Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Грачевская средняя общеобразовательная школа имени С.Ф.Лиховидова» Боковского района.
(МБОУ «Грачевская СОШ имени С.Ф.Лиховидова»
Боковского района)
Образовательное мероприятие
8 – 10 классы
Алимова Лариса Алексеевна
учитель биологии
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
(Внеклассное мероприятие по экологии)
Боковский район
Ростовская область.
2016 год
Оглавление
Введение 2-3
Содержание мероприятия 4-13
Результаты мероприятия 14
Выводы о проведённом мероприятии 15
Заключение 16
Введение
Актуальность
В школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко. Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Поэтому цель нашего мероприятия:
- формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.
Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Внеклассное мероприятие проводится в форме экологического турнира. Предварительно подготовлена электронная презентация (см. Приложение 1) и видеоролик «Экологические катастрофы мира», с использованием Интернет-ресурсов.
В группе 16 человек. Группа разновозрастная (учащиеся 8 – 10 классов), поэтому при подготовке к мероприятию учитывались индивидуальные особенности детей. В подготовке мероприятия были задействованы все дети группы. Данное мероприятие соответствует общим воспитательным задачам группы, уровню развития коллектива и возрастным особенностям учащихся. С целью подготовки детей к данному мероприятию была организована большая предварительная работа (беседы, наблюдения, подготовка выставки рисунков и оформления, подбор музыкального сопровождения, создание презентации (см. Приложение 2)).При подготовке к экологическому мероприятию активное участие проявили сами дети (поиск заданий к конкурсам, оформление зала). Интерес к мероприятию возник уже на подготовительном этапе, так как учащиеся сами искали частушки и песни о природе. Была организована выставка рисунков учащихся, которая была направлена не только на развитие творческих способностей, но и на развитие эстетических качеств, на умение проявлять инициативу. Для создания необходимой эмоциональной обстановки использованы специальные приемы (красочно оформлен зал, используется музыкальное сопровождение, стихи, песни, загадки).Данное мероприятие проходило в рамках проектной деятельности «Берегите природу» Инициатором данного мероприятия стали учитель вместе с детьми при обсуждении проекта в целом. Было собрано множество разработок мероприятий из свободного доступа интернета. Выбраны, переработаны и систематизированы в единый сценарий, где учитывались:
психофизические особенности каждого ребенка:
максимальное использование ИКТ технологий;
знания полученные на уроках химии, физики, географии, биологии, что способствовало сосредоточению внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание данного мероприятия имело продолжение во внешкольной деятельности ребенка, дополняло и обогащало его.
Мы все заодно, уносимые
Одной и той же планетой,
Мы – команда одного корабля!
Цели мероприятия.
Учащийся читает стихотворение.
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вас я отныне
- Вы берегите эту святыню.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой,
и шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза,
и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Вступление.
Здравствуйте!
Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете.
Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.
Вы наверняка знаете, что весной отмечается много праздников: День птиц. День Земли, День воды. И наш сегодняшний классный час мы проведем в форме турнира, не простого, а экологического.
Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
2.Учащийся читает стихотворение.
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
3. В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.
Так как турнир наш экологический, то давайте вспомним, что- же означает слово "экология”.
Учащийся.
4. Слово "Экология” образовано от греческого "ойкос”, что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и "логос” - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах "у себя дома”. Наука, в которой особое внимание уделяется "совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды”.
Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно, но не равномерно на протяжении истории человечества.
Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и прежде всего ее растительного и животного царства.
Учащийся читает стихотворение.
Природа мать, во тьме сомнений,
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творений,
Тебя рождала, человек,
Даря тебе тепло улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить,
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлестал ты землю как хлыстом,
Ты разобраться не старался,
В том, что ты бил.
Ты бил свой дом.
Начинаем наш турнир.
3. Представление команд.
1 команда. "Цветочки”.
Эмблема. Талисман.
Девиз.
Все тесно связано вокруг
Примеры мы не будем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить!
2 команда. "Солнышко”
Эмблема. Талисман.
Девиз.
Мы все заодно, уносимые
Одной и той же планетой,
Мы – команда одного корабля!
1 тур. Викторина 1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)
2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)
3. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)
4. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)
5. Что такое загрязнение? ( Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.
6. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)
7. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)
8. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)
9. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)
10. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)
11. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР -в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)
12. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)
2 тур. Конкурс "Экологическая ситуация” Экологическая ситуация 1.
Человек - часть живой природы Земли. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах нашего города довольно широкий выбор и разнообразный ассортимент молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.
Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.
(При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать' острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.
Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья .животного и о качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды - стеклянной тары - и внешний вид продавцов, кипятить молоко.)
Экологическая ситуация 2.
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Один британский эколог провел 1,5 месяца на судне, чтобы учесть количество мусора, выбрасываемого за борт. За этот срок команда из 46 человек отправила в море: пять тысяч консервных банок, 350 пластиковых бутылок, 320 бумажных пакетов, 5 жестяных бочек, множество полиэтиленовых пакетов и другого мусора. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание: проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.
(Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.
3 тур. Конкурс "Обгонялки” Шуточные вопросы "Двойная жизнь животных”.
Задание - отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ.
1. Любитель зимнего плавания (морж);
2. Пешеходный переход (зебра);
3. Автобусный безбилетник (заяц);
4. Длинный рычаг у колодца (журавль);
5. Заменитель колес у трактора и танка (гусениц;
6. Любитель очень рано вставать (жаворонок);
7. Любитель очень поздно ложиться (сова);
8. Небольшой выступ передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания (мушка);
9. Сторона монеты, противоположная решке (орел);
10 Шахматная фигура, которая ходит буквой Г (конь);
11. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо (змей);
12. Щетка для чистки бутылок (Ерш - речная рыба с колючими плавниками);
13. Имя писателя – классика (Лев);
14. Известная германская компания, выпускающая спортивную одежду, обувь, инвентарь (пума, или ягуар - большая дикая американская кошка.)
15. Ложный слух (утка);
16. Приспособление, которое электромонтер надевает на ноги, чтобы залезть на опору линии электропередачи (кошки);
17. Спортивный снаряд в гимнастике (конь);
18. Проявление нежности, любви, (ласка);
19. Пленка на остывающем молоке (пеночка-певчая птица семейства славковых);
20. Крупное российское издательство, специализирующееся па выпуске учебной литературы. (дрофа - крупная степная птица)
21. Известная зарубежная фирма по производству обуви (Саламандра).
4 тур. "Алло! Мы ищем таланты!”
Частушки на тему экологии.
Мать – природу береги,
С детских лет её люби.
Ты её не загрязняй,
А чем можешь, помогай!
Чтобы нам дышалось лучше –
Надо лес оберегать.
Чтоб не жить посреди свалки,
Надо мусор убирать!
Чтобы не было так скучно
Буду песни распевать
Экологией займусь я,
Стану землю охранять.
Я люблю свою природу
Она очень чистая,
Воздух свежий и приятный,
А земля пушистая.
Экология не вечна,
И её нужно хранить.
Уважай свою природу,
Чтобы жить и не тужить.
Жили- были, не тужили
Вдруг природу загрязнили,
Чтоб здоровыми нам быть
Надо лес нам посадить
Мы частушки посвящаем
Экологии в стране
Как её мы загрязняем,
Забывая о земле.
Атмосферу загрязняя
Выхлопными газами
Мы здоровье подрываем
В одночасье разом
Мусор мы везде кидаем
Почва гибнет и леса
Реки, озёра, загрязняем
Исчезает рыба вся.
И животных истребляем
Мы на шкуры и меха
Редкие цветы срываем
На полях и на лугах.
Вы природу берегите!
Защищайте и любите!
Чистый воздух вы цените!
Следующему поколению сохраните!
5 тур. Конкурс листовок на тему "Земля - наша общая забота”
Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключение
Прослушав все выступления и ответы на вопросы викторины мы убедились, что наша Земля серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.
Результаты мероприятия:
В ходе мероприятия учащиеся ознакомились с основными экологическими проблемами современного мира. Самостоятельно решали экологические ситуации, выполняли творческую работу (изготовление экологических листовок). При помощи викторины показали свои знания материала по темам: «Биосфера и человек», «Организм и среда обитания», «Охрана природы». А также проявили свои творческие и музыкальные способности при исполнении частушек и песен на экологическую тему. Большую помощь при подготовке и проведении мероприятия оказали учителя начальных классов, предоставив поделки из природного и бросового материала для организации выставки. При подготовке данного мероприятия дети самостоятельно подбирали частушки к творческому конкурсу. Сами подготовили материал для презентации «Экология и мы». Творческая группа учащихся под руководством учителя, используя различные источники собирала материал для презентации «Экологические проблемы мира», а также материал видеоролика «Глобальные мировые катастрофы»
Достаточно убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед детьми цели и задачи предстоящей деятельности. Мероприятие было содержательным, интересным и организованным. Четко организованная, целенаправленная работа на мероприятии давала возможность детям делать выводы о состоянии окружающей среды, находить пути ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы. Дети были сплочены единой деятельностью ,что побудило их на дальнейшую работу по реализации всего проекта.
Выводы о проведённом мероприятии.
Экологическое мероприятие проходило с постоянной сменой деятельности, что поддерживало интерес к происходящему у учащихся.
Выбранные формы и методы проведения мероприятия соответствуют поставленной цели и содержанию. Четко и целесообразно распределено время на различные виды деятельности детей. Учащиеся на протяжении всего мероприятия активны, проявляют интерес к предлагаемому материалу.
Данное мероприятие сыграло положительную роль в сплочении коллектива. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
В результате проведенного мероприятия дети познакомились с экологическими проблемами, закрепили знание о защите окружающей среды.
Поставленные цели достигнуты, задачи мероприятия реализованы полностью.
Заключение
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через года будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…
Проводя внеклассное мероприятие, я основывалась на принципах гуманистической педагогики:
1. Вера в растущие силы и возможности ребенка: в каждом человеке самой природой заложено положительное, нравственное начало; задача воспитателя – увидеть это зерно духовности, помочь ребенку его развить.
2. Открытость проявления чувств и эмоций: воспитатель обязан поощрять ребенка и предоставлять ему возможность проявлять свои нравственные чувства и качества.