СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Блокадный Ленинград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Блокадный Ленинград"»


МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области





«БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»






Подготовила: Ермошкина Вера Петровна,

учитель начальных классов



2021 год



Никогда не забыть нам

Страшных дней Ленинграда,

Тех, что словом зловещим

Зовутся — Блокада.

Цели и задачи:

1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.

2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к родному городу.

3. Коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащение словарного запаса в процессе чтения стихов и прозы, исполнения песен о блокадном Ленинграде.

Подготовительная работа: чтение книг и стихов, просмотр видеофильмов о блокаде Ленинграда.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.


Ход мероприятия:




Звучит торжественная музыка


На экране слайд - «27 января - день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».


Дети читают стихи:


В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, -

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.


Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей...

Беспощадная фашистская осада

продолжалась девятьсот голодных дней.


Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.


Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть... Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба...

И руины там, где дом вчера стоял...


Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!


Учитель:

По книгам, фильмам и рассказам взрослых мы знаем о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. 77 лет назад 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.


Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осаждённому Ленинграду.



На экране слайд - 1941 год. Город во вражеском кольце.


Учитель:

Фашистская Германия напала на нашу страну 22 июня 1941 года. Фашисты говорили, что Москва-это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

2 ведущий:

Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. Уже через 2 месяца враги окружили Ленинград, а 8 сентября кольцо блокады замкнулось.



8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое.

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками,


И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее...

Так было до того или потом,

Но в этот год беда стучалась в дом.


В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту.

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев, превративший в ад.


На экране слайд-разрыв снарядов на Невском проспекте.


Ученик:

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.


Учитель:

На Невском проспекте, главном проспекте нашего города

разрывались снаряды и фугасные бомбы. Город обстреливали из дальнобойных орудий, бомбили все чаще и чаще.




На экране слайд - надпись на одном из домов на Невском проспекте: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»



Учитель:

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти!


Самым страшным испытанием для осаждённого города стал голод. От нехватки продуктов питания люди умирали в холодных квартирах, на работе и на улицах.


А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы. Тишина.

Не отыскать в снегу трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Скрипят полозья в городе, скрипят.

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем, правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.



Осаждённому городу помогала вся страна. Осенью питание и топливо доставляли в город по небольшой полоске воды Ладожского озера. Но с наступлением зимы это стало невозможно.



На экране слайд - « Дорога жизни».


Учитель:

Тогда по Ладожскому льду была проложена трасса. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала жизнь стоящему за ее спиной огромному городу. Потому и назвали её «Дорогой жизни».

Ученик:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.


Учитель:

По этой дороге вывозили из города маленьких детей, раненых, самых больных, истощенных и слабых. «Дорогу жизни» постоянно обстреливали и бомбили фашисты, образовывались огромные полыньи и часто машины тонули. Огромный героизм проявляли водители автомобилей. Приходилось устранять поломки и разогревать моторы тогда, когда руки застывали от мороза и ледяного ветра.



На экране слайд - дневник Тани Савичевой


Учитель:

Вы, конечно, знаете печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.


Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!
Так страшно – каждый звук своей душой чеканя –
Никто нам не поведал о блокаде,
Как девочка, чьё имя - Савичева Таня…

Великий город взят в кольцо врагами -
Не разорвать стальные путы окруженья…
Зима и голод. И тайком от мамы
Она запишет в декабре: «Не стало Жени…»

День дня страшней – бомбёжки, артобстрелы,
И слёзы детские, что не бывают горше…
Родные лишь каким-то чудом целы…
Январь. Выводит Таня: «Бабушки нет больше…»

Весна ещё не отогрела город,
И дотянуть живым немыслимо до лета.
Всё злей, невыносимей жуткий голод.
Вновь в марте запись Тани: «Утром умер Лека…»

Озноб пронзает, как ни утепляйся,
Жизнь держится в телах иссохших еле-еле…
Рукою слабой: «Умер дядя Вася… -
Запишет Таня, - Ночью, в два...» - в сыром апреле…

Кошмарней и короче стали ночи…
Март и апрель - ещё одной строкою больше,
Вновь в дневнике неровный детский почерк…
Май. Запись: «Днём сегодня умер дядя Лёша…»

Нам не дано постичь весь ужас драмы –
Где брались силы сердцем детским, чтобы биться? –
Через три дня не стало её мамы…
Скупая запись: «Мама умерла в семь тридцать»…

От записи последней стынут руки,
Читаешь строки - и сбивается дыханье,
Кровь вязнет в жилах от сердечной муки.
Из дневника… - «Все умерли. Осталась одна Таня…»

…Ей жить, да жить бы и учиться в школе,
Но слишком тяжким было горем испытанье –
Ушла из жизни от безумной боли,
Нам завещая помнить, Савичева Таня…



Танин дневник на суде над фашистами

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»


Несмотря на страшные испытания, осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. Они работали на заводах и фабриках, помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, приносили воду из Невы больным и старым людям.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями

« За оборону Ленинграда».


Звучит песня "Мы - дети Блокады"


Учитель:

И вот пришел этот час. 27 января 1944 года враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады.

900 дней и ночей боролся наш город, но выстоял и победил.

В этот день над Невой прогремел торжественный салют.


На экране слайд – салют в Ленинграде 27 января 1944 года.


Дети читают стихотворения

1)Как майский гром, салют над Ленинградом:

Ракеты, рассыпаясь, ввысь летят.

Над Невским, над Невой, над Летним садом

Ликующие возгласы гремят.


2)Снаряд немецкий больше не взорвётся

На непреклонном невском берегу.

Не брызнет кровь, стекло не разобьётся,

До Ленинграда не достать врагу!


3)В сияющее небо Ленинграда

Взмывают без конца огни ракет.

То город наш за снятие блокады

Шлёт воинам восторженный привет.


За мужество и героизм нашему городу было присвоено высокое звание: город — герой!

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой. Очень много ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в нашем городе поставлены памятники на братских могилах Пискаревского мемориального кладбища.


Над всем мемориалом возвышается величественный монумент Матери-Родины и стена-стела. В центре стены выбиты полные трагизма слова поэтессы Ольги Берггольц.


Учитель:

Прошу всех встать и почтить память погибших Минутой молчания.


Звучит стук метронома.


Учитель:

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы нести вахту памяти об этом подвиге Ленинграда и ленинградцев.


Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!


Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!


Учитель:

Мы благодарны ветеранам за их подвиг, будем помнить об этом, потому что очень хотим сохранить мир для нас и будущих поколений.


Звучит песня "Не отнимайте солнце у детей!"





12