СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Ларец с баснями"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели этого мероприятия:

  • закрепить и пополнить знания детей о творчестве И.А. Крылова, о его творчестве;
  • развивать творческую и познавательную активность учащихся;
  • воспитывать интерес к литературе, к слову.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Ларец с баснями"»

Внеклассное мероприятие, посвящённое юбилею И.А. Крылова 

(240 лет со дня рождения)

«ЛАРЕЦ С БАСНЯМИ»

Цели:

  • закрепить и пополнить знания детей о творчестве И.А. Крылова, о его творчестве;

  • развивать творческую и познавательную активность учащихся;

  • воспитывать интерес к литературе, к слову.

Оборудование: рисунок “ларец”, иллюстрации к басням Крылова; презентация, карточки с буквами для двух команд: “а”, “б”, “в”, “г” – тестовое задание; карточки с отрывками из басен; реквизит к инсценированию басен “Демьянова уха” и “Лисица и Волк”; грамоты, призы.

Подготовительная работа: формирование команд, поисковая работа по подбору дополнительного материала о жизни И.Крылова, подготовка девизов

Список басен, которые необходимо прочитать к мероприятию: “Добрая Лисица”, “Лисица и виноград”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Мартышка и очки”, “Слон и Моська”, “Зеркало и Обезьяна”, “Стрекоза и Муравей”, “Чиж и Голубь”, “Квартет”, “Ларчик”, “Мартышка и очки”, “Кукушка и Петух”, “Лягушка и вол”, “Волк и Ягнёнок”, “Зеркало и обезьяна”, “Свинья под дубом”, “Волк и Журавль”, “Щука и Кот”, “Петух и жемчужное зерно”.



Присутствуют: ведущие, учителя, учащиеся 6-7 классов (2 команды)


Ход мероприятия


Мероприятие начинается с презентации о жизни и деятельности И.А.Крылова.


Приветствие команд. Участники должны сказать, как называется их команда,

представить эмблему своей команды и капитана


Ведущая 1: Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь 13 февраля исполнится 245 лет со дня его рождения.


1 задание «Найди пару»


2 задание Узнай басню по иллюстрации.

Открывают этот конкурс юные художники, они участвуют в конкурсах рисунков и представят свои работы командам; команды должны догадаться, к какой басне иллюстрация (“Квартет”, “Волк и Журавль”).

СЛАЙДЫ № 4-9
“Мартышка и очки”, “Кукушка и Петух”,
“Лягушка и вол”, “Волк и Ягнёнок”,
“Зеркало и обезьяна”, “Свинья под дубом”.



3 задание Узнай, из какой басни отрывок.

Дети вытягивают любой текст и читают противоположной команде. Тренировка техники чтения.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдёт на лад”. “Щука и Кот”
“Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться” “Ларчик”
“Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!” “Чиж и Голубь”
“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука”. “Лебедь, Щука и Рак”



4 задание «Стол находок» Посовещавшись, поднять букву, под которой дан правильный ответ.

  1. Куда Лебедь из басни “Лебедь, Щука и Рак” пытался увезти воз с поклажей?

а) в воду; б) в облака; в) на птичий двор; г) в другую страну.

  1. Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил её искать себе людские вспомогательные средства?

а) маразм; б) тугоухость; в) радикулит; г) слабое зрение.

  1. Каким кушаньем Демьян потчевал своего гостя?

а) манной кашей; б) борщом; в) ухой; г) рыбными котлетами.

  1. Какой дух способен остановить бегущую Лисицу?

а) лесной; б) морской; в) рыбный; г) сырный.

  1. Какой басни нет у Крылова?

а) “Ворона и Лисица”; б) “Добрая Лисица”;
в) “Злая Лисица”; г) “Лисица и виноград”.

  1. В чём провинился Ягнёнок, унесённый Волком в наказание в тёмный лес на расправу?

а) Ягнёнок съел годовой запас Волка.
б) Ягнёнок забодал Волка и его сородичей.
в) Ягнёнок хотел сшить себе шубу из шкуры Волка.
г) Просто Волку хотелось есть.

  1. Каким образом Свинья пыталась погубить вековой дуб?

а) толкала ствол головой; б) подрывала корни;
в) пилила ствол пилой; г) вылила на корни яд.

  1. Как звали кота из басни “Кот и Повар”, который, несмотря на нравоучения Повара, уплёл всё жаркое?
    А) Барсик; б) Мурзик; в) Васька; г) Рыжик.



Конкурс капитанов Звучит музыка “Капитаны, капитаны…”

Соотнести мораль с названием басни – на карточках, на доске.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь!” “Квартет”
“Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же попляши!” “Стрекоза и Муравей”
“Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать себя никто в сатире”. “Зеркало и Обезьяна”
“Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” “Зеркало и Обезьяна”
“Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона!” “Слон и Моська”
“Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк”. “Мартышка и очки”


5 задание «Угадай кроссворд» Представители команд должны по очереди

подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в

1 балл.)


(Вниманию детей предоставляется кроссворд, выполненный на ватмане,

который висит на доске).


Кроссворд «И. А.*Крылов*»


Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.


1.«На ту беду... близехонько бежала» (Лиса)


2.«Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли

сыграть... (Квартет)


3.«Знать она сильна, что лает на Слона » Кто она? (Моська)


4.«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)


5.«Вороне где- то бог послал кусочек...» (Сыр)


6.«По улицам ... водили, как видно на показ». (Слон)


7.«Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только

брызги засверкали». Что это? (Очки)


8.«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:


И надо же беде случиться,


Что около тех мест голодный рыскал . . .» (Волк)


Ведущая 1: К заданию вы все подготовились заранее. Ведь оно называется – домашнее

6 задание - домашняя инсценировка басен. (Каждая команда получает по 3

балла.)


Подведение итогов.

Предоставляется слово жюри. Награждение команд.


Заключительное слово учителя.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский








































Дополнительный материал

Вопросы задаются для всех учащихся и не оцениваются.

  1. Где родился И.А. Крылов?

  2. В каком году вышла первая книга басен Крылова?

  3. Кем был отец Крылова?

  4. Кто научил грамоте Ванюшу Крылова?

  5. Сколько лет было мальчику, когда умер его отец?

  6. Назовите первое место работы Крылова?

  7. Что связывает Крылова с 1812 года с Петербургской Публичной библиотекой?

  8. Кто прославился стихотворными баснями в России?

  9. Где был открыт первый памятник Крылову?

  10. Какое наследство от отца получил Крылов?

Выступление с дополнительным материалом учащихся:

1) “Детство”.

Родился Ваня Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье бравого армейского офицера. После отставки семья Крыловых поселилась в г. Тверь. Их семья жила очень бедно, Ваня не имел возможности обучаться, но учился из милости в семье богатого помещика, вместе с его сыновьями. Когда Ване было 9 лет, семья осталась без отца, без кормильца, и мальчику пришлось работать переписчиком. А его мама убиралась в богатых домах. В 1782 г. их семья переехала в Петербург. Именно там и началась литературная деятельность Крылова.

    1. “Сундучок с книгами”.

Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать. Особенно ему нравились басни древнего баснописца Эзопа. Но первыми произведениями Крылова были не басни, а пьесы. И даже когда он начал выступать со своими пьесами, то в качестве оплаты брал не деньги, а книги. Всю жизнь он занимался самообразованием, а помогали ему в этом книги.

    1. “Удивительный библиотекарь”.

В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров.

В библиотеке же располагалась его квартира. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи. Люди помнят и чтят память о великом библиотекаре.

    1. “Память”

О Крылове нам напоминают библиотеки, носящие его имя, во многих городах России. А в городах, где он жил и работал, установлены памятники. Наиболее известные: памятник в Твери, где прошли его детские годы; памятник в Москве, на Патриарших прудах, в окружении героев его басен; в Санкт-Петербурге в Летнем саду, на берегу Невы, где он часто прогуливался. Память об Иване Андреевиче Крылове живёт в сердцах русского народа. Его басни читают и будут с удовольствием читать ещё многие поколения.

Крылатые крыловские слова.

Многие слова из басен И.Крылова стали крылатыми, т.е. употребляются в жизни применительно к похожим ситуациям. Попробуйте объяснить значение выражений:

“А Васька слушает, да ест…”
“А воз и ныне там”.
“А ларчик просто открывался”.
“Страшнее кошки зверя нет”.

Ученик зачитывает объяснения – те, которые дети не смогли объяснить, из фразеологического словаря.