Внеклассное мероприятие по теме: "Любимый уголок родной Отчизны"
Акпаева Валентина Митрофановна,
учитель русского языка и литературы
Цели:
расширить представление учащихся с понятием Родина, малая Родина;
познакомить с творчеством своих талантливых земляков, создание творческих проектов.
Задачи:
Дать понятие, что такое “Малая Родина”; познакомить с творчеством поэтов-земляков села, Артинского района, Свердловской области, Урала.
Развивать воображение, фантазию; обучать сравнительному анализу, обобщению, умению делать выводы; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Способствовать воспитанию патриотических чувств у детей к изучению родного края, родного уголка своей Отчизны; формировать навыки работы в коллективе, группах, индивидуальной работы; учить создавать атмосферу открытости, доброжелательности; сотворчества в общении; формировать умения отстаивать свою позицию.
Оборудование:
Плакат с темой занятия, плакат со словами М. Пришвина – “Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина”;
Выставка книг о Родине: “Пою мое Отечество”.
Звукозаписи: песня “С чего начинается Родина”поэт М. Матусовский, музыка В.Баснер; "Ромашковая Русь"; "Моя Россия, моя страна"
Рисунки учащихся с изображением любимого уголка родной Отчизны.
Эпиграф:
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот;
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
Ход занятия:
(деление ребят на группы)
I. Орг. момент
Слово учителя:
Я люблю, когда при встрече,
Мы знакомым и родным
Обязательно приветствие, пожеланье говорим.
-Здравствуйте!
II. Вводная беседа
- Сегодня, ребята, мы создаем еще одну яркую картину – образ нашей Родины, поэтому тема нашего мероприятия звучит так: “Любимый уголок родной Отчизны”. А.М. Пришвин сказал: “Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.
- Вот и у каждого из вас есть любимый уголок земли или запомнившееся место?
- А то, что становится любимым, запоминается надолго и в памяти сохраняется, как напоминание о детстве, испытанной радости, впечатлений. А отсюда складывается и образ своей Родины.
- Ребята, очень любил свою Родину, свой любимый уголок автор песни, поэт
М. Матусовский, он написал стихи, а музыку сочинил В. Баснер. Получилась прекрасная песня, которую исполнил М. Бернес.
III. Прослушивание песни “С чего начинается Родина”
- А какое слово часто звучит в этой песне? (Родина).
- А как вы думаете РОДИНА и РОДНОЙ похожие слова? (Да похожи по смыслу и в них один корень-род).
- Родина для человека – это свой дом, очаг, близкие, родные, мама.
- Многие солдаты на поле боя погибали, умирали за свою Родину-Мать, поэтому ее прославляли поэты в своих стихах (обращение к выставке книг и рекомендации по их прочтению).
IV. Стихи о Родине (читают дети).
- А теперь ребята, прочитают стихи поэтов-земляков
Ученица 1: Стихотворение “Родина” Н.П.Яналиной
Ученица 2: “Скворушка” О. Поломчук
Ученица 3: .“За что я Родину люблю?” Илья Львович Сельвинский
Ученица 4: “Красно солнышко” И. Шаферан.
- Мы называем Родину матерью. Да! А как мы еще называем Родину? (Верно: Отчизной, Отечеством. И это слово равноценно слову - отец).
- Видите тоже самое близкое для человека понятие. Отец и мать – самые родные, самые близкие нам люди, поэтому Родина дорога как Мать и Отец.
(Выдержка из стихотворения М. Лермонтова “Родина”,
Люблю Отчизну я, но странною любовью…)
- Вот так любил свою Родину, Отчизну М.Лермонтов.
За несколько дней до этого урока была проведена экскурсия, где дети показывали свои любимые уголки природы родного села. Итогом экскурсии были сделаны рисунки, написаны сочинения и стихи.
V. Работа по результатам экскурсии.
- И мы тоже любим свою Отчизну, где мы родились, где мы живем. Мы любуемся своим родным уголком нашего села и каждый из вас нарисовал любимый уголок родной Отчизны и написал сочинение. Давайте покажем гостям наше творчество (дети читают сочинения).
“Любимый уголок моей малой Родины”
“Родина – это все, что нас окружает, это города и села, горы и реки, поля, на которых растет пшеница. Наше село Малая Тавра – это тоже Родина, для меня во всяком случае. Хоть и не такая большая, но очень красивая. Я люблю своё село. Мне все здесь нравится, и улицы, и дома, и речка, и моя школа.
А еще у меня есть свой любимый уголок, куда я хожу в любое время года. Это гора, она находится совсем рядом с селом, перейдешь речку через мостик – и вот она. Летом мы часто ходим сюда с друзьями отдыхать и играть. Когда поднимешься на самый верх горы, кажется, что еще немного, и можно будет коснуться солнышка. А зимой еще лучше здесь, вокруг все белым-бело.
Снег сияет и искрится на солнышке, иногда даже глазам становится больно. Мы поднимаемся на вершину горы, садимся на санки и едем с горы вниз. А потом опять забираемся на гору для того, чтобы посмотреть на наше родное село.
Летом оно утопает в зелени. Кажется, что посереди леса стоят маленькие сказочные домики, и оттуда выходят маленькие сказочные гномики, и мы им машем: " Привет.!" Мне кажется, что наша гора – самое интересное место. Приходите туда и сами увидите, что это действительно так”
- Посмотрите на рисунки и найдите то место, о котором прочитала в своем сочинении ___
“Мое село родное”
Я люблю свое родное село. Малая Тавра у нас самая красивая. Здесь живут очень хорошие люди, которые ухаживают за своим селом. Они строят дома, сажают деревья, убирают мусор. Где бы я не была, меня всегда тянет домой. Я люблю ходить по нашим улицам. Я хочу, чтобы мой любимый уголок родной Отчизны жил, не зная горя и бед. От того, что всем будет хорошо, я тоже буду счастлива.
- Найдите по рисунку то место, о котором прочитала ______
- Замечательно, ребята, что вы так хорошо потрудились. Вспомним, когда мы шли и любовались замечательными уголками нашего села.
VI. Творческая работа “Село будущего”. Создание проектов по группам.
- Нет на земле человека, который бы не хотел видеть свою Родину лучше и краше, чтобы наш родной уголок радовал глаз.
- Что мы должны сделать в нашем селе уже сегодня? (Не губить леса, сады, не засорять речку – охранять и беречь).
- У вас было домашнее задание – создать – проект “Село будущего”. Вы были архитекторами, строителями, художниками.
- Что бы вы хотели видеть в будущем в нашем селе?
- Что бы изменили в своем селе, чтобы оно стало краше?
- Вы должны были изобразить село, в котором жили бы ваши дети.
- Чей проект понравится, мы представим главе администрации.
- Все присутствующие гости помогут определить главный проект и оценить его.
(Учащимися представлены четыре проекта:
1. “Стадион”,
2. “Детская площадка”,
3. “Плотина”,
4. “Развлекательный центр”, которые они защищали).
1.Проект "Стадион"
2. Проект “Плотина”.
Слова детей: “Красота, - это когда люди улыбаются”. А если так, то подарить людям улыбку – это, значит, сделать мир вокруг нас добрее, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле - это построить плотину, которая бы образовала пруд”.
3. Проект “Фонтан”.
Слова детей: “Соприкасаясь с красотой, мы открываем для себя радость жизни потому, что слушая шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка - все это хочется услышать в переливах ласкового плескания водяной волны фонтана.
4. Проект “Развлекательный центр”.
Слова детей:
А мы представляем свое село большим, красивым с многоэтажными домами, где живет много людей. Мы предлагаем построить развлекательный центр на радость людям. Центр должен стать источником культуры, спорта и местом для встречи с друзьями.
Учитель: Каждый проект – маленький шажок на путь к формированию культуры на селе, капля в море жизненного опыта, которое формирует личность.
Задания такого рода развивают воображение и творческую активность учеников, а главное, учат любить свой родной край.
- (После защиты проектов подводятся итоги).
VII. Итог.
- А через несколько лет может быть кто-то из вас эту мечту воплотит в жизнь.
- Мы сегодня говорили о многом, о крае, о Родине.
- С каким чувством вы покидаете это мероприятие?
- Давайте прочитаем вместе строчки М. Пришвина.
- “Рыбе – вода,
птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна РОДИНА”
(М. Пришвин)
(Песня “Моя Россия, моя страна” в исполнении детей)
Без воспитания любви к малой Родине нельзя воспитать гражданина и патриота Родины большой.
VIII. Рефлексия: синквейн на тему "Родина"
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Первый пример:
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
Второй пример:
Родина.
Великая, близкая.
Защищать, восхвалять, любить.
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
Отчизна.
Третий пример:
Родина.
Милая, красивая.
Уважать, любить, беречь.
Это дом, в котором живёт твоя семья.
Родители.
Литература:
Сухомлинский В.А. “Как воспитать настоящего человека” - Минск; 1978г.
Левицкая Э.В. История отечества для детей - М, 1996 г.
Викентьева И. Ода синквейну //БШ, 2003 - №16.
Стихи о Родине. Москва “Детская литература”, 1985 г. (“Пою мое отечество”).
Моя Родина Москва “Детская литература”, 1980 г.