Методическая разработка
«Дети войны»
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы - 9 мая,
.
Цель: создание условий для формирования знаний об истории и подвиге детей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Обучающие:
расширить и систематизировать знания детей о том, как защищали нашу Родину дети в годы Великой Отечественной войны.
Развивающие:
прививать желание жить в мире;
развивать представление детям, что такое Великая Отечественная война.
Воспитательные:
воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.
Время проведения:
Место проведения: кабинет русского языка.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, музыкальная аппаратура, иллюстрации о военном времени, портреты юных героев.
Предварительная работа:
чтение детских произведений о войне;
чтение стихотворений Т. Лавровой «Пусть дети не знают войны»,
А. Барто «В дни войны», А. Усачёва «Что такое День Победы?»;
Ход мероприятия
Ведущий:
Добрый день, уважаемые педагоги, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящается 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Ребята, кто из вас знает, почему каждый год 9 мая вечером над улицами городов рассыпаются звезды салюта?
(ответ детей: в честь дня Победы)
Стихотворение «Что такое День Победы?» А. Усачёва
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны.
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны!
Демонстрация презентации.
Слайды 1-3
Ведущий: 9 Мая — праздник Победы. В этот день наш, Советский народ победил очень страшного врага – фашистскую Германию. В этот день и дается салют в честь воинов и всех людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Немецко – фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на жилые дома, детские сады, больницы. Фашисты хотели завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства они хотели вывезти в Германию, а советский народ уничтожить или превратить в рабов. Дети, как и взрослые, уходили на фронт и партизанские отряды, защищали её от врагов, совершали подвиги. Это была очень страшная война.
Как вы думаете, что такое подвиг?
Слайды 4-6
Как называют человека, совершившего подвиг? (герой)
“Дети – герои Войны” - это маленькие воины, такие же дети, как и вы, только за героические поступки им присвоили звание «дети – герои»
Война стала биографией целого поколения детей. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое, детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть к ее врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. И не на миг не дрогнули их юные сердца!
Ведущий: Ребята, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной? Слайды 7-10
Слово «Великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. «Отечественной» - она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Так как враг напал неожиданно, и Советский народ не был готов к войне, то фашистским солдатам удалось поначалу завоевать большую часть нашей страны. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной войне.
Ведущий: Ребята, а давайте и мы на минуту представим себя защитниками Родины, проведём разминку.
Физическая минутка.
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Молодцы!
Ведущий: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
Слайды 11-13
Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам. Слайды 14-16.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Все они внесли огромный вклад в дело приближения Дня Победы. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда. Слайд 17.
Стихотворение А. Барто «В дни войны»
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Ведущий: Работали ребятишки по 12-14 часов в сутки, спали мало, даже не редко оставались ночевать прямо на заводе. Очень хотели дети, чтобы война поскорее закончилась. Готовые снаряды приходилось везти летом на лошадях, а зимой на санках, на железнодорожную станцию. С неё отправлялись на фронт поезда.
Деревенские дети и подростки тоже не отставали. В деревнях создавались детские бригады для работы на полях, на фермах. Дети вместе с женщинами и стариками сеяли хлеб, убирали его, пахали землю. Лошадей было очень мало, так как их забрали на фронт, поэтому зерно с полей приходилось тащить в мешках на себе для переработки его в муку. Слайд 18.
А еще нужно было работать на лесозаготовках, рыть заградительные траншеи. Подростки собирали солдатам посылки на фронт, ухаживали за ранеными в госпиталях. Каждый понимал: от общих усилий решается судьба страны. Слайд 19.
Детям военного лихолетья пришлось в полной мере хлебнуть горя, вынести на своих плечах все тяготы военной поры. Но вытерпели голод и холод, пережили потерю родных. А еще наравне с взрослыми трудились и сражались, приближая, как могли, долгожданный День Победы. И они, дети той войны, могут с гордостью сказать: «Мы тоже победили в той войне!»
Среди детей и подростков было много героев, которые ушли на фронт или воевали в партизанских отрядах.
Ведущий: Как вы понимаете выражение «юный герой»? (молодой)
Я предлагаю вам рассмотреть выставку «Юных героев»:
1. Зина Портнова ушла в партизаны, добывала оружие, помогала партизанам. Однажды она наткнулась на засаду, ее схватили, пытали, но она молчала. На допросе выхватила у фашиста пистолет и застрелила его, пыталась убежать, но ее поймали и расстреляли. Слайд 20.
2. Леня Голиков ему было 14 лет, когда он захватил важные документы, его представили к награде героя. Он погиб в неравном бою. Слайд 21.
3. Витя Коробков, в 12 лет уходит с отцом в партизаны и становится разведчиком. Он был мал ростом, неприметен. Фашисты не обращали на него внимания, а он, гоняя обруч по улице, все запоминал: сколько солдат, пулеметов, танков, где они стоят, а потом рассказывал все командиру. Слайд 22.
4. Боре Кулешину было 12 лет, когда погиб его отец, а мать угоняли фашисты в Германию. Он попросился на корабль юнгой. Во время боя подавал снаряды, помогал раненым. Он был ранен, но выжил. За героизм его наградили орденом. Слайд 23.
5. Витя Хоменко хорошо знал немецкий язык. Товарищи поручили ему устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, слушал разговоры фашистов, а потом передавал сведения партизанам. Витю Хоменко фашисты расстреляли. Он погиб героем. Слайд 24.
Стихотворение Т. Лавровой «Пусть дети не знают войны»
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Слайд 25.
Ведущий: Ребята, мы с вами живём в мирное время. Его для нас завоевали солдаты, женщины, старики и дети. Мир – это счастье! Мир – это радость! Давайте будем помнить, что была такая страшная война – Великая Отечественная. И сейчас я предлагаю всем вместе спеть песню «День Победы». Исполняется 1 куплет и припев песни «День Победы».