Внеклассное мероприятие «Этикет и мы»
Цели: расширение знаний об этикете; формирование умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; развитие общей культуры учащихся; воспитание толерантности.
Задачи:
- дать понятие этикета;
- познакомить с историй этикета;
- отработать навыки культурного поведения.
Ход
I. Вступление.
Учитель: Мы учимся с вами в посольской школе, а это предполагает, что нам должна быть присуща культура поведения, речи. Ведь если дипломат плохо воспитан, не владеет определенными правилами, принятыми в мире, то он просто не будет допущен к службе в представительствах за рубежом.
А всегда ли мы себя ведем в соответствии с кодексом поведения, всегда ли одеты так, как требуют нормы, в школьной столовой так ли аккуратно принимаем пищу, как того требуют приличия… Эту цепочку можем продолжать.
Как видите, тема открытого мероприятия невероятно актуальна – «Этикет и мы».
Этикет – это принятые в обществе нормы поведения.
II. Презентация «История возникновения этикета»
Этике́т - это нормы и правила поведения людей в обществе.
Как возник этикет? Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Италия также заслуживает быть названной «родиной этикета».
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.
Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы.
Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт-версия), формируется общегражданский этикет.
В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально–экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов, сразу приобретший популярность среди молодых дворян, - «Юности честное зерцало…».
В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по-прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила.
Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
III. Вот мы с общения и начнем! Этикет приветствия.
(Выходят семиклассники)
Хором: - Здравствуйте!
Помимо традиционных фраз приветствия, дословный перевод которых может показать нам культурные особенности той или иной страны, существует и язык жестов. И мы с ребятами сейчас вам это продемонстрируем.
Сначала – с известного:
1. Япония. Приветствие очень важно в японской культуре, и поклон является его неотъемлемой частью. Чем длительнее и ниже поклон, тем больше уважения вы проявляете.
2. Китай. Традиционное китайское приветствие представляет собой складывание рук и с поклоном проведение ими вниз вдоль своего тела.
3. Конго. В Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.
4. Филиппины. Молодой человек, приветствуя старшего, должен слегка наклониться, взять правой рукой правую руку, после чего прикоснуться костяшками пальцев ко лбу собеседника, произнеся «мано по».
5. Жители острова Пасхи вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, затем поднимают их над головой, и, разжав, «кидают» руки вниз.
6. Тибет. Жители Тибета приветствуют друг друга высовыванием языка. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди.
7. В Египте и Йемене прикладывают ладонь ко лбу, повернув ее в сторону того, с кем здороваются.
Теперь немного о прыжках:
8. Обитающие в Сахаре туареги начинают здороваться на расстоянии ста метров друг от друга, они прыгают, кланяются, принимают странные позы — все для того, чтобы распознать намерения встреченного.
9. Кения. Племя масаи, здороваясь исполняет «адаму» («танец прыжков»). Танцоры начинают соревноваться между собой в высоте прыжков.
Народ племени акамба даже не утруждаются протягиванием руки: просто плюют друг в дружку в знак приветствия.
10. Новая Зеландия. Аборигены Новой Зеландии хлопают ладонями по бедрам, топают ногами и сгибают колени. Затем высовывают языки и к тому же выпучивают глаза. Понять это может только «свой», так что ритуал рассчитан, прежде всего, на распознание чужака.
11. Корейцы и китайцы. Если несколько китайцев или корейцев познакомятся с новым человеком, они могут ему и зааплодировать — отвечать на это нужно тем же.
Что же ребята с вами поздоровались в соответствии с этикетом стран из разных уголков Земли. И вы им ответьте тем же (аплодисменты).
IV. Мы накануне среди 5-9 классов провели
Тест "Поприветствуем друг друга"
Кто здоровается первым, если встретились мальчик и девочка?
Мальчик
Девочка
Никто не здоровается
Кто первым подает руку, если встречаются младший и старший?
Старший
Младший
Старший, если посчитает нужным
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
Если вы часто встречаетесь с незнакомым человеком (по дороге в школу, в магазине и т.д.), нужно ли его приветствовать?
Можно ли при встрече говорить "Привет"?
Нет, этим словом лучше не пользоваться
Можно, в любых случаях
Можно, если встречаются ровесники
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними?
Поздороваться, если тебя заметили
Не пытаться этого делать
Поздороваться, несмотря ни на что
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них и ваш классный руководитель. Ваши действия.
Результаты опроса таковы:
В целом, этикет приветствия знают. Наибольшее затруднение вызвали вопросы о приветствии в переполненном транспорте и незнакомых людей, часто встречающихся нам. Наибольшее количество ошибок допустили 6- и 9-классники. Лучше всех справились с тестом 5-й и 8-й классы. Среднее положение занял 7-й класс.
V. Доброе отношение к людям – главная нравственная основа современного этикета.
Этикет предполагает такие действия, в которых проявляется вежливость.
Оттенки вежливости: корректность, учтивость, любезность, тактичность, скромность, точность, деликатность.
Это очень важные качества. К сожалению, ими не владеет героиня Ильфа и Петрова Эллочка-людоедка.
(Сценка Эллочка Щукина и муж. Декорации: стол, стулья, диван, шкаф)
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.
— Мрачный муж пришел, — отчетливо сказала Эллочка.
— Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?
— Хо-хо!
— Нет, в самом деле?
— Кр-расота!
— Да. Стулья хорошие.
— Зна-ме-ни-тые!
— Подарил кто-нибудь?
— Ого!
— Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...
— Эрнестуля! Хамишь!
— Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!
— Подумаешь!..
— Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!
— Шутите!
— Да, да. Вы живете не по средствам...
— Не учите меня жить!
— Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...
— Мрак!
— Взяток не беру... Денег не краду и подделывать их не умею...
— Жуть!..
— Вот что, — сказал он наконец, — так жить нельзя.
— Хо-хо, — возразила Эллочка, садясь на новый стул.
— Нам надо разойтись.
— Подумаешь!
— Мы не сходимся характерами. Я...
— Ты толстый и красивый парниша.
— Сколько раз я просил не называть меня парнишей!
— Шутите!
— И откуда у тебя этот идиотский жаргон?!
— Не учите меня жить!
— О черт! — крикнул инженер.
— Хамите, Эрнестуля.
— Давай разойдемся мирно.
— Ого!
— Ты мне ничего не докажешь! Этот спор...
— Я побью тебя, как ребенка...
— Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать.
— Шутите.
— Мебель мы делим поровну.
— Жуть!
— Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу...
— Знаменито, — сказала Эллочка презрительно.
— А я перееду к Ивану Алексеевичу.
— Ого!
— Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня... Только мебели нет.
— Кр-расота!
— Ну, гардероб я не возьму, он тебе нужнее, а вот письменный стол, уж будь так добра... Я возьму один из этих двух стульев. Я думаю, что имею на это право?..
— У тебя вся спина белая, — сказала Эллочка граммофонным голосом.
— До свиданья, Елена.
— Поедешь в таксо? Кр-расота.
Такие Эллочки, к сожалению, встречаются и среди нас. Только говорят они на сленге, который заменяет полноценную речь. Им кажется, что это модно, гордятся этим. А по большому счету – это демонстрация примитивности.
VI. Ситуации. Найдите ошибки!
Мы разыграем перед вами три ситуации из жизни, безусловно, несколько утрируя. Ваша задача найти ошибки, связанные с этикетом, и, после окончания сценки, их назвать. Не кричите! К вам подойдут помощники, и вы спокойно прокомментируете наши неправильные действия.
(В театре: Спектакль идет. Поиск места. Неправильный проход. Конфета-фантик. Телефон-босс. Реакция на знакомого артиста. Ща сфоткаю! Храп соседа)
(День рождения: Раньше времени пришли гости. Искусственная любезность. Два подарка. Открыть один. Ой, у меня уже есть – реакция. Позвонили. Отвечая, обсуждает стоимость подарка. Гостьи обсуждают наряд хозяйки)
( Сценка «Рыцари» Агнии Барто
В коридоре, в классе ли, Всюду стены красили, Терли краску, терли мел, Каждый делал, что умел. Труд делили поровну Мальчики и девочки. | Шкаф тащили в сторону Девочки девочки. Шкаф тяжелый с книгами, С книгами Три девочки двигали, двигали. | А два парня-крепыша Стул тащили не спеша. Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки — на лавочке, Парни — на диванчике. |
Ответы зрителей.
- Молодцы! Все отгадали.
VII. Проверка у зрителей знания этикета в ресторане.
А теперь попробуйте сами выполнить наши задания без ошибок. Кто хочет?
Итак, вы – в ресторане.
Подойдите к столу,
расположите правильно приборы,
присаживайтесь за стол,
используйте салфетку,
возьмите хлеб. Как вы его будете есть?
вы испачкали во время еды руки, вытрите их,
вам надо отлучиться («припудрить носик»). Что вы будете делать, чтобы официант не убрал тарелку?
Вы закончили есть, вытрите рот салфеткой.
Как вы должны положить приборы, чтобы официант понял, что можно убирать тарелку?
Молодец, вы все сделали безукоризненно! (Если были ошибки, разъяснить).
Для выполнения следующего задания потребуется 2 человека.
Вы по-прежнему в общественном месте (кафе, ресторане). На десерт вам принесли фрукты. Как вы будете их есть? Продемонстрируйте. (Апельсин, яблоко). Спасибо.
VIII. Этика и эстетика внешнего вида.
Актуально поговорить и об этикете внешнего вида. Не все ребята школы придерживаются делового стиля, а ведь это требование, которому уважающие себя люди должны соответствовать.
Задание – завязать галстук (2 человека – на время).
(Если останется время – блиц-опрос на знание этикета)
Итог. О правилах этикета можно говорить бесконечно. Мы коснулись сегодня малой толики этого необъятного океана. В Интернете, в периодике, в художественной литературе вы найдете массу материала на эту тему. Интересуйтесь, читайте! Не останавливайтесь на пути самовоспитания, совершенствования себя. Будьте достойными членами человеческого общежития! Помните, что манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
С вами сегодня был 7 класс. Давайте поблагодарим ребят за их игру, как положено по театральному этикету – аплодисментами.