Дата: 29.11.2018 Класс: 1А
Тема: Школа вежливости.
Цель: ознакомление с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формирование привычки употреблять слова вежливости
Задачи: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; способствовать углубленному осмыслению понятия “ вежливость”.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Вид занятия: комбинированное занятие. Форма проведения: внеклассное мероприятие Оборудование: песня «Улыбка», презентация, цветик – семицветик.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Упражнение «Улыбка»
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, я улыбаюсь вам и вы улыбнитесь.
Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем хорошее настроение.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.
1. Просмотр ролика «Ералаш».
2. Обсуждение ситуации.
- Как сначала вели себя дети в школе?
- Какие слова употребляли в своей речи?
- Как в конце вели себя дети в школе?
- О каком дне говорится в фильме?
– К, сожалению, люди не всегда доброжелательны друг к другу.
- Но среди них есть такие люди, которые не забывают здороваться, улыбаться другим, умеют извиняться.
– Кто из вас догадался, как мы называем таких людей? (Вежливыми, воспитанными).
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости». Нам для этого надо разделиться на 3 команды. Мы будем выполнять задания и играть в игры. В конце занятия мы узнаем, какая команда станет лучшим учеником Школы вежливости.
- Оказаться в школе «Вежливости» нам поможет следующее, выполняйте за мной: закройте глаза, повернитесь вокруг себя, топните правой ногой, левой рукой погладьте себя по голове, сделайте три хлопка и скажите следующие слова: «Хочу попасть в школу Вежливости!» Вы в школе «Вежливости» (дети открывают глаза).
- Я думаю, вам там очень понравится!
4. Изучение материала.
- Восточная мудрость гласит:
Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет радость.
- А какие вы знаете вежливые слова?
- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.
- Давайте за более точным определением обратимся к словарю С. И. Ожегова
Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный.
станция «Дерево вежливых слов»
- Давайте поиграем в игру «Дерево вежливых слов»
Я начинаю фразу, каждая команда хором продолжает и мы с вами составим дерево вежливости.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)
- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)
- Хорошо, и с этим заданием вы справились. Давайте еще раз повторим эти вежливые слова на дереве.
станция - «Вежливо –Невежливо»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо».
Правила игры: если я читаю для каждой команды о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы сидите молча. Начнем.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Поднять руку, если хочешь ответить на вопрос учителя.
Входящего в класс взрослого приветствовать стоя.
Крикнуть с места, если хочешь ответить на вопрос учителя.
В перемену можно бегать по коридору сломя голову.
Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
Помогать друг другу нужно всегда и всюду.
Решать спорные вопросы с помощью кулаков.
Уходя домой, попрощаться.
-Помочь поднять упавшую вещь
станция – «Волшебный цветик»
- Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова.
- Сейчас ко мне выйдут 3 человека из каждой команды, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…
- Вели, чтобы... сказал... доброе слово.
Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.
- Я тебя нечаянно обидел, прости меня.
- Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.
станция - “Будь внимателен”
Физкультминутка-игра
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
станция – «Приветливые люди»
Сценка «Приветливые люди»
Разыграть небольшие сценки:
Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
Вы опоздали на первый урок. Расскажите, что вы будете делать, что скажете учительнице.
станция – «Экзамен для вежливой команды»
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру!
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
5. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
станция – «Комплиментик».
- В заключение нашего разговора я предлагаю поиграть в игру «Комплиментик».
- Кто-нибудь из вас знает, что такое комплимент?
Передавая игрушку Котика соседу, постарайтесь сказать ему что-то приятное, доброе или просто похвалить его.
- Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь.
- Давайте посчитаем цветочки, у кого их больше всего? Выясним какая команда стала лучшими учениками Школы вежливости.
5. Итог занятия
- А теперь нам пора возвращаться в нашу родную школу. Выполняйте за мной: закройте глаза, повернитесь вокруг себя, топните правой ногой, левой рукой погладьте себя по голове, сделайте три хлопка и скажите следующие слова: «Хочу вернуться в свою школу!»
- Вот мы и дома. Понравилось ли путешествие?
- Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо,с улыбкой.)
6. Рефлексия
- Ребята, что понравилось, что удивило или что запомнилось вам.
- Что бы вы хотели рассказать дома своим мамам, родным, друзьям.
- А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.