Интеллектуальная игра
"ЧТО, ГДЕ, КОГДА?"
(для детей среднего школьного возраста)
Цели и задачи: расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой.
Оформление: круг, конверты трёх цветов: красные это вопросы по математике с указанием номера, синие это вопросы о природе, зелёные это вопросы по литературе; мелодия к игре, компьютер, презентация; различные предметы, необходимые для игр.
Правила игры: Ведущий задает вопрос. Дается 1 минута на обсуждение. Можно давать досрочный ответ. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл. Обсуждение прекращается. Если досрочного ответа не было, то команда дает свою версию по истечении 1 минуты. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа. Ответить может другая команда.
Вопросы приготовлены заранее, их подбирает воспитатель. Все вопросы записаны на карточках и сложены в конверты.
Столы заранее приготовить. В центре - игровой стол с волчком, по периметру расположены конверты с вопросами.
Дети разбиты на группы. Чтобы избежать лишних массовых перемещений во время игры, капитаны каждой команды подходят по очереди к игровому столу, крутят волчок, берут указанный конверт с вопросом и после того как ведущий сообщает задание всем командам, начинают обсуждение вопроса.
По истечении времени команда отвечает на вопрос, если ответ неверный, ответить имеет право та команда, которая первая подняла табличку со своим номером.
Победившая команда определяет наиболее активных участников игры.
Ход игры
Звучит мелодия.
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости и знатоки.
В моих руках вот эта сова – вечный символ мудрости и знаний всех времен и народов. В конце игры мы вручим ее самой лучшей команде интеллектуального клуба “Что? Где? Когда?”.
Наша интеллектуальная игра посвящена самой великой науке – математике. “Царица всех наук” - так назвал математику великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, недавно которому исполнилось 300 лет со дня его рождения. Эту игру мы также посвящаем его математическому таланту. Я желаю вам удачи! А для вас, уважаемые гости, вместе со знатоками мы попытаемся доказать, что математика – это не только цифры, а самая удивительная наука из всех наук. Но мы поговорим ещё и о природе и литературе.
Перед вами конверты с заданиями. В красных конвертах вопросы по математике, синие содержат вопросы о природе, зелёные о литературе.
Вопросы в красных конвертах.
----Уважаемые знатоки!
Какое слово лишнее в следующем перечне скорость, время, путь, площадь, метр, секунда, метр/секунда?
Ответ: площадь.
----Внимание, черный ящик! Внутри черного ящика лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: кубик.
----Уважаемые знатоки! Двенадцатый месяц у нас называется “декабрь”. Это слово происходит от греческого “дека” - десять. Отсюда также слово “декалитр” – 10л, “декада” - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название “десятый”? Чем объяснить это несоответствие?
Ответ: раньше новый год начинался с марта.
----Внимание, черный ящик! Внутри черного ящика лежит предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: циркуль.
----Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”?
Ответ: землемерие.
----Супер-блиц. Уважаемые знатоки! Слушайте внимательно условия игры: за игральным столом остается только один игрок. В течение одной минуты он, не раздумывая, отвечает на три вопроса. Принимайте решение.
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе?
Ответ:5 кг.
Сколько лет в одном веке?
Ответ: сто лет.
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь?
Ответ:15 км/час.
Вопросы для всех команд
----Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры это условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: М-1000, D– 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I -1.
Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, через 1 минуту в каком году этот дом был построен?
Ответ: 1789г.
Вопросы для всех команд
----Внимание, черный ящик! Внутри черного ящика находятся часы. Разбейте циферблат часов с помощью отрезков на три части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же.
----Внимание, черный ящик! Разделите данную фигуру на четыре равные фигуры.
Ответ:
----Когда был маленький, он спрашивал о дивном небесном явлении взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили:
- Да кто ж его знает. То Бог сотворил.
И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота.
Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. О каком великом русском ученом идет речь?
Ответ: М.В. Ломоносов.
----Каждой из команд раздается лист со словом «электрофотополупроводниковый», из букв которого нужно составить как можно больше слов. На это выполнение данного задания дается 2 минуты (за каждое слово 1 балл).
Вопросы в синих конвертах
----Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготавливалось также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство этого поставило человечество перед серьезной экологической проблемой. Назовите, что лежит в черном ящике? (Бумага)
----Эта история началась в 1968 году. Когда химик Спенсер Сильвер изобрёл клей, не оставляющий следов на бумаге. Несколько лет изобретение не находило применения, пока Артуру Фрау, коллеге Сильвера не пришло в голову использовать покрытые клеем края листочков, имеющих в основном размер 76 на 76 миллиметров. В качестве чего используют и как называются такие листочки? Назовите, что лежит в черном ящике? (Стикеры)
----Это озеро – жемчужина Сибири. Чистейшая вода, непроходимая тайга по побережью, нигде больше не встречающиеся виды рыб. А еще – оно самое глубокое на Земле! Что это за озеро?
(Озеро Байкал)
----Это море — не море, но его размерам позавидовали бы «морские» Мраморное или Эгейское моря. Для точного определения мы скажем, что из него добывают не только соль, но и нефть.
(Каспийское море-озеро)
----«Я и энергия, и пластмасса, и ткань, и косметика, и лекарство, и даже жир. Назови мое имя».
( Нефть)
----Этот материал поистине бесценен. Из него пьют, едят, делают дома, произведения искусства, украшения. На нем «писались» древние книги. Что это за всем известный материал?
(Глина)
Вопросы в зелёных конвертах
----Что такое былина? Былина это фольклорная героическая песня-сказание о богатырях и их подвигах. Отражение исторической действительности в былине обогащено фантастическим вымыслом.
Назовите русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Петрович)
----Из какого произведения взяты эти строки?
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана?».
«Бородино» Лермонтов
----Как называется иносказательное нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки. (Басня).
Назовите великого баснописца. Крылов
----Как называется басня Крылова о музыкальном произведении для 4 исполнителей? (« Квартет»).
----Из какой басни следующие строки:
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим…» («Волк и ягненок»).
----Как называется басня, героиня которой не может справиться с аппаратом для зрения? ( «Мартышка и очки»).
----Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж .Родари «Приключения Чипполино»).
----Кто автор книги «Приключения Тома Сойера и Гельберри Финна» (Марк Твен)
----Назовите поэму А.С.Пушкина, прочитав которую В.А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).
----Вспомните автора и название произведения, в котором рассказывается, что звери решили сыграть на музыкальных инструментах, но у них ничего не получилось? (И. А.Крылов «Квартет»).
----Писатель Э.Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В.Шаинский).
На этом игра окончена. Подведение итога.
Уважаемые знатоки, спасибо вам за вашу интересную игру. А вам, уважаемые гости, огромное спасибо за ваше внимание. До новых встреч!