СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Человек, который любил слова", посвященное 220-летию В.И. Даля

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий предполагает проведение открытого внеклассного мероприятия с целью приобретения учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора «Толкового словаря Живого великорусского языка». Сценарий составлен с учетом того, что в действии активное участие принимают дети, играя роль ведущих, изображая роли сказочных персонажей.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Человек, который любил слова", посвященное 220-летию В.И. Даля»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Человек, который любил слова»


Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Котинская основная общеобразовательная школа» Прокопьевского района Киселева Светлана Николаевна

Форма проведения: устный журнал.


Данный сценарий предполагает проведение открытого внеклассного мероприятия с целью приобретения учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора «Толкового словаря Живого великорусского языка». Сценарий составлен с учетом того, что в действии активное участие принимают дети, играя роль ведущих, изображая роли сказочных персонажей.


Сценарий составлен в форме устного журнала. План мероприятия:

Страница 1. «Мое отечество Русь»

Страница 2. «Главный день его жизни».

Страница 3. «Явление казака Луганского» (Русские сказки. Пяток первый)

Страница 4. Толковый словарь Живого великорусского языка

Страница 5 «Какова выползина!»

Страница 6 «Брат Даль»


Действующие лица:

В.И. Даль

А.С. Пушкин

Ведущие: учитель, ученик, ученица

Ямщик

Катя, Диана, Андрей – школьники

Сказительница

Козел, Овца, Огородник


Оформление: на доске – эпиграф (слова В. Даля – Одоевскому) и страницы устного журнала, которые учитель листает (снимает) одну за другой.

Перстень Пушкина, который звал он – не знаю, почему – талисманом, для меня теперь настоящий талисман… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.

В. Даль – В. Одоевскому 5 апреля 1837 года.

Вступительное слово учителя:

Человеку под силу многое, или, может быть, 220 лет назад люди были другими… Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось успеть за свою жизнь очень многое! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное – собирателем «Толкового словаря Живого великорусского языка».

С жизнью и творчеством этого великого человека нам поможет познакомиться устный журнал, страницы которого мы перелистаем сегодня.

Страница 1

«Мое отечество Русь»

Ученик: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Отец его, Иоганн Даль, родом датчанин, закончил Йенский университет, был замечательным лингвистом. Екатерина II пригласила его в Россию в качестве придворного библиотекаря.

Ученица: Но место оказалось не очень доходным, поэтому Иоганн Даль отправился в Йену, закончил медицинский факультет и вернулся в Россию.

Ученик: В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг, дочери служившего в ломбарде чиновника. Мать Владимира Даля была хорошо образованна: свободно владела пятью языками, детей учила всему сама (только математику и рисование преподавали педагоги).

Ученица: Про мать Даля известно также, что она была музыкальна, обладала «голосом европейской певицы, играла на фортепиано. Даль вырос в доме, где звучали музыка и пение. Это немало значит.

Учитель: В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».


Случайность судьбы: 16-летним юношей, оказавшись в Европе, Владимир Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию.

(Появляется Даль. Он в накинутой на плечи шинели)

Даль: Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков.

Страница 2

«Главный день его жизни»

Даль (продолжает): Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов. 3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами, и я был отправлен служить в Николаев.

(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?

Даль: (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?

Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.

Даль: Как это «замолаживает»?

Ямщик: Пасмурнеет.

Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

Учитель: Это было рождение «Толкового словаря». Мичман принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами он написал первую страницу будущего словаря.

Страница 3

«Явление казака Луганского»

(Русские сказки. Пяток первый)

Учитель: Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опят горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.

Ученик: Год 1832, осень. Даль взял книгу своих «Русских сказок» и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что Даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, а у Пушкина был великолепный московский говор.

Ученица: Перелистывая «Пяток первый» (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…» Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.

Сказка «У тебя у самого свой ум»

(Появляется сказительница)

Сказительница: Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается — не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним.

Овца: Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!

Сказительница: Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг — она через овраг; он через тын — она через тын, и попала с ним же в огород.

На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец огородник, подумавши про себя:

Огородник: Чего доброго, еще убью дуру эту, после хозяин привяжется.

Сказительница: Выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:

Козел: А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мучик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

Сказительница: И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?


(Уходит)

Учитель: Понравились сказки Даля Пушкину. Поддержал он собирателя пословиц. Придал толк его делу, смысл, значение. Пушкин посоветовал Далю заняться составлением словаря. Этим и была дорога встреча. «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов, - писал Даль на закате дней. И дальше: Пушкин…горячо поддержал это направление мое».

Страница 4

Толковый словарь Живого великорусского языка

Катя: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей: Да Светлана Николаевна задание дала: написать творческую работу о словаре Даля.

Катя: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь Мудрости!»

Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Диана: Что может быть интересного в словаре? Обыкновенные слова.

Андрей: Странно. Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Катя(открывает тетрадь): В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словарик.

Диана: И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится». (Соль). «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (Печь, огонь, дым).

Катя: Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами

Андрей: Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Катя (смеется): Ну ты даешь! Да кто же этого не знает?

Диана: Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Андрей: А все-таки?,,

Катя (растягивая слова): Кошка – это домашнее животное.

Андрей: И только?

Диана: А что же еще?

Андрей: А Даль дает девять толкований слова «кошка». (Открывает книгу) Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Катя (задумчиво): Да… А что там еще про кошку?

Андрей: Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела». «Знай кошка свое лукошко». «Напала на кошку спесь, не хочет с печки слезть»

Диана (тоже заглядывая в книгу): Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Катя (присоединяясь к ним): А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко». (Андрей и Наташа молчат) Свет. Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Диана (вместе): Три!

Диана: Пожалуй, в компьютер нам сегодня не играть. Придется работу переписывать.

Учитель: Ушли дети переписывать творческую работу. Мы еще с ними увидимся и узнаем, что нового они прочитали о словаре Владимира Ивановича Даля. А сейчас давайте перевернем следующую страницу нашего журнала.

Страница 5

«Какова выползина!»

Учитель: Страница с таким названием кажется нам очень загадочной. Что такое выползина? Для того, чтобы узнать значение этого слова, нам надо перенестись в зиму 1837 года.

(Появляется Даль)

Даль: С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 года провел в Петербурге. Как всегда, много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.

(Вбегает Пушкин. На ходу сбрасывает накидку)

Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает). Приметы. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать. (Читает следующую запись) Подавая соль, смейся, не то поссоришься. А вот просто слова: медуница, выползина. Выползина… Это что такое?

Даль: Выползиной называют шкуру, которую сбрасывает змея.

Пушкин: Ишь ты!... А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще нескоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..

(Пушкин убегает)

Учитель: Пушкин хотел сказать, что этого сюртука ему «надолго станет». Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837 года, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе». Это будет позже… А тогда… «…какой сильный ветер хлестал землю в этот проклятый день – 27 января 1837 года!»

Страница 6

«Брат Даль»

Ученик: Данзас и секунданты утаптывают снег; Пушкин, запахнув широкую шубу, уселся прямо в сугроб. Торопит Данзаса: «Ну что там?» Секунданты отмеряют шаги, шинелями отмечают барьеры, разводят противников по местам.

Ученица: Потом будет выстрел, смертельное ранение, любимый Пушкиным диван возле книжных полок, а возле дивана – он, В.И. Даль.

Даль: Пушкин взял меня за руку и сказал: «Скажи мне правду, брат Даль, скоро ли я умру?» - «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!» - Он пожал мне руку и сказал: «Ну, спасибо».

Ученик: Даль садится возле дивана – теперь он не уйдет отсюда до конца.

Ученица: На память о Пушкине достались Далю простреленный сюртук (тот самый выползень) и перстень, который сам поэт назвал талисманом.

Даль: Можно подхватить перстень кончиками пальцев, поднести к глазам заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень. Так смотрят в глаза. Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.

Я держу в руках мой «Толковый словарь Живого великорусского языка». Этот труд всей моей жизни. До последних дней я буду записывать новые слова. И пред самой смертью позову дочь и попрошу: «Запиши словечко».

Учитель: Хороший читатель всегда перечитывает страницы доброй книги. Предлагаю и нам вернуться на четвертую страницу, где мы расстались с юными школьниками.

(Появляются Андрей, Катя и Диана)

Катя: Толковый словарь Даля состоит из четырех томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.

Андрей: Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал. Но где бы ни был Даль, чем бы он не занимался, он прислушивался к речи людей: крестьян, ремесленников, солдат.

Диана: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу «Толковый словарь Живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который любил слова.


Литература:

  1. Порудоминский В.И.Даль. М., Молодая гвардия, 1971. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 17)

  2. Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2004.

  3. Урок-игра «Что мы знаем о Дале», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч. года.

  4. «Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка» Л.А. Климчик.