странно, в эту пасть
Все стараются попасть!
Что за зубы, что за рот?
То… (подземный переход)
в) Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет и глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный –
Двигаться опасно!
Для кого зеленый свет –
Проезжай, запрета нет!
(Светофорное регулирование)
г) Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая!
(Движение пешеходов заперщено)
д) Ни проехать, ни пройти:
Знак дорожный на пути!
Отдает приказы стрелка:
Это место обойти!
Хочешь прямо? Что ты, что ты!
Здесь… (Дорожные работы)
е) Знак запомните, друзья,
И родители и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде!
(Движение на велосипеде запрещено)
ж) «Пешеходная дорожка»…
Этот знак ты должен знать.
Подожди меня немножко –
И пойдем с тобой гулять.
(Движение пешеходов разрешено)
Ведущий: Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Надо знаки уважать.
6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Ведущий: Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.
Только там, где переход?
Что не видит светофора?
А что желтый свет всегда нам о вниманье говорит?
Это значит «хода нет»?
Держит путь по мостовой?
Уступает старшим место?
7. Четвертая станция – «Кроссвордия»
Ребята разгадывают кроссворды по правилам дорожного движения.
8. Учитель: А теперь послушайте советы, как вести себя на улице.
(Выступает группа учащихся)
Будь ты юн или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя – тротуар.
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход!
Опасен путь, прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он «приготовься» говорит.
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!
О правиле помни простом!
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом!
Проскочу трамвайный путь».
Никогда не забывай, что
Быстрей тебя трамвай.
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Учитель: Какие советы вам запомнились?
(ответы детей)
9. Пятая станция – «Путаница»
На доску вывешивается плакат, на котором зашифрованы слова: «Уважайте светофор»!
Учитель: Начинайте с буквы «У» и вы прочитаете важные слова.
10. Самостоятельная работа.
У ребят на партах раздаточный материал.
Задание: Закрасить глазки светофоров так, чтобы они выполняли требования надписей.
11. Итог.
Ведущий: Дети, сегодня вы узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. И вы как следует запомните их, не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах и вы вырастите крепкими и здоровыми.
А на прощание для вас звучит песня. (Ученица из класса поет песню «Папа купил автомобиль»).