Беседа «Что нужно знать о пожаре».
Цель: Продолжить формирование знаний детей о пожарной безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
познакомить учащихся с историей пожарной службы в стране и крае
закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный", "спасатель"
прививать навыки осторожного обращения с огнем
воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения
формировать навыки групповой работы учащихся
Подготовительная работа: разучивание детьми стихов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, памятка “Чтобы не было пожара”.
Ход урока: I. Организация начала занятия. II. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
(Слайд 1) Ведущий: Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Ведущий: Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Ведущий: Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Ведущий: Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья
Ведущий: Так о чём мы будем говорить?
Дети: О безопасном обращении с огнём.
Ведущий: Для того, чтобы узнать тему урока вам необходимо будет выполнить задание:
Отгадайте загадку: (Слайд 2)
Шипит и злится, воды боится
Без рук, без ног, а все съедает. (Огонь) (Слайд 3)
Учитель: И так ребята, тема нашей беседы “Что нужно знать о пожаре”. (Слайд 4)
III. Беседа о пожаре.
Ведущий: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь стал надежным товарищем и помощником людям. (Слайд 5)
Ученик 1: Нам без доброго огня. Обойтись нельзя и дня. Он надёжно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак. | Ученик 2: Всем огонь хороший нужен, И за то ему почёт: Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печёт. |
Ведущий: Ребята, назовите, пожалуйста, зачем нужен огонь людям?
Групповая работа "Назови сферы применения огня".
Учащиеся делятся на группы, совещаются и называют сферы применения огня.) (Слайд 6)
Ведущий: Да, огонь необходим для: (Слайд 7)
приготовление пищи
двигатели внутреннего сгорания
плавка металлов
изготовление стекла и кирпича
обжиг керамических изделий
теплоэлектростанции
Ученик 1: Он всегда бывает разным, Удивительный огонь. То буяном безобразным, То тихоней из тихонь. То он змейкой торопливой По сухой скользит коре, То косматой рыжей гривой Полыхает на заре. | Ученик 2: Вот на спичке, как на ветке, Голубой дрожит листок. Вот, ломая прутья клетки, Хищный делает бросок!.. Да, огонь бывает разный – Бледно-жёлтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, очень злой. |
IV. Физическая минутка. Игра "Огонь, вода, песок".
Ведущий называет слова, дети показывают соответствующие движения.
"Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;
"Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
"Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
Ведущий: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Ведущий: Что такое пожар? (Слайд 8)
Дети: Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то горит…
Ведущий: Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд 9)
Пожар – огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).
Ведущий: Согласно классификации МЧС России Белгородская область относится к одной из пожароопасных территорий. (Слайд 10)
– Как вы считаете, ребята, почему? (жаркое лето, мало дождей, много полей и т.д.)
Дети: В крае много школ, предприятий, проживает много людей…
Ведущий: Белгородская область – это уникальный регион. Пожарные области должны уметь тушить пожары и на воде, и в лесах, и на полях. Возможны пожары промышленных, сельскохозяйственных и жилых объектов. За счет жаркого сухого лета количество пожаров в лесах и на полях края увеличивается. (Слайд 11)
V. Закрепление знаний.
Ведущий: Ребята, В. Маяковский очень давно написал такие строки: «Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!» Как вы думаете, о чем он хотел сказать? (Слайд12)
Коллективная работа учащихся “Причины пожара”. (Слайд 13)
Учащиеся комментируют свои ответы.
Неисправность электроприборов и электропроводов.
Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).
Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)
Перегрузка электросети.
Игры со спичками, зажигалками
Воспламенение от искры (костер, печь, камин).
Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)
Петарды.
Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.
Ведущий: Что делать, если вдруг начался пожар? (Слайд 14)
Учащиеся:
Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”, сообщить характер возгорания, свой адрес.
Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения (используя воду, песок, огнетушитель).
Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ. (Слайд 15)
Ведущий: Но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели. А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.
Помни. (Слайд 16)
Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.
Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.
Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.
После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь. (Слайд 17)
Ведущий: Что же надо делать, чтобы пожара не было? (Слайд 18)
Дети: не играть со спичками, не оставлять включенными утюг, телевизор…
Ведущий:
Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.
Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.
Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
В лесу не разжигайте костёр без взрослых.
Ведущий: Люди, какой профессии всегда приходят на помощь во время пожара? (Слайд 19)
Ученик: Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!
Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.
(Слайд 20)
Ведущий:
История тушения пожаров в нашей стране берет начало из глубины веков. Традиционно в тушении пожаров на Руси активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1654 года специальные пожарные команды.
Государство всегда строго наказывало виновных в пожаре. В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году сказано о курцах: “Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью”.
Первая профессиональная пожарная команда численностью 100 человек была создана в Москве в 1624году при Земском дворе. Она была оснащена конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми.
С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.
В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. (Слайд 21)
17 апреля 1918 года был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Пожарная охрана в области в настоящее время – это 15 спасательно - пожарных частей. Общая численность личного состава – около 1020 человек. (Слайд 22)
Сегодня, когда резко участились чрезвычайные ситуации, связанные с масштабными возгораниями, на помощь пожарникам приходят спасатели широкого профиля. Спасение людей, гибнущих в огне, стало их общим делом. Это не просто работа - это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных, покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто выполнить свой долг. (Слайд 23)
Результаты работы пожарных (Слайд 24)
| по России |
Спасли людей | 98363 чел. |
Спасли материальные ценности | 38,1 млрд. руб. |
Ведущий: “Шутки” с огнем приводят к большим неприятностям. (Слайд 25)
Чтобы проверить знания, полученные на уроке, проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы: (Слайд 26)
Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
Номер пожарной службы? (01.)
Почему телефон пожарной службы – 01?
01 – простой, его всякий запомнит,
01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? (вызвать пожарных по тел. “01”).
Закончи предложение: (Слайд 27)
1. Огонь нельзя оставлять 2. Если увидишь пламя – 3. Вызывай пожарных 4. От огня нельзя 5. Из горящего помещения 6. Опасней всего при пожаре | 1) без присмотра 2) зови на помощь взрослых 3) по телефону 01 4) прятаться 5) надо быстро уйти 6) дым |
Ведущий:
– О чем говорили на занятии?
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
– Как вызывать пожарную команду?
Учитель: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь! (Слайд 28)
Учитель раздает памятки “Чтобы не было пожара”.
Ученик: То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
Ученик: Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
Ученик: Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
Ученик: Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!
Ученик: Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
10