Внеклассное мероприятие в 7 классе на тему:
«Как слово наше отзовётся…»
Поготовила Богданова Мария Васильевна,
классный руководитель 7»А» класса
МБОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак
Саратовской области»
2022 г.
Цель внеклассного мероприятия: прививать любовь к русскому языку; воспитать бережное отношение к нему;
Задачи внеклассного мероприятия:
Обучающие:
-обратить внимание на разговорную речь;
- показать негативное влияние грубых слов на психическое развитие
детей;
Развивающие:
-способствовать развитию дара общения, умения любить русскую речь.
Воспитывающие:
-воспитывать бережное внимательного и грамотного отношение к слову, к человеку; стремление к речевому совершенствованию, стремление понимать красоту родного языка.
Оборудование: выставка книг, компьютер, медиапроектор, экран, мультимедийная презентация, отрывок из д\ф «Великая тайна воды».
Методы обучения:
Репродуктивные:
-словесные, наглядные, мультимедийные, практические;
Продуктивные:
проблемный метод, частично-поисковый (поиск и анализ разных источников информации, учебная дискуссия).
Сценарий мероприятия
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим мероприятие на тему: "Как слово наше отзовётся…".
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
(Ответы детей)
Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о Слове.
Мир полон красот и чудес. И одно из них – слово. Божественный дар, которым наделён человек. Слово исполнено духовной силы, источник которой – наше сердце. Дар слова делает человека человеком. Слово раскрывает тайны ума и сердца, образ мыслей человека. Оно свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живёт в человеческой душе.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова из небольшого стихотворения Ф.И. Тютчева: (слайд 1)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать ...
Слова эти имеют глубочайший смысл. А точнее, множество смыслов: слова в поэзии, в отношениях любящих людей, в быту и на работе. Да, везде, где человек общается с окружающими, он произносит слова, влекущие за собой различные последствия.
О слове и его влиянии на человека говорили многие великие люди. Какие высказывания о значении слова вы смогли найти?
Ответы учеников:
Сервантес: «Слово – что камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь».
2. Л. Н. Толстой: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».(слайд 2)
3.Л. Н.Толстой : «…слово — тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи» - так говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.(слайд 3)
4.Низами: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце»
5.Кальдерон де ла Барка: «Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слов».
6.Виктор Полторацкий: (слайд 4)
Слова бывают разные - то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово-утешение и слово-удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...
Учитель: Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец, слова, которые он услышит от окружающих.
Учитель. Скажите, пожалуйста, почему нам приятно слышать добрые слова?
(Ответы детей)
Учитель. Что вы испытываете, когда слышите брань, грубость?
(Ответы детей)
Учитель. А как меняется ваше настроение в зависимости от того, какие слова вы слышите?
(Ответы детей)
Учитель. Предлагаю вам запомнить три золотых правила языка. Внимание на экран.(слайд 5)
1. Думай, что говоришь.
2. Не говори того, чего не думаешь.
3. Не всё, что думаешь, говори.
Ученик.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Учитель. Да, обращаться со словом нужно осторожно. Всегда думайте, прежде чем говорить. Бывает так, что сгоряча наговоришь человеку разного, а потом сожалеешь, иногда очень сожалеешь. Но, как говорится, слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Это замечательная русская поговорка, которых так много в русском языке. Народом создано немало пословиц и поговорок, подтверждающих силу слова.(слайд 7)
Предлагаю вам вспомнить их.
(Ответы детей):
- Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Слово пуще стрелы ранит.
- Слово не обух, а от него люди гибнут.
- От одного слова – да ссора на век.
- Слово выпустишь, так и крючком не втащишь.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Дорого бы дал за словечко, да не купишь.
Бритва скребет, а слово режет.
Бездушное слово сердце заморозит.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Ласковое слово не трудно, да споро.
Ласковое слово что весенний день.
Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит.
Недоброе слово больней огня жжет.
Слово — серебро, а молчание — золото.
Слово не нож, а до ножа доводит.
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык мой — враг мой: прежде ума говорит.
Учитель. Ребята, мы живем среди людей. И каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду.
Послушайте, пожалуйста, притчу.
Видеоролик.
(https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s)
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
(высказывания детей о смысле притчи)
Обратимся к словарю Владимира Даля.(слайд 10)
Там сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, смрад, вонь, нравственное растление; всё богопротивное».
Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не только слушающего, но и говорящего. Более того, брань пагубно действует на всё мировоззрение, на весь космос, на экологию. Бранные слова сеют хаос, разрушение, гибель.
Учитель. Подводя итог сказанному, выведем своеобразное правило: моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. От всей души желаем вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и поступки, и слова!
И в заключение хотелось бы послушать стихотворение Э. Асадова.(слайд 12)
Чтение стихотворения подготовленным учеником
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Литература
Багманова А.Р., Артамонова М.О. «Феномен лжи в современном обществе», М., 2015.
2. Михайлова Т.А. «К «грамматике» заговора»// «Вопросы языкознания» № 2, стр. 137, 1997 г.
3. Орлова Е. О. «Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия?» , Питер, 2011.
4. Скворцов Л.И. «Язык, общение и культура (Экология и язык)»// Русский язык в школе.1994. №1.
5. Толковый словарь В. Даля ON-LINE.
Интернет-ресурсы
1. https://multiurok.ru/files/nam-ne-dano-predugadat-kak-slovo-nashe-otzovetsia.html
2. https://my.mail.ru/mail/07078574/video/975/3789.html
3. https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s
Приложение
Приложение 1
Презентация к мероприятию
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14