Правила дорожного движения
Цели:
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: макет светофора, дорожные знаки, кроссворд.
Ход занятия
Организационный момент
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
-Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И я желаю, чтобы это хорошее настроение сохранилось на протяжении всего занятия.
Одним из основных помощников современного человека является автомобиль. Для передвижения автомобиля существуют дороги. А чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, созданы ПРАВИЛА ДОРОЖНОГОДВИЖЕНИЯ.
Послушайте немного об истории правил дорожного движения.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: “Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить”.
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Вот о них мы сегодня и поговорим.
II. Сейчас вам будет задан вопрос.
Что общего имеет птица и велосипед? Это есть и у машины. На вопрос кто даст ответ? (крыло).
III. Разминка
За каждый правильный ответ один балл.
1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
(Красный – стой, зеленый – иди)
2. Какие светофоры вы знаете?
(Пешеходный, трамвайный, автомобильный)
3. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
(Где есть переходы, зебра, знак пешеход, светофор)
4. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
(На остановке)
5. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
(Из трамвая - спереди, из автобуса – сзади)
6. Можно ли перебегать через улицу, дорогу? (Нет)
7. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (2)
После конкурса подводится итог.
IV. Игра на внимание (физкультминутка) – “Светофор”.
Красный свет – ученики тихо стоят.
Желтый свет – ученики хлопают в ладони.
Зеленый свет – топают ногами.
Подводится итог.
V. Дорожные знаки.
Чтобы пешеходы могли заранее видеть места и лучше соблюдать правила, на дорогах и улицах устанавливаются дорожные знаки.



Игра «Дорожные знаки»
- У нас по классу развешаны дорожные знаки. Их нужно поместить в свою группу знаков.
Вывод: треугольник красный - предупреждающий знак, круг красный - запрещающий знак, где есть синий цвет - информационно-указательный знак.
Подводится итог конкурса.
VI. Игра Конкурс капитанов
Кроме дорожных знаков, на дорогах есть и другие обозначения. Знаете ли вы, зачем на поверхности дороги рисуют белые полосы?

VII. Ситуации
Вы уже знаете главные правила поведения на улицах и дорогах. Но иногда всё-таки вы замечаете, как другие нарушают правила дорожного движения. В результате неправильного поведения происходят ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ. Люди получают различные травмы, иногда тяжелые. Причина этого – нарушение правил. Давайте теперь с вами посмотрим ситуации и ответим на вопросы:
Правильно ли поступает мальчик переходит дорогу? (да)
Нарушают ли эти ребята правила дорожного движения? (Да)
Правильно ли поступает этот мальчик? (Нет)
Можно ли в этом месте перейти дорогу? (Нет)
Мальчику и в школе и дома твердят: вышел из автобуса или троллейбуса – обойди его сзади. Так он и поступил и на этот раз. Однако произошло непредвиденное. Выйдя из-за автобуса, он сразу же очутился рядом с движущимся автомобилем и был сбит. К счастью, все обошлось благополучно. А могло быть и хуже. Почему же так вышло?
Можно ли так кататься на коньках? (нет)
Можно ли так переходить дорогу? (нет) налево, середина, направо
Гимнастика для глаз

VIII. Транспорт.
Ребята, отгадайте загадки.
Загадки:
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобусом)

Дом чудесный – бегунок.
На своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (трамвай)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль).

- А как должны вести себя люди в транспорте?
IX. Кроссворд.
Я сейчас вам надо отгадать кроссворд и найти ключевое слово.

Физкультминутка
«Самолет»
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед.
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет.
( исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны.1- поворот вправо; 2 – исходное положение;3 -поворот – влево, 4 – исходное положение )
X. Игра
Давайте проверим, насколько вы внимательны и соблюдаете требования дороги. Поиграем в игру «Да или Нет». Я буду спрашивать, а вы отвечайте словами «ДА» или «Нет». (Обращается то к одному, то к другому ученику с вопросом, можно спрашивать и у группы детей).
Вы переходите дорогу на красный свет? (Нет)
Вы катаетесь на самокате во дворе? (Да)
Говорят, вы не уступаете место старшим в транспорте. Это правда? (Нет)
А правда ли, что вы дорогу переходите на зеленый свет? (Да)
Вы играете на проезжей части? (Нет)
Точно ли, что на желтый свет светофора вы смело переходите дорогу? (Нет)
Автобус нужно ли ждать на автобусной остановке? (Да)
В этом зале есть дети, которые могут прокатиться на транспорте, прицепившись к нему? (Нет)
А правильно ли будет, если будет отменен знак «Пешеходный переход»? (Нет)
Так нужно ли соблюдать правила дорожного движения? (Да)
XI. Итог урока.
- Назовите, какие же правила вы сегодня вспомнили и узнали?