Интеллектуальный турнир «Своя игра»
К какому произведению относится данная иллюстрация?
В каком литературном произведении из-за этого предмета герою пришлось испытать много трудностей? (Древнегреческий миф «Яблоки Гесперид»
Какой литературный герой скрывается за этим описанием?
- А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня
по всему лесу ищут, мамка ревёт…
Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой
тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя мальчик и закричал с тоской и
отчаянием:
Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!..
Назовите героя, автора и произведение
4. Кто является автором этих слов?
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
5. Определи автора стихотворных строк, размер:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Хорей
2
Реши ребус (словарь)
Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Обоснуйте свой ответ. (Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения: они восходят к латинскому корню аква – вода, со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений; акварель – водяная прозрачная краска; акваланг – устройство для дыхания человека под водой; акватория – участок водной поверхности. )
Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня.
Русская поговорка гласит:
«Не было ни гроша,
да вдруг алтын!»
А сколько это алтын? (3 коп)
5. Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.
- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!. И медведь уйдет.
Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском языке?
(В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий». В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение».)
3.
1.Прочитайте слова, потом произнесите
звуки в обратном порядке, чтобы
получить
из слова Лён – цифру
из слова Лей – название дерева
из слова Ток – домашнее животное (ноль, ель, кот)
2. Какое слово зашифровано в шараде?
Из писка птиц мой певый слог
возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите,
То, что не раз едали вы.(пироги)
3. Найдите среди данных слов такое, которое состоит только из основы:
(Слово тайком. Оно равняется основе, потому что не изменяется)
4. ФАНЕРА, СПРАВА, УВАЖЕНИЕ, ПЯТЕРО, ТЩЕСЛАВИЕ, РАСЧЕТЛИВЫЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, БИНОКЛЬ, ОРНАМЕНТ, НЕДОУМЕВАТЬ, ЛЕДОХОД. Определите части речи. Выпишите первые буквы имён
существительных. Какое слово у вас получилось? (футбол)
Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
4.
1. Определи род сложносокращённых слов:
РФ
2. ООН
3. МИД
4. ТЮЗ
2. Чем отличается брОня от бронИ? (БрОня – закрепление за кем-либо билета, номера в гостинице.
БронЯ – защита, защитная облицовка. )
3. Я – сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значения:
Хочу преображусь в название
Блестящей шелковой ткани. (атлас)
4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
красивЕе
звонИт
тОрты
бАнты
5. Даны слова:
жир
цирк
щипчики
починка
дорожит
В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр? Жир Цирк Дорожит
5.
1. В этом ребусе зашифрован один известный сказочный персонаж
2.Соотнесите термин и определение
Юмор | Краткое изречение с назидательным содержанием |
Басня | Описание природы в произведении |
Пословица | Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания |
Поговорка | Краткое образное выражение |
Пейзаж | Вид комического, веселый безобидный смех |
3. Какое историческое событие
нашло отражение в басне
И.А. Крылова «Волк на псарне»
и в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
4.Соотнесите автора и его героя
Н.В. Гоголь | «Лошадиная фамилия» |
М. Твен | «Снежная королева» |
В.П. Астафьев | «Дубровский» |
А.С. Пушкин | «Ночь перед Рождеством» |
А.П. Чехов | «Приключения Тома Сойера» |
Г.Х. Андерсен | «Васюткино озеро» |
5. Учителя часто изображаются в различных литературных произведениях. Мы зашифровали некоторые из них, но думаем, что настоящие знатоки литературы догадаются, о ком идёт речь, и впишут нужные имена на место пропусков.
Героиня этой повести вначале не замечала бедного и незнатного учителя _________: ещё бы, ведь она дочь самого _______, а он - никому не известный француз. Но случай с медведем произвёл на неё неизгладимое впечатление. А уж когда она узнала, что учитель вовсе не учитель, а ________ , — тут-то и вспыхнула любовь
Героиня этой повести вначале не замечала
бедного и незнатного учителя Дефоржа:
ещё бы, ведь она дочь самого Троекурова,
а он никому не известный француз. Но
случай с медведем произвёл на неё
неизгладимое впечатление. А уж когда она
узнала, что учитель вовсе не учитель, а
Дубровский , — тут-то и вспыхнула любовь
Чёрный ящик | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Лексика | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Составь слово | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Орфоэпия | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
страна Литературия | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |