Методическая разработка
Гуляйкиной Елены Владимировны
Учителя географии МКОУ «Берёзовская СОШ»
внеклассное мероприятие по географии
в 5-6 классе на тему
«Войди в природу другом»
Цели: активизировать познавательную деятельность детей, способствовать сплочению классного коллектива; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру; знать особенности природы родного края, значение леса в нашей жизни, заложить основы природоохранного поведения; уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Ход проведения:
Звучит запись голосов лесных птиц. На этом фоне ведущий зачитывает слова Р. Гамзатова (эпиграф на классной доске).
И ещё боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу…
Р. Гамзатов
Дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на нашем мероприятии «Войди в природу другом». Сегодня мы проведем игру, благодаря которой вспомним основные природоохранные мероприятия. Вначале предлагаю учащимся 5 и 6 класс разделиться на команды. Перед вами на столе лежат эмблемы с названием команды. Выберите одну эмблему. Это и определит вашу команду. Вашу игру бедет оценивать уважаемое жюри.
1. Конкурс «Разминка».
Вопросы 1 команде: 1) Назовите три съедобных гриба.
2) Назовите перелётных птиц (трясогузка, зяблик, ласточка, дрозд, чибис, малиновка, жаворонок, иволга).
3) Что вы знаете о шиповнике?
Вопросы 2 команде: 1) Назовите три ядовитых гриба.
2) Назовите зимующих птиц. (поползень, снегирь, синица, дятел, чиж, свиристель).
3) Что вы знаете о подорожнике?
2. Конкурс ботаников. Каждой команде показывают по 5 иллюстраций с изображением растений, названия которых закрыты. Каждое правильно названное растение приносит команде 1 балл.
3. Конкурс «Найди ошибку». Какие правила поведения в лесу были нарушены?
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не затоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр…
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер.
4. Конкурс «Лесная тропа»
1. Чей это след? по предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).
2. Определи растение по предложенным семенам (семена липы, клена, дуба, ели, сосны, березы).
5. Конкурс. «Наш край»
1. Назовите редких животных , занесенных в Красную книгу. (В числе видов, включенных в Красную книгу Челябинской области, млекопитающие: русская выхухоль, летяга, европейская норка, речная выдра; птицы: европейская чернозобая гагара, серощекая поганка, пискулька, краснозобая казарка, лебедь-щипун, лебедь-кликун, огарь, пеганка, белоглазая чернеть, обыкновенный турпан, савка, красавка, дрофа, стрепет, авдотка, кречетка, ходулочник, шилоклювка, кулик-сорока, большой кроншнеп, средний кроншнеп).
2. Сколько лет живет сосна обыкновенная?(350-500лет)
3. Перечислите реки Челябинской области.
6. Конкурс. Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).
1 турист: «Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр».
2 турист: «Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю».
1 турист: «Предлагаю подкрепиться».
2 турист: «А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?»
1 турист: «Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь».
2 турист: «Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать».
1 турист: «А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, - они ядовитые».
Каждый правильный ответ – 1 балл.
7.Конкурс. Жизненные ситуации (разрезной материал)
1. Гуляя с родителями в лесу, света и Алеша увидели большой муравейник.
- Давайте посмотрим, что внутри муравейного домика, - сказал Алеша.
- Давайте, - с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, отняла палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…»
2. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала очень редко, а когда щенок заболел, сказала маме:
- «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»
3. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь? – спросила старушка
- Пчел прогоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик и сказал удивленно: «А я и не знал об этом»
Что сказала Олегу старушка?
4. Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву. Гена решил сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
5. Сережа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Правильно ли они поступили и почему?
6. Телеграмма: «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд! Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Кто сможет мне помочь? Дятел»
7. Телеграмма: «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Это очень больно, когда тебя ломают! Кто может нам помочь?
Ива. Черемуха. Сирень»
8. Конкурс «Разбор жалоб». Назовите имя жалобщика и ответьте, обоснована его жалоба или нет.
Жалоба 1. «Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, им мой не нравится! И глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы порой некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или уважать меня надо.»
(Это сова, она находится под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить за лето тонну зерна.)
Жалоба 2. «Мерзкой, ползущей тварью называют меня. А если увидят на дороге, стараются раздавить, убить и не дать уползти. А ведь я приношу пользу: уничтожаю грызунов – вредителей полей и огородов, даю людям лекарства. Подумайте, обижать или уважать меня надо?»
(Это змеи. Они и сами не любят встречаться с людьми, стараются уползти, спрятаться. Питаются змеи мышами, а яд в небольших дозах лечебен и очень полезен для человека.)
Жалоба 3. «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? А польза от меня большая: одна я могу сохранить от гусениц и слизней целый огород. Подумайте теперь, обижать или уважать меня надо?»
(Это жаба. Она поедает вредителей огородов. Старинные книги также советуют: если дома завелись тараканы, принесите жабу, и тараканы исчезнут.)
9. Конкурс. Какие лекарственные растения были перечислены в стихотворении?
ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА
В роще вырос можжевельник, и в тени его ветвей
Поселился муравейник, поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает он полянку перед муравейником.
Замечает все соринки на спине у ёжика,
Начищает все травинки, листья подорожника,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка подметал дорожку
Вдруг упала с елки шишка, отдавила ножку!
От волнения сова перепутала слова:
«Где же скорощь помая? Спасите насекомое!»
Звери бросились гурьбой за лекарственной травой.
Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ, собирают ЗВЕРОБОЙ…
Вот из чащи на опушку пробирается медведь -
Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО на опушке посмотреть.
Он больному обещает: «От компресса полегчает!»
И другое средство тоже предлагают муравью:
«Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!»
Все больного навещают все больного угощают:
Кто МОРОШКОЙ, кто ЧЕРНИКОЙ.
Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ.
Даже волк помочь не прочь, думал-думал, как помочь,
К муравейнику подвез ВОЛЧЬИХ ЯГОД целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока
И спешит по просеке с новостью на хвостике:
«Я, друзья, не ябеда, только волчья ягода…»
Муравья приводят в чувство зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ.
Если б жил в той чаще лев, предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.
Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть экологическую сказку сказку.
ГДЕ ЛУЧШЕ ЖИТЬ?
Ведущий:
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы
И пчелы не знают, чего говорят.
Встретились в лесу звери.
Олень:
Начинаем наш совет. Все довольны или нет?
По порядку расскажите, как живете, что едите.
Никуда спешить не будем и подробно всё обсудим.
Рысь:
Всем зверям большой привет! Что шумите, не секрет?
Что у вас здесь за собрание? Сессия иль совещание?
Олень:
Не секрет – звериный сбор, приглашается весь бор.
Рассказать, кто как живет, как он спит и ест, и пьет.
Не обидел кто кого ли, может, кто-то недоволен.
Медведь:
Все мы сыты и довольны.
Бобр:
Дружно мы живем и вольно.
Лиса:
Все у нас в лесу чудесно, жить нам вместе интересно.
Все мы веселы и сыты, нет ни грубых, ни сердитых.
Белка:
Мы наделали запасы, и грибы, и ананасы.
Собирали апе5льсины, груши, сливы, мандарины.
Мышка:
Зернышки и семена.
Все звери:
Золотые времена!
Ведущий: Недалеко от леса, где живут звери, находится, с одной стороны, деревня, а с другой стороны наступает город. А всем хорошо известно, что города загрязняются вредными веществами. Повышенная экологическая опасность загрязнения атмосферного воздуха городов обусловлена поступлением вместе с выбросами предприятий множества специфических веществ, которые вызывают различные болезни, в том числе и рак.
Встревожились звери. Почувствовали нарастающий экологический кризис. И решили отправить хитрую лису в город, разузнать о жизни городской, а зайца – в деревню.
Прошло время. Возвратилась лица из города.
Лиса:
У людей жила я с лета и узнала все секреты.
Люди очень много знают, книжки пишут и читают.
Все леса они спилили, землю взрыли, горы срыли,
Осушили все болота – очень трудная работа.
Вспять текут ручьи и воды. Человек наш – царь природы!
Мышка:
Что за глупые мыслишки! Даже я с моим умишком
Научилась понимать, что природа – царь и мать!
Лиса:
Закусить пора мне мышкой!
Белка:
Как не стыдно!
Все звери:
Это слишком!!!
Олень:
Звери, хватит вам ругаться, будем дальше разбираться.
Нужно нам теперь решить: в городе или в деревне жить?
Ведущий: Услышали деревья, что в лесу совет «Где лучше жить?» и прислали телеграмму.
Деревья:
На чуткой их листве мутнеют росы,
Деревья о себе расскажут быль.
Всю жизнь они – живые пылесосы,
На воздухе отсасывают пыль.
А в детстве их не баловали лаской.
Теперь деревьям выпала судьба
Дежурить в зной над детскою коляской.
Их доля – молчаливая борьба.
Они давно оставили бы город,
Да только понимают не шутя –
Лишь отойди, и кислородный голод
Возьмёт за горло спящее дитя.
Ведущий:
Испугались звери жизни городской,
Решили послушать, что скажет косой.
Заяц: Алкоголь стал могучим негативным экологическим фактором для населения многих деревень. Алкоголь лишает человека самого главного достоинства – разума. Такой человек совершает различные преступления. Потребление алкоголя становится причиной преждевременной смерти. Алкоголь, кроме того, как ведет за собой наркоманию и токсикоманию. А это очень страшно.
Ведущий:
Насторожились звери, призадумались…
Все звери:
Где лучше жить зверям? Плохо здесь и плохо там.
А ведь люди же живут? Создают себе уют.
Строят школы и дворцы. В общем, люди молодцы!
Бобр:
Нужно всем беречь природу – и животным, и народу!
Ведущий: Посоветовались звери. И решили, что людям нужно жить в городах и деревнях, а животным – там, где они будут приносить пользу людям. И составили звери призыв - обращение к современникам.
Олень: Дорогие современники! Не загрязняйте окружающую среду, потому что вы губите себя. Помните, что один гектар леса поглощает в час около 8 литров СО . столько его выделяется при дыхании 200 человек. Подумайте о своей жизни. Будьте экологически культурными людьми!
Все звери: Давайте вместе сохраним мир для того, чтобы нам было лучше жить!
Дорогие друзья! Мы с вами сегодня поговорили о правилах поведения на природе, вспомнили лекарственные растения, поговорили об экологических проблемах. Не осталась в стороне и «Красная книга». Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео о тех животных, которых мы больше не встретим на нашей Земле, и тех животных, которых можно ещё спасти.
Спасибо за внимание.
Литература:
Журнал «География в школе», 1999, № 8.
Мясникова С.Л., Юстус Н.О. Внеклассные мероприятия по биологии (Серия «Внимание: опыт»). – Чебоксары: «Клио», 1998.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: Учителю, Воспитателю, вожатому. – М: Новая школа, 1997.