Сценарий внеклассного мероприятия «Мама, папа, я – читающая семья» Выполнила: Смирнова Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 . Мама, папа, я – читающая семья. Цель: развитие и поддержание у учащихся интереса к чтению, формирование положительного имиджа читающая семья. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, Оборудование: 1. Таблички с названиями микрогрупп (“Дружба”, “Улыбка”, “Непоседы”, “Сказка”, “Жюри”). 2. Набор скороговорок: “ Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”, “На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора”, “Все бобры добры до своих бобрят”, “Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила” 3. Рисунки с изображением “сказочных вещей”: сапог, туфелька, цветик – семицветик, корзинка с пирожками. 4. Выставка творческих работ книжки-малышки “По страницам любимых книг” 5. Призы для победителей конкурсов. 6. Памятки для родителей и учащихся. Подготовительная работа: заранее проводится: Анкетирование учащихся по вопросам: 1. Любишь ли ты читать книги? 2. Что больше ты любишь: - читать сам? - слушать чтение взрослых? 3. Назови книгу, которую ты недавно прочитал. Анкетирование родителей по вопросам: 1. Любит ли читать ваш ребёнок? 2. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок: - читать сам? - слушать чтение взрослых? 3. Принято ли в вашей семье читать книги? Да / Очень редко / Нет. 4. Назовите книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок. 5. Считаете ли вы необходимым для себя формировать интерес ребёнка к чтению книг? Ход праздника На доске: Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Шарль Луи Монтескье Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на семейном конкурсе “Мама, я – читающая семья”. (Участники собрания располагаются за отведенными для каждой команды игровыми столами, получают таблички с названием своей микрогруппы). Вступительное слово классного руководителя. Учить любить книгу ребёнка надо не только в школе, но и дома. Всё чаще можно слышать от родителей сетования по поводу того, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, нужно помочь им полюбить книгу, так как неумение читать в наш компьютерный век не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Дети читают стихи В. Берестова и С.Михалкова Родная школа, светлый класс, Весёлый круг друзей. Как много впереди у нас Счастливых школьных дней! Все эти дни когда-нибудь В большую жизнь широкий путь Откроет книга нам. Нас манит даль седых морей И горные хребты. Пусть в жизни ярче и полней Припомнятся друзьям… Сбываются мечты! Все эти дни когда-нибудь Припомнятся друзьям… В большую жизнь широкий путь Откроет книга нам. --------------------------------------------- Мы без книги, как без рук, Книга – это первый друг. Ведь без книги как без света, Как без доброго совета. Кто с книгой по жизни шагает, Кто с нею умеет дружить, Тому эта книга всегда помогает Учиться, работать и жить. Книга всё тебе расскажет, С ней беседа не наскучит, Край родной она покажет И любить тебя научит. Звучит песня “Наш край” (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабалевского). Конкурсная программа: 1-й тур. “Сказочная разминка”. (Каждой команде по очереди задаются вопросы) 1 балл за ответы Сказка о настоящей принцессе. (Принцесса на горошине) Любимое выражение Карлсона. (Дело житейское) Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальный(ую) туфельку, башмачок) Главный герой сказки о животных, которого изготовил человек (Колобок) Имя поросенка в сказке А.Милна “Винни Пух и все, все, все”. (Пятачок) За кого хотели выдать замуж Дюймовочку? (За крота) Самый известный почтальон? (Печкин) Имя девочки, которая попала в домик к 3-м медведям (Машенька) Кто нёс золотые яйца? (курочка) Кто хозяин Джина? (Аладдин) 2-й тур. “Литературная викторина балл – 1. (Побеждает команда, быстрее и правильнее ответившая на вопросы. Назовите имя литературной героини, обладательницу чудесного саквояжа, умеющую летать на зонтике и въезжать по лестничным перилам вверх. (Мэри Поппинс из повести П. Трэвэрс) 2. Из какой басни взяты эти “крылатые слова”? Назовите автора басни. “А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”) И.А.Крылов 3. Назовите литературного героя, который с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где “растянувшись на траве и притворившись мёртвым”, стал поджидать, когда какой-нибудь кролик заберётся в мешок… (“Кот в сапогах”). Шарль . Перро. 4. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав) Сказка «Царевна-лягушка» 5. Как называется предмет, из которого приготовлен рецепт диковинного по своим вкусовым качествам блюда (Топор) 6. Назовите сказочный летательный аппарат? (Ступа) 7. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок) 8. Назовите имя царя, жившего так давно, что об этом уже никто не помнит? (Горох) 9. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубочек, стрела) 10 . Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Царевна Несмеяна) Учитель: 3-й тур. “Кто быстрее” (время подготовки - 3 мин.) Оценивается в 5 баллов Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором “Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”, “На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора”, “Все бобры добры до своих бобрят”, “Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила”. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Учитель: 4-тур«По опорным словам угадай сказку!» Высший балл - 5. Осел, шляпа, сапоги, поле, замок , мельница Кот в сапогах Дорога, разбойники, музыка, дружба Бременские музыканты Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень Снежная королева Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка Красная шапочка Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь Дюймовочка Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка Гуси – лебеди Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз Гадкий утенок Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц Русалочка Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса Свинопас Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка Петушок и бобовое зернышко 5-тур «Артистичность» Учитель А сейчас вы должны побывать артистами. Показать героя одной из угаданных вами сказок. “Чей это портрет?” 1. “...Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя”. (Снежная королева из одноименной сказки Г.-Х.Андерсена.) …. и до того он был безобразный – с большой головой и длинной шеей, - что птицы не приняли его в свою семью. (Гадкий утёнок, сказка «Гадкий утёнок», Г.-Х.Андерсен)3. “Странный неопознанный объект напоминающий бочонок летает над Стокгольмом. Он издает звуки, похожие на гул самолета. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник-шпион и его необходимо передать в руки полиции”. (Карлсон из сказки А. Линдгрен “Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше”.) Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка) 4. У него очень длинная борода. Он очень злой и коварный человек. Заставляет кукол работать, обижает и бьёт их. (Карабас Барабас «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой) 5. Решительно и зло вышагивает «суровая пожилая дама высокого роста, грузная… У нее несколько подбородков и злющие глаза». Она может быстро «вышколить» собаку, а детей сделать «шелковыми». (Фрекен Бок. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон») 7-й тур. “Загадочный конкурс” (по 2 загадки каждой команде) по 1 баллу Вот дева юная, в объятьях сна Лежит она уж сотню лет И ждет - а принца нет, и нет, и нет. Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая Красавица.) Жил на свете мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына, шалунишку... (Буратино-Пиноккио.) И на мачеху стирала, и горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка.) Для него прогулка - праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник - Медвежонок... (Винни Пух.). Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка.) Маленькая девочка весело бежит По тропинке к домику, Что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка.) Смышленость этого мальчишки Спасла его и шесть братишек, Хоть ростом мал он да удал, Так кто из вас о нем читал? (Мальчик-с-пальчик.) Фруктово-огородная страна – В одной из книжек есть она, А в ней герой - мальчонка овощной – Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино.) Отыскала мама дочку В распустившемся цветочке. Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку. (Дюймовочка) В стране чудес я кот известный: Обманщик, попрошайка, плут. Ловить мышей неинтересно, Не лучше ль простака надуть? (Кот Базилио) Учитель читает стихотворение Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. Закончен праздник, он у нас Рассчитан на один лишь час. Подведение итогов конкурса Председатель жюри награждает команду победительницу и всех участников грамотами и дипломами. Учитель: Вы, читающий народ, Любите книгу круглый год! В целях развития устойчивого интереса детей к чтению родителям рекомендуется: 1. Стараться ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать составлять ему иллюстрации к книге. 2. Включить в круг детского домашнего чтения журналы, газеты для детей. 3. Помогать ребёнку вести читательский дневник. 4. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце года подвести итоги и вручить призы победителям. Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное” 1. Выяснить трудные слова. 2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему? 3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном событии книги. 4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку? Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного” 1. Прочитай текст. 2. Разбей текст на части. 3. Составь план текста. 4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений). 5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного. Памятка “Как составить рассказ о герое произведения” 1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения? 2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их. 3. Составь план по выбранным отрывкам. 4. По составленному плану построй связный пересказ текста. 5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует? 6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку. Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге” 1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет? 2. Как называется прочитанное тобой произведение? 3. О чём в нём говорится? 4. Кратко перескажи произведение. 5. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему? |