Если завтра война…
(внеклассное мероприятие)
В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.
Произошедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые побуждает переосмыслить сущность много, что ранее казалось стабильным, понятным.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Мысль, поступок, характер, судьба, мечта – это ступеньки, по которым идёт каждый. Только о чём будет думать будущее поколение? Что будет чувствовать, как поступать. Каковы его ценности, отношение к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека. Главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве является формирование личностной позиции в системе общественных отношений. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Учитель: Всё дальше от нас уходит Великая Отечественная война. Всё меньше и меньше остаётся в живых ветеранов этой страшной войны, уходят из жизни и те, кто был в тылу и своим трудом приближал Великую Победу… Давайте вспомним годы войны… (Слайды: название и годы). Живых свидетелей этих событий становится всё меньше. У кого из вас родственники воевали на фронте или ковали победу в тылу врага? Поднимите руки (опрос детей).
Каждый из близких вам людей отдал за победу своё здоровье, многие – свою жизнь. Что же позволило русскому народу победить столь сильного врага? От чего зависела судьба Отечества? Что такое гражданская позиция и гражданская ответственность перед обществом? Какую роль она играет в жизни человека? Кто осуществляет выбор? Кто оказывает влияние на становление нас как личности, человека, патриота?
Об этом сегодня мы с вами поведём разговор. Очень важно, чтобы каждый из вас, а также наши гости были откровенны в своём мнении и отразили свою позицию по поводу просмотренного ранее фильма режиссёра Георгия Наумовича Чухрая «Трясина». (Слайд с названием).
Учитель: Почему именно к этому кинофильму мы обратились? Ведь о подвиге народа на войне немало кинофильмов. Скажите, пожалуйста, какая важная проблема в нём затронута?
Ответ обучающихся: Важная для всех времён и народов проблема – проблема выбора каждым человеком своей личностной и гражданской позиции, долга перед Родиной и людьми, материнской любви.
Учитель: Особенно часто эти вопросы возникают у россиян в преддверии годовщины Великой Победы. Сколько лет исполняется в этом году святому празднику Победы?
Обучающиеся: 73 лет.
Учитель: Задумывались ли вы, что было бы со страной, если бы не было в те страшные годы единения всего многонационального российского народа? Если бы не было сильной гражданской позиции каждого? Почему противник, превосходивший в 1941 году СССР в силе, мастерстве, в опыте ведения военных действий (к 1941 году были захвачены страны Западной Европы). В экономическом и технологическом развитии, был разбит? Конечно же, много значила и внезапность нападения фашистской Германии на советскую страну. (Слайды, информация – 3 минуты – концлагеря, в конце – флаг над рейхстагом, парад Победы). Почему всё же победил наш народ в этой бесчеловечной войне? Если бы эту модель сегодня? Можем ли мы быть уверены, что смогли бы противостоять противнику?
Учитель: в наше непростое время многие молодые люди связывают свою жизнь с высоким долгом – служением Отечеству. Есть такая знаменитая фраза, которую произносит герой фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!»
У меня есть вопрос и к нашим гостям, молодым офицерам: «Что повлияло на Ваш выбор профессии? Почему вы связали свою судьбу, свой жизненный путь со служением Отечеству?»
(Ответы офицеров).
Учитель: Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий мужчина?
Ответы обучающихся: должен быть ответственным за семью, судьбу родной земли, дом.
Учитель: На ваш взгляд, современный человек, юноша готов защищать свою родину, семью и близких? Посмотрим на результаты исследования, проведенного среди ростовской молодёжи нашими гостями.
(Слайды и комментарий). (Обращение к гостям и детям, выслушать их ответы).
Учитель: Видите, какие тревожные данные… Это очень важная проблема. Оцените данные исследования и вытекающую из них проблему? Как вы считаете, кто и что нас такими делает?..
Учитель: Кратко напомните сюжет фильма «Трясина».
Обучающийся: Главная героиня фильма Матрёна Быстрова получает весть о том, что пропал без вести её старший сын Семён. Похоронка не обошла дом Матрёны и в первый раз. За Родину сложил голову муж, остался младший Митенька.
Учитель: Давайте посмотрим 1 сцену фильма «Трясина», который появился в 1978 году. (Фрагмент 1).
Учитель: Скажите, пожалуйста, каким предстаёт Митенька в этой сцене?
Ответы обучающихся: Заботливый сын, беспокоится о матери: погиб отец, пришло известие о гибели старшего сына, остаётся один младшенький, её опора, без него теряет смысл сама жизнь.
Учитель: Какие сцены показывают нам любящего сына?
( По сюжету фильма Матрёна спасает сына от смерти, от фронта, но обрекает его на нравственную и гражданскую смерть). Что происходит с ним, где та поворотная ситуация, когда меняется судьба героя?..
Ответы обучающихся.
Учитель: Когда он мог проявить свою личностную и гражданскую позицию?
Учитель: «Служи честно» - правильный посыл матери. Провожающей сына на фронт. А что же происходит дальше? (Рассказ детей по сюжету). Безусловно, её можно понять, когда она везёт его домой израненного и выхаживает. А что дальше делать?
Вспомните сцену, когда сын просит маму: «Пойди, заяви». «Стыдно, мама, Танюша узнает». (Фрагмент 2)
Учитель: Как вы считаете, можно ли было ещё исправить ситуацию?
(Ответы обучающихся) То есть, это поворотный момент, когда можно было ещё вернуть честное имя себе и своей матери, не поломав судьбы.
Учитель: Как вы считаете, готов ли Митенька к ответственности за свой поступок и поступок матери? Давайте посмотрим следующий фрагмент. (Фрагмент 3). (Бежит к автобусу и прячется) Что же произошло, как вы понимаете эту ситуацию? (Точка невозврата – подчеркнуть особо).
Учитель: Какова позиция матери, когда происходит его объяснение об опоздании? Как можно охарактеризовать её позицию? (Слепая материнская любовь). Можно ли её понять как маму? Понимает ли она, что сын смалодушничал, испугался, что говорит ей неправду?
Ответы обучающихся: Она понимает, но не решается признаться сама себе.
Учитель: Нередко случается и в нашей жизни. Как это может проявиться сегодня? (Можешь не пойти в школу; не помогать убирать, сделаю сама; как-нибудь без тебя обойдусь; лучший кусок ребёнку).
Учитель: Помните, после этого в избу Матрёны пришли военные с известием о гибели Митеньки. Очень символичным является это сообщение: мы понимаем, что былой Митенька уже не существует не только в списках бойцов, но и как личность, как патриот, как человек!!!
Каков исход в конце слепой материнской любви? Давайте посмотрим следующую сцену. Предваряя просмотр, напомню: приезжает брат после ранения, мать рада, но потом понимает, что старший сын в любой момент может увидеть Митеньку. (Фрагмент 4)
Учитель: Когда почувствовала Матрёна, что сделала что-то не так? Что чувствует Семён – старший брат, герой-фронтовик? Отразилось ли поведение матери на его судьбе и как?...
Ответы обучающихся:
Учитель: Есть ли надежда у матери? Что говорит о безысходности в этой жизненной ситуации? Когда же моральные силы надломились?
Учитель: Вспомним эпизод, когда мама приходит к священнику. Как она пытается объяснить свой поступок? Что вы чувствуете к матери?
Что отвечает священник? Разделяет ли он позицию матери? На чьей стороне вы в этой ситуации? Почему?
(Ответы детей, гостей о спасении младенца, но пожертвовании взрослым Христом во имя людей!!!)
Учитель: «Трясина» - это фильм – драма. Самая сильная сцена финальная. Митя физически, да и то с трудом напоминает облик человека. Как далёк он от того Митеньки, любящего сына, новобранца (фрагмент – мать умирает, держа за руку!!!) И что происходит с Митей в конце? (Фрагмент 5).
Учитель: В финале мать умирает… А что дальше?...
Допишите финал фильма… (3 варианта!)
Учитель: Так какая же, по вашему мнению, главная сюжетная линия? (Нравственный выбор героя, ответственность за него.) Чьи судьбы зависели так или иначе от поступка Митеньки?
От него зависела судьба
- брата, его любимой девушки
- невесты
- матери!
Учитель: Может ли иметь место продолжение отношений между Митенькой и братом? Митенькой и односельчанами? Как вы считаете?
Ответы обучающихся:
Учитель: Отец Иоанн, скажите, пожалуйста, а какой выход в этой ситуации предлагает религия, церковь? (Ответ отца Иоанна).
Подводя итог. Расскажите: «Что главное каждый из вас вынес для себя из фильма и нашей дискуссии?» (Обращение к каждому).
Учитель: Много интересных мнений, идей… Считаю, активная жизненная позиция молодого человека закладывается в семье. Безусловно, воспитанием гражданской позиции должно заниматься государство, которое призвано создавать детям такие условия, за которые они бы любили и берегли свою землю, гордились её историей. Сегодня большую роль в этом процессе играет церковь, армия, школа. Но каждый из нас сам ответственен зв свой выбор! Свою судьбу мы формируем сами!
А примером должны являться люди, которые жизнь, здоровье отдали за свободу и независимость страны, за то, чтобы мы с вами могли жить, учиться, любить, да и просто радоваться каждому дню, каждому лучику солнца… Мы должны помнить о том, какой ценой завоёвано счастье, счастье мирной жизни. Мы должны быть благодарны им, пусть наши ветераны, которых остаётся всё меньше и меньше ощущали благодарность ежедневно, ежечасно, а не только в преддверии праздника великой Победы!!!
3