Внеурочное мероприятие на тему: Масленица в начальной школе.
Учитель - Кудринская Г.В
(БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ)
Цель: познакомить учащихся с русскими народными традициями и обрядами, с историей возникновения праздника.
Задачи:
Развивающая: развивать творческие и спортивные способности школьников,
Воспитательная: формирование дружного коллектива, приобщение к русскому фольклору.
Коррекционные: развитие эмоционально-волевой сферы
коррекция двигательной активности.
Ход игровой программы
Ведущий: Здравствуйте, друзья! По какому поводу вы все тут собрались? Масленицу встречать?
Широкая Масленица –
Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам
Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
.(входит Масленица. Несет на тарелке блины.)
Едет Масленица дорогая!
Наша гостюшка годовая!
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица 7 деньков,
Оставайся на много годков!
Понедельник – первый денёк,
“Встречей” его народ нарёк.
В этот день наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
(Масленица играет с детьми)
Игра №1 «Блины» В руке сковородка. Добежать до блинов (круги из картона), положить блин в сковородку и бегом на старт. Передать эстафету следующему участнику команды. Выиграет та команда, которая больше принесет блинов).
Ведущий: День второй – заигрыши.
Во вторник начинались игрища и потехи.
На заигрыши молодцы приглашали девушек покататься на санях с горы, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошечку поплясать. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Игра №2 «Жмурки».
Ведущий .Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
В жмурки всех играть зовет.
Проводится игра «Жмурки».
Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. После этих слов участники игры разбегаются, а Жмурка их ловит.
Масленица . Ребята ,а я вам такую игру предложу.
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте.
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Топот)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Топот)
А другие и с ракушками! (Топот)
Ведущий: молодцы ребята, справились с заданием.
Среда-лакомка.
С этого дня пекли блины – желтые, круглые, горячие как солнце. А на лакомую среду
Зазывай гостей к обеду!
А когда семья собиралась вместе, то они отгадывали загадки. А мы сейчас узнаем, кто из вас лучше отгадывает загадки.
1. С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный …(снег)
2. Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице… (мороз)
3. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(весна)
4. Масленица – объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …(икра)
5. С икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны-
Наши солнышки – …(блины)
6. Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!(Блин)
7. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем.(Масленица)
8. Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.(Масленица)
9. Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?(Масленица)
Награждение детей эмблемами масленицы.
Ведущий: Четверг.
А на широкий четверток
Гуляй весь денек!
А четверг масляной недели назывался “широким”, “разгуляем”, “переломом”. В этот день шумела веселая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке веселые скоморохи, потешали людей, и пели песни.
Игра 4 «Карусели»
Ход игры.
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Ведущий:!
Пятница масленой недели называется “тещины вечерки”.
Народная пословица гласила: “У тещи зятек-любимый сынок”. Зятья в этот день приглашали своих тещ в гости на блины и пироги и угощали их на славу. Кроме блинов готовили и другие угощения.
И я тоже приготовила вам угощение.
“Ням-ням”, “ням-ням-ням” говорите коль нравится,
“Фу-фу”, “фу-фу-фу”– если вам не понравится. Ну, что начнём?
Игра5
Булочки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Ведущий: Суббота на веселой масленой неделе назывались “золовкины посиделки”. В этот день молодая невестка приглашала своих родителей в дом мужа. Собирались в этот день молодые невестки с золовками: дарили друг другу подарки, угощались, играли в игры и, конечно, танцевали.
Игра №6 «Лапоть» (дети танцуют и передают друг другу по кругу лапоть. Как только музыка останавливается, у кого в руках лапоть, тот покидает игру.
Ведущий: Воскресенье.
В воскресенье “прощеный день” или “прощеное воскресенье” – устраивали проводы масленицы. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла, а вечером всем миром шли на пригорок за селом. Где сжигали чучело масленицы – символ зимы, которая закончилась. А пеплом посыпали землю к новому богатому урожаю.
А в воскресенье догуляй
Да и Масленицу провожай.
А потом уж не взыщи –
Хлебай пустые щи!
После масленки – пост –
Грызи редьки хвост!
Игра 7 “Маша-растеряша”
Дети, принимающие участие в этой игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает – выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.
Игра.8 Снежки против зимы
В мишени сделано отверстие диаметром вдвое больше мешочков с песком.
Соперники с 4 - 5 шагов попадают "снежком" в цель.
Победителем считается тот, кто сделает больше попаданий. У каждого игрока 3 попытки
Ведущий: Чтобы масленица вернулась на следующий год, давайте произнесем все вместе волшебные слова: "Масленица, прощай, на тот год приезжай!"
Укатила Масленица,
Добрая красавица,
До будущего года,
До сырной недели.
А вы здесь осталися,
Вдоволь наигралися!
За столы вас приглашаю
И блинами угощаю!
Вот и празднику конец!
Кто пел, плясал –тот молодец!
Ребята я благодарю Вас за активное участие и внимание на проведённом мероприятии, надеюсь, что оно Вам понравилось.
Всем большое спасибо. До свидания.