СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "День словаря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие языковой культуры обучающихся через знакомство со словарями  разных видов. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День словаря"»

Внеклассное мероприятие

«Словари наши помощники»

Пояснительная записка

Тема урока: «Словари наши помощники».

Формирование культуры работы со словарями в образовательных организациях. Среди требований, предъявляемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Актуальность темы: воплотить эти требования в жизнь невозможно без каждодневной работы со словарями на уроках русского языка. Ведь словари помогают не только правильно писать и произносить слова, объяснять их значение и происхождение, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, приобщают к культуре народа.

Целевая аудитория урока: 3 класс, 8 - 9 лет.

Роль и место урока/ внеурочного мероприятия в системе работы: это мероприятие нацелено на работу пользоваться словарями, помнить, что есть книга которая поможет грамотно выполнить задание. Знать известных людей своего региона, которые внесли величайший вклад в развитие русского языка и литературы. Данный материал повторение изученного на уроках русского языка и литературы.

Цель: развитие языковой культуры обучающихся через знакомство со словаря разных видов.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • учатся приходить к общему решению в совместной деятельности; Метапредметные.

Познавательные:

  • осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

  • соотносят правильность решения с требованиями конкретных задач. Коммуникативные:

  • строят связное монологическое высказывание.

Предметные:

  • научатся различать виды словарей в зависимости от их назначения;

  • познакомятся с историей создания некоторых словарей и их авторами;

  • получат возможность использовать словари различного вида в практической деятельности.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы: информационно-коммуникативные технологии обучения, групповые технологии обучения, игровые; методы: поисково-исследовательский, наглядноиллюстративный.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока/внеурочного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.). презентация на доску, ПК учителя, медиапроектор, ЭОР сервис «Learning Apps, раздаточный материал: памятка «Как пользоваться словарем», карточки с заданиями для групповой работы (в классе 5 человек), словари русского языка (см. список источников), парте.

Предварительная подготовка: выставка словарей русского языка.

Основная часть

  • Ребята, сегодня на наш классный час, я пригласила в гости наших помощников. Вы их знаете. Целую неделю на уроке русского языка мы перелистывали их страницы, они помогали вам выполнять задания в упражнениях, писать правильно слова. Но кто же они?

Отгадайте ребус:

(Словарь)

  • Правильно, наши гости – словари. Что же такое словарь? Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. - Ребята, а какие словари вы знаете. Словари:

  • словарь антонимов;

  • словарь синонимов;

  • орфографический словарь; - толковый словарь; -энциклопедии.

А какие ещё есть словари мы узнаем из задания на платформе https://learningapps.org/display?v=p0uqd5bek17

Словарь орфоэпический, фразеологический, словарь иностранных слов и много других словарей.

  • Ребята, вспомните правила работы со словарём.

(Ответы детей)

Наши гости принесли вам задания.

  • Что за словарь? Разгадайте ребус.

  • Верно - это словарь синонимов.

Задание1.Подберите к словам : охранять, стеречь, душистый, ароматный, зябнуть, мёрзнуть, красный, алый, губы, уста - синонимы.

Следующий словарь.

Словарь фразеологизмов. Задание 2. Растолкуйте:

В ежовых рукавицах. Очень сурово, строго.

За тридевять земель. Очень далеко.

Кот наплакал. Очень мало.

Намылить шею. Отругать, сделать внушение.

Семь пятниц на недели. Кто – либо часто меняет свои мнения, решения.

Задание 3. Словарь?

Толковый словарь. Определите значение слов:

Багровый. Красный густого, тёмного оттенка.

Глушь. Глухое место, удалённое от людей.

Коллекти́в. Группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами.

Коллектив школы.

Ора́нжевый. Жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.

Ямщи́к. Кучер на ямских лошадях.

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями наших гостей.

  • Ребята, а как слова попадают в словари. Кто их создает?

  • Верно. На каждой книги написан автор. Фамилию этого автора мы встречали на уроках литературного чтения сказка «Девочка – Снегурочка» , «Старик годовик» и русского языка.

Владимир Иванович Даль.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске, в Украине, на Английской улице, ныне улица Даля, в небольшом одноэтажном домике, чудом сохранившимся до настоящего времени. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронёс через всю его долгую жизнь, выбрав себе впоследствии литературный псевдоним Казак Луганский.

Отец его – датчанин Иоганн Христиан Даль – ученый, владевший многими языками, был приглашён в Россию Екатериной Второй и определён придворным библиотекарем. Однако в этой должности он пробыл недолго и после отъезда в Германию и окончания медицинского университета в Йене вернулся в Россию врачом. Отец Володи Даля служит лекарем горного ведомства. Владимир Даль не сразу пошёл по стопам отца. Особенно дороги нам страницы жизни Даля с Пушкиным, с которым он делил все тяготы нелёгких путешествий по дорогам России. Не исключено, что именно Пушкин подал мысль Далю взяться за словарь. Восхищенный сказками Даля, Пушкин подарил ему рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью "Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин". Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства "Курочка Ряба" принадлежит сказочнику Казаку Луганскому (Далю).

Даль был ещё и естествоиспытателем, так им написаны два учебника –

"Ботаника" и "Зоология"

Наконец, "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля. Это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка. Словарь этот – дело всей его жизни!

За полвека Даль объяснил и снабдил примерами около 200 тысяч слов! Но кроме этого Далем собрано более 37 тысяч пословиц русского народа! А ведь он ещё служил, врачевал, занимался научной и писательской деятельностью. К моменту завершения словаря здоровье Даля было уже основательно подорвано. 22 сентября 1872 года Владимир Даль скончался. Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Луганчане помнят и чтут своего земляка. На улице, носящей теперь имя В. Даля, находится дом, в котором жила его семья. Старинный особняк стал музеем, и надпись на мемориальной доске гласит: "В этом доме в 1801 году родился выдающийся писатель и лексикограф Владимир Иванович Даль". Музей стал одним из центров культурной жизни города. В стенах музея, на родине Казака Луганского, возрождены знаменитые "Далевские четверги", участником которых неоднократно бывал и автор этих строк. На улице, где родился Казак Луганский, установлен памятник. В. Даль изображён в период завершения работы над словарём, и весь его облик как бы выражает чувство исполненного долга.

Что мы знаем о В.И.Дале. Ответим на вопросы используя сайт https://learningapps.org/2648846

В. И. Даль – писатель, врач, этнограф, собиратель фольклора, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и наш земляк.

- А кто может рассказать, что происходит со словарями, когда они «стареют»?

Послушайте сказку.

ИСТОРИЯ СТАРОГО СЛОВАРЯ (сказка)

В одной библиотеке жил Старый словарь, ему было больше сорока лет. Годы брали

своё: страницы пожелтели, смялись, буквы в некоторых местах и вовсе стёрлись.

Люди давно уже не читали его, поэтому словарю только и оставалось днём грустно

наблюдать за читателями, а ночью – как беседуют другие книги. Все, кроме

Старого словаря.

Нет, он не был глупым, а, напротив, был очень мудрым, но … уродливым. Сам он себя таким не считал, так его называли другие. Это всегда расстраивало словарь, но он старался не слушать их.

«Эй, уродец! – как-то пропищала География. – Когда тебя в последний раз кто-то домой брал? Сто лет назад?» – и залилась писклявым смехом, который тут же подхватили подружки. Словарь же, закрыв глаза, старался не слышать обидных слов.

Когда-то и он был новым, к тому же единственным этимологическим словарём,

самой популярной книгой в библиотеке. Его все любили и хотели с ним дружить. А

потом завезли много других новых словарей, и он стал одним из нескольких.

Но вот однажды в библиотеку пришли какие-то люди в деловых костюмах и о чёмто заговорили с библиотекарем. Зинаида Степановна повела гостей к стеллажу со старыми книгами, где находился и наш словарь. Маленькая География тут же снова

начала дразниться: «Вот и тебя пришли списывать». «И ста лет не прошло», –

подхватили другие книжки.

Люди подошли ближе, и Старый словарь услышал диалог:

– Он ведь простоял у нас сорок девять лет! Это невероятно! – восклицала

библиотекарь.

– Возможно, это вас удивит, но бывает, что книги находятся и позже.

– В таком случае, забирайте! – Зинаида Степановна сняла словарь с полки и

вручила его собеседнику.

Оказалось, что в 1973 году был издан коллекционный сборник словарей,

разошедшийся по рукам и библиотекам. Кто-то решил восстановить коллекцию и

«уродливый» словарь был последней разыскиваемой книгой.



Старый словарь привезли в Музей книги в Москве, там его отреставрировали и поместили на бархатную подставку за прозрачным стеклом рядом с остальными шестью книгами. Словарь был счастлив, что его наконец-то оценили по достоинству.



В сказке рассказывается о судьбе этимологического словаря. Цель данного словаря — дать общее представление о происхождении и развитии наиболее употребительных слов русского языка.

Например: слово абрикос . Заимств. в начале XVIII в. из

голландского языка, в котором появилось из романских языков (например, французское abricot). Любопытно проследить это слово еще дальше: оказывается, во французский оно попало из арабского, а в арабский из латыни. Латинское ргаесох означало "скороспелый". В русском языке наряду с существительным абрикос употреблялось и априкос, заимствованное из немецкого языка. К XIX в. немецкое заимствование было вытеснено современной формой, голландской по происхождению. Такой вот долгий путь. Теперь вы знаете значение каждого словаря и можете их применять при выполнении домашнего задания.

Заключение. Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведем дружбу, научимся их использовать, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания. Все они ждут нас на полках нашей школьной библиотеки.

Список используемой литературы:

  1. https://selnivi.ru/articles/literaturnaya-stranichka/2019-07-27/istoriya-starogoslovarya-skazka-365150

  2. https://vk.com/wall-47458276_6575

  3. Источник: https://gufo.me/dict/krylov/%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA% D0%BE%D1%81

  4. Источник: https://gufo.me/dict/krylov?letter=%D0%B0

5.http://kvestodel.ru/generator-rebusov

  1. https://learningapps.org/display?v=p0uqd5bek17

  2. В.П. Канакина «Русский язык», Москва «Просвещение» 2022г. часть 1, с.152,154,157.