СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Было ли детство в блокадном Ленинграде"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направлено на сохранение исторических событий в памяти будущих поколений. Чтобы ученики осознали,что происходило во время блокады Ленинграда,как выживали взрослые и дети.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Было ли детство в блокадном Ленинграде"»

Внеклассное мероприятие: «Было ли детство в блокадном Ленинграде?»

Тема: «Было ли детство в блокадном Ленинграде?»

Класс: 4-11

Цель: способствовать формированию у обучающихся мнения о детстве в блокадном Ленинграде.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: сформировать у обучающихся представление о детсве в блокадном Ленинграде

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- самоопределение к деятельности;

- определение темы и цели мероприятия;

- умение работать с источниками;

- оценка своей деятельности.

Коммуникативные: формулировка собственного мнения.

Познавательные:

- формирование представленя о детсве в блокадном Ленинграде,;

- умение работать с источниками.


Ключевые вопросы: «Было ли детство в блокадном Ленинграде?»


Оборудование занятия: компютер, проектор. динамики


Ход мероприятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

Проверяет готовность учащихся к занятию. Приветствует учащихся

Проверяют свою готовность к занятию. Приветствует учителя

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Ребята, скажите мне, пожалуйста, с чем у вас связано детство? А как вы думаете, ваше детство сильно отличается от детства в блокадном Ленинграде? Почему?

Высказывают и аргументируют свою точку зрения

Личностные (высказывания своего мнения о детстве в блокадном Ленинграде)

Коммуникативные (формулировка собственного мнения)

Постановка учебных задач

Давайте, посмотрим видеоролик и попробуем определить, чему будет посвящено наше сегодняшнее мероприятия

(После обсуждения показывает на слайде тему мероприятия)

Осмысленно смотрят видеоролик, находят в нем нужную информацию. Высказывают и аргументируют свою точку зрения

Регулятивные (определение темы и цели мероприятия, самоопределение к познавательной деятельности), коммуникативные (формулировка собственного мнения)

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия


Итак, ребята, как вы думаете возможно ли было детство в блокадном Ленинграде? (Идет обсуждение)

После обсуждения учитель выводит на слайде несколько высказываний преждевременно попросив школьников доказательства того, что было или не было детство в блокадном Ленинграде.

Слайд 1.: Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Слайд 2: Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... ". Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. "К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".

Слайд 3: Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

К каждму документу учитель задает следующие вопросы:

  1. Какой тип документа?

  2. Что нового вы узнали из этого документа?

  3. Какие плюсы и минусы детства в блокадном Ленинграде вы можете выделить, исходя из этого документа?

  4. Как вы думаете, какие чувства испытывали дети из данного документа? Попытайтесь их описать.

(Идет обсуждение)

После обсуждения, учитель просит класс подумать, как мог проходить денб их ровесника в блокадном Ленинграде

(После обсуждения, составляется общая картина детства в блокадном Лениграде)

Осмысленно читают источники, находят доказательства. Высказывают и аргументируют свою точку зрения

Личностные (высказывания своего мнения о детсве в блокадном Ленинграде), коммуникативные (формулировка собственного мнения), познавательные (формирование представленя о детсве в блокадном Ленинграде, умение работать с источниками)

Рефлексия деятельности

Итак, наше мероприятяие подходит к концу. Сейчас я попрошу заполнить аноноино на листочках следующие предложения:

На мероприятии:

  1. я узнал, что…

  2. я согласен с тем, что…

  3. я не согласен с тем, что…

  4. у меня остались следующие вопросы…

  5. я могу сделать следующие выводы…

Выполняют заадния

Личностные (высказывания своего мнения о детсве в блокадном Ленинграде), коммуникативные (формулировка собственного мнения),

регулятивные (оценка своей деятельности)


Такая непринужденная работа с документами на внеклассном мероприятии будет способствовать у обучающихся развитию умений осмысленного чтения, выбора и сопоставления информации, а также умению грамотно излагать свои мысли. Такой тип работы с документами был выбран с целью лучшего усвоения материала при большом количестве обучающихся в непринужденной обстановке.