СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "В чём выражается истинная любовь к Отечеству"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему "В чём выражается истинная любовь к Отечеству"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»








Классный час




На тему: «В чём выражается истинная любовь к Отечеству»


Класс: 7


Классный руководитель: А.Б. Мосолыгина

















2024 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

Чувство любви к Родине начинается с восхищения великими делами и подвигами своих соотечественников, уважения к предкам, гордости за свой народ и свою страну. Пропущенные через детское восприятие, эти чувства формируют в молодом поколении основы патриотизма и гражданственности. Именно поэтому развитие патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является важнейшей социальной потребностью общества.

В связи с этим большое значение приобретает деятельность классного руководителя по увековечиванию памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне, чествованию ветеранов войны и тружеников тыла, сохранению и популяризации исторического, литературного, документального наследия этого сложного периода в жизни народа.

Современный патриотизм проявляется не только в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Непростое положение в стране, трудности и проблемы при прохождении этапов социализации, трагический военный опыт породили утрату нравственных ориентиров, аполитичность, бездуховность, "беспризорность" молодёжи. Возрождение России как великой державы невозможно без формирования развитого чувства гражданственности, патриотизма, прочных нравственных устоев.
В последнее время внимание российской общественности вновь приковано к проблемам патриотического и гражданского воспитания.

Выбранная тема классного часа является актуальной в настоящее время, так как имеет огромное воспитательное значение. Вызывает интерес к прошлому и настоящему своего края, показывает, какой вклад внесли члены семьи в дело разгрома врага, массовый и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины.

Подрастающее поколение не должно забывать эти страшные годы. Сегодняшние школьники имеют возможность получить информацию о войне от очевидцев событий. Поэтому необходимо показать подросткам, что их задача узнать правдивую информацию о Великой Отечественной войне, сохранить ее и передать следующим поколениям










Тема: В чём выражается истинная любовь к Отечеству.

Цели:

  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

  • Раскрыть значение слова «патриот».

  • формировать ценностное отношение к родному краю, навыкам взаимодействия в группе.

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

  • уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории, ответственности и причастности к своей стране.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
демонстрации слайдов.

Оформление: георгиевские ленточки, лепестки, слайды.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.

  2. Информационный блок.

  3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

  4. Выводы.

  5. Заключительное слово.

















ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

-Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите на доску, прочитайте девиз, пословицы и определите тему классного часа

Слайд 1

Девиз:

"Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться" 

Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей ее защищать.

( Учащиеся формулируют тему классного часа)

  1. Вступительное слово

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью?

- Во имя интересов Отечества.

Хорошо, для дальнейшей нашей работы нам нужно разделится на группы

Слайд 2

1)В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине?

2)Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованиям и подвигам во имя интересов Родины?

-Чем для вас является понятие Родина. Выразите свое отношение.

- Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

- Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родное село, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И язык, на котором мы говорим, это часть нашей Родины.

- У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово Родина?

(С домом, с двором, с мамой, со школой, одноклассниками и т.д.)

- Я люблю свой поселок, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать его с другими городами, поселками. Наш посёлок для меня - святое и родное место, любовь к которому я сохраню на всю свою жизнь.

2. Информационный блок (слайд 3)

«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов

- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это сопереживание ей и в горе, и в счастье.

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).

Слайд 4

В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу".

– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. Без прошлого нет будущего и настоящего.

-Все начинайте с благословления Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит, и патриотизм, и вера слиты воедино в русском народе.
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?

(звучит музыка «День Победы»).
–В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Каждый год всё человечество отмечает великий праздник –День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине. Они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.

Не так давно в руки мне попало сочинение сестры моего мужа Нины. Тогда она заканчивала 11 класс и писала экзаменационное сочинение на тему «Истинная любовь к Отечеству. В чём она выражается». Эти строки потрясли меня до глубины души и я решила донести их до вас. Думаю, что никого из вас они тоже не оставят равнодушными.

Экзаменационная работа по русскому языку и литературе (сочинение) ученицы 11 класса Мосолыгиной Нины Александровны 01 июня 2000 г.

Тема: «Истинная любовь к отечеству. В чём она выражается?» (На литературном материале или по жизненным впечатлениям)

Родина моя!

Хочу, чтоб услыхала,

Ты ещё одно

Признание в любви.

Слова из песни

Родина! Отечество! Для меня это не просто громкие слова, которыми последнее время привыкли бросаться некоторые наши политики.

Родина для меня всё: и милый сердцу край, откуда пошли мои корни, и добрые мамины глаза, и годы незабываемой школьной поры, и первая юношеская любовь.

Я думаю, моё предназначение, да и предназначение всего моего поколения состоит в том, чтобы прекратились террористические акты и войны. Чтобы моё отечество встало на ноги, становилось краше день ото дня, процветало на зависть нашим недругам и врагам. Именно в этом для каждого честного человека, патриота своей Родины и появляется любовь к отечеству.

Я ненавижу войну в Чечне, которая каждый день уносит жизни моих сверстников. Какой бессмысленной кажется жизнь в 20 лет. Неужели мы рождены для того, чтобы убивать друг друга?

Нет! Нет! И нет!

Как сказал А.С. Пушкин: «Россия вспрянет ото сна…». Я верю в это. Ещё никому не удавалось поставить Россию на колени. Не удалось это и гуманским агрессорам.

Пришла весна новое тысячелетие, а с ней 55-я годовщина великой Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. В нашем календаре нет святее и почитаемее даты. Так было все последние годы. Так должно быть всегда! Мы не вправе забывать священные имена.

Могилы солдат! Они напоминают об огне пожарищ, вымерших городах, холодных и голодных ночах блокадного Ленинграда. Они немые свидетели злодеяний фашизма. Поклонимся павшим. Во имя того, что нам суждено ходить по Земле, которую они полили собственной кровью. Мы в долгу перед ними и обязаны сохранить о них память грядущим поколениям.

Мне семнадцать лет.

Моё поколение не знакомо с войной 1941-1945 гг. и воспринимает её, как воспринимало бы старшее поколение, например, Отечественную войну 1812 года.

И всё таки я знаю о войне не понаслышке.

Мой отец не погиб на войне, он погиб трагически в наше время. Но как мне понятны горечь утраты, безотцовщина, тяжёлое бремя, свалившееся на плечи матери, которая осталась с двумя маленькими детьми.

Моя мама – жизнерадостный человек, оптимист по натуре, но только сейчас я поняла, отчего её слёзы по ночам и затаённая грусть в глазах. Не оттого ли, что моё детство было бы богаче, счастливее, если бы жив был мой отец.

Войну наша семья ощутила сполна.

Мой дедушка, Лаврухин Василий Кузьмич, прошёл всю войну военным хирургом от начала и до конца, дошёл до Кенигсберга. Имеет множество наград, медалей. Я его хорошо помню и знаю, что особенно ему была дорога медаль «За форсирование Днепра». Его награды и медицинские книги до сих пор в нашей семье самая светлая реликвия. А моя бабушка, Лаврухина Янина Эмильевна, в честь которой меня и назвали, испытала все ужасы ленинградской блокады. Благодаря ей в нашей семье знают цену хлебу. (Слайд 5,6,7)

Гитлеровская оккупация застала её студенткой Ленинградского офтальмологического института. Кольцо блокады было прорвано, бабушку вернули к жизни. А затем она попала на фронт врачом-окулистом, и сотни людей были благодарны ей за спасённое зрение. В нашем семейном альбоме хранятся пожелтевшие открытки разных годов со словами благодарности моей бабушке Нине. Дедушка с бабушкой для меня самые великие люди. Я считаю их профессию самой нужной и благородной.

В этом году я заканчиваю одиннадцатый класс и хочу связать свою судьбу именно с этой профессией.

Было бы несправедливо не упомянуть ещё об одной женщине замечательной судьбы. О таких женщинах, как она М. Исаковский написал правдивые строки:

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила, какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла?

Это о моей бабушке Мызниковой Александре Петровне. Она живёт в Рахмановке, ей 85 лет. Вдова. Потеряв на фронте мужа в первые дни войны, она, оставшись с двумя детьми, перенесла все тяготы вдовьей жизни, так и не смогла представить рядом с собой другого человека. Всю жизнь она посвятила детям. Для меня эта бабушка – пример жизнестойкости и огромного трудолюбия. Годы идут. Я знаю точно, что в моей семье всегда будут свято хранить и чтить память предков, познавших все лишения и тяготы горькой судьбины.

Годы идут. К сожалению, моё поколение тоже не избежало войн и разочарований, мой сосед только что пришёл из Чечни, а брата на днях забрали армию. Как горько! Как страшно! Но в моей душе теплится слабый огонёк надежды на лучшее будущее моей отчизны. И ради этого стоит жить и бороться.

Моему настроению созвучны такие строки – напутствие нашего местного поэта Соколова А.И., которые он написал буквально перед нашим «Последним звонком»

Пусть живёт, процветает

Детство, юность, года!

И на всё вас хватает

Нынче, завтра, всегда!

Дай вам Бог мира, счастья,

Жаждой жизни гореть!

И в жару и ненастье

За Отчизну радеть!

Поэтому ничего удивительного в том, что после окончания школы Нина ни на секунду не сомневалась в выборе профессии. Она, как и её бабушка и дедушка, продолжила семейную традицию и стала медицинским работником.


По своему жизненному опыту я прекрасно знаю что свою историю, прошлое своей страны забывать нельзя. Иначе нарушится связь времён и поколений, а уроки войны так и останутся белым пятном для потомков.

Я считаю, что война это самое ужасное, что может быть на планете. Во все времена она приносила людям много горя, страданий и невосполнимые потери. Война – это разруха, голод, сожженные города и сёла, бесчисленные похоронки, смерть близких людей. Война коснулась своим чёрным крылом практически каждой семьи. Не обошла она и мой отчий дом и дома моих односельчан. Знаю я об этом и по рассказам фронтовиков – ветеранов, моих родных и близких, которые знают о войне не понаслышке.

За примерами далеко ходить не надо. Вот, например, о чём совсем неожиданно для меня, написал в своём сочинении к годовщине Победы мой сын Артём. В своё время его бабушка много рассказывала ему о своём отце и матери, которые прошли всю войну, помогая людям, абсолютно не считая себя какими – то героями.


Вот строки его сочинения. (слайд 8, 9, 10, 11)


Под белым халатом не спрячешь погоны,

Эмблем медицинских не скроешь от глаз.

Врачи в медсанбатах в тылу обороны

Умело спасают от гибели нас.


Они надевают халат и перчатки,

И скальпели острые в руки берут.

Своё мастерство отдают без остатка,

А, значит, бойцы ни за что не умрут


Ведь «бывших» военных врачей не бывает!

В них сразу заметен характер бойца.

Они нас у смерти из рук вырывают,

И будут бороться за жизнь до конца.


Я хочу рассказать о моём прадедушке Васе. О нём я узнал от моей бабушки Мосолыгиной Марины Васильевны. Она его очень любила, потому что он был очень добрым, хозяйственным, заботливым, умным, очень светлым и интеллигентным человеком.

Лаврухин Василий Кузьмич родился 2 августа 1909 года в с. Кондратово Белёвского района Тульской области.

С первых же дней войны, 23 июня 1941 года был призван в Красную Армию в качестве авиационного врача-хирурга. За период боевых действий Василий Кузьмич проявил себя хорошим организатором в деле эвакуации и оказании помощи раненым бойцам, сержантам и офицерам, а также в проведении санитарных мероприятий среди личного состава.

20 июня 1944 года при форсировании р. Неман в районе г. Гродно и 9-10 августа 1944 г. при строительстве жердевой выстилки по пойме р. Б. Тозувка в районе д. Кумяля, находясь в боевых порядках батальона под ураганным обстрелом противника, своевременно и квалифицированно оказывал медицинскую помощь раненым, организованно проводил их эвакуацию с поля боя. В боевой обстановке был смел, решителен, находчив, умело руководил своими подчинёнными.

Молодой хирург работал врачом батальона ранцевых огнемётов. Во время штурма г. Гроудену проявил ислючительно отеческую заботу о раненых бойцах и офицерах. Работал день и ночь, не считаясь ни с чем. Василий Кузьмич оказал помощь 30 – ти бойцам и организовал немедленную эвакуацию тяжелораненых. Помощь, оказанная моим прадедушкой (по свидетельству документов), была квалифицированной. Кроме этого майор медицинской службы т. Лаврухин неоднократно под огнем противника приходил в штурмовые группы, давая ценные советы и указания, и снабжая фельдшеров и санитаров необходимыми медикаментами.

В какие только уголки нашей большой страны не бросала судьба моего героического прадеда. Его награды говорят сами за себя: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За оборону Кавказа», медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За форсирование Днепра». Имеется очень много медалей послевоенного периода. Очень жаль, что многие документы и награды утеряны в связи с частыми переездами прадедушкиного авиаполка.

После войны, когда наступила мирная жизнь, мой прадедушка переквалифицировался на врача-терапевта, работал главным врачом г. Пестово Новгородской области.

К сожалению, я видел прадеда только на фотографиях, но уверен, что он был настоящим мужчиной, который любил и защищал свою страну, оберегал своих родных и близких. Прадед Вася состоял в рядах ВКПБ и был настоящим коммунистом, человеком с большой буквы. Я очень им горжусь! Мы все помним его и любим!

- Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками.

- Мы первые, кто открыли дорогу в космос, достигли больших успехов в разных областях. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определенных обстоятельствах всегда проявлялись и проявляются его особенные свойства, которые свидетельствуют о том, что это - гражданин, патриот.

  • О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?

  • Какие чувства испытывали вы при обсуждении проблем?

Подводим итог нашей беседы. Что для вас означает Родина и патриотизм?


Рефлексия - Ромашка

Ребята, у вас на столах есть листы бумаги в виде лепестков. На этих лепестках вы ответите на следующие вопросы.

Задание: (слайд 12)

1 – группа пишет: «Что такое Родина?»

2 – группа «Что такое патриотизм?». Выходите по очереди к доске, читаете вслух, что написали и крепите на доску.

-Мы на пороге взрослой жизни, пойдем служить Родине и в полной мере поймем, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня.

- Сегодня нашей стране патриотизм необходим для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Стихотворение «Быть патриотом...» читают учащиеся. (слайд13)

Быть патриотом,... Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.