Традиционные игрушки народов России
Выполнила Рахматова О.В., МКОУ СОШ пгт Зарубино
Шулан
Шулан-это глиняная игрушка-свистулька, которая пришла в наши дни из глубокой древности, с тех времен, когда удмурты молились еще многочисленным богам и использовали звук шулана в ритуальных целях. Исполнителя его называли «шуланэн шудüсь», наигрыши – «шуланъёс». Исполняли различные мелодии, извлекали звуки, подражавшие пению птиц. Эти игрушки – музыкальные инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Основой куклы могли быть палочки, перевязанные крест-накрест («туловище и руки»). Для прочности конструкцию обматывали тряпочкой, которую привязывали нитками или лоскутками у «пояса» и на «шее» так, что образовывалась «голова» и «грудь». Поверх каркаса надевали одежду из лоскутов. На голову приклеивали паклю (волосы).
Тряпичная кукла Удмуртка
При изготовлении кукол старались придать им определенный возраст, социальное и семейное положение в зависимости от ролей, которыми хотели наделить их в игре. Все это, как и в реальной жизни, достигалось за счет элементов одежды, связанных с социовозрастными особенностями (головной убор, украшения, цветовая гамма костюма, крой). Именно в кукольной одежде этническая специфика проявляется наиболее ярко
Кукла Крупеничка
Использовалась в обрядах связанных с посевом и сбором урожая. Назвали её так, потому что основу куклы составлял мешочек с зашитой в него гречихой. Перед севом самые отборные зёрна доставали из потаённого мешочка, который составлял основу этой куклы. После сбора урожая куклу вновь наполняли гречихой. Перед севом самые отборные зёрна доставали из потаённого мешочка, который составлял основу этой куклы. После сбора урожая куклу вновь наполняли гречихой. Русские такую куклу хранили в красном углу, рядом с иконами, дети в неё не играли. Однако удмурты, напротив, давали эту куклу для игры маленькие дети. Считалось, что во время игры, зёрна наполняются детской чистой энергией и будущий урожай будет отменным.
АКАНЬ
Девочки имели куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь. У традиционных кукол не изображаются черты лица. Потому что, по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она становиться изображением духа, идола, и в куклу может вселиться злой дух или божество, которое на всю семью может наслать несчастья. ети народов ханты и манси с удовольствием играли с такими куклами, а взрослые верили, что, если положить акань в колыбель, она будет защищать сон ребёнка.
Якутские национальные игрушки
Особенности
С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Поэтому татарские народные игрушки похожи на русские. Татарские женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Во многих семьях татары держали кукол, которые были духами-помощниками, хранителями семейного счастья.
Кукол нельзя было выкидывать. Считалось, что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души автора. Поэтому все куклы бережно складывались в сундук для будущих поколений. Некоторые ставили их на окно, другие - в углу на полке, в корзинах, ящиках или в специальных домиках в подвале, на чердаке.
За куклами ухаживали, кормили, поили, приносили подарки. Обычно уходом за куклами занималась женщина- хозяйка дома. Татары куклам имен не давали. Обычно кукла была безликой. Лицо куклы оставалось белым. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Все народные татарские куклы делались так, чтобы ребенок смог развить свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам.
НЕНЕЦКАЯ КУКЛА НУХУКО
Создание кукол Нухуко напрямую связано с народными традициями народа, с их укладом жизни, духовными ценностями. В основе куклы Нухуко обязательно используется верхняя часть птичьего клюва - надклювье, причем для мужской куклы гуся, а женской куклы – утки. Для кукол, изображающих детей используется клюв птиц небольшого размера, ведущих водный образ жизни. Клюв при создании игрушек имеет огромное значение для ненцев. По их глубокому убеждению водоплавающие птицы связаны со земли, воздуха и воды. Поэтому используемый ими клюв птиц, становясь частью кукол, превращал игрушку в оберег. Такой оберег, по мнению народа, способен оградить ребенка от злых духов. Туловище куклы выглядит в виде лоскутка материи, примотанного с помощью ленты к основанию надклювья. У кукол Нухуко отсутствуют руки и ноги, а так же нет контуров лица, это связано с поверьем, что если у куклы будут глаза, она сможет видеть, а значит, она способна ожить и забрать у ребенка его душу.
Тряпичная кукла осетин
У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными из них были тряпичные куклы (хъазæн чынз – игрушечная невеста, чынз - невеста, гыкъына – пупс), которые имелись в каждом доме, где были дети. Такие самодельные куклы представляли стилизованные человекообразные фигурки, сделанные из остатков войлока и шерсти, обшитые разноцветными лоскутками, отделанные декоративными средствами. Лицо куклы делалось плоского круглого камешка, пуговицы, или старой монеты, обшитых белой тканью. На самых первых куклах вы бы не увидели лица.осетины считали, что если наделить « куклу лицом, то это будет мешать развитию фантазии у ребенка. Перед его глазами будет определенное лицо с определенными чертами, а это мешает развитию воображения.
Осетинские игрушки Вадима Джиоева
Национальные игрушки, которых практически не осталось в осетинских домах, создает скульптор из Северной Осетии Вадим Джиоев. Мастер много лет занимается изготовлением традиционных деревянных, металлических и керамических изделий. При изготовлении игрушек Вадим Джиоев использует практически все виды древесины. Неподходящая структура только у липового дерева. Цвет игрушкам придает обжиг и цветной воск, а изменение древесины придает изделию объем. Мастер декорирует деревянные изделия старинной резьбой, которая использовалась нашими предками в быту, а также солярными (солнечными) знаками. Всего в коллекции Вадима сейчас около 50 игрушек.
Выводы:
Народная игрушка - особый вид народного искусства, предназначенный для слухового и зрительного восприятия, украшения быта и игр. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Мастер-игрушечник являлся историком своего времени и делал игрушки похожими на окружающий мир ребенка. В этом смысле игрушка есть "первый учитель и осведомитель ребенка". Народная игрушка наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, праздники и др.) и приспосабливается к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.
Игрушка всегда была веками проверенным средством, с помощью которого из поколения в поколение передавались представления о мире, мастерство, традиции нравственной культуры. В символике любой народной игрушки отражается опредмечивание определенных смыслов. Образные игрушки, являясь иконическими знаками обозначения предметов, изображали птиц, зверей людей.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы Так, кукла – это иконический знак человека.
Будучи порождением народа, игрушки воспитывают и развивают народ. Они, в определенном смысле являются зеркалом, в котором отражаются вкусы и мировоззрение этноса.
Таким образом, знакомство с традиционными народными игрушками дает представление о характере народа, о его культурном опыте, позволившем создать подобную игрушку. У ребенка, играющего с народной игрушкой, формируется впечатление об образе народного костюма, орнаментах, излюбленном колорите, а также благоприятное мироощущение и позитивное мироотношение.