- Здравствуйте, ребята! Слайд 1. - На улице пасмурно, холодно, сыро, небо затянуто тучами, а у нас в классе светит яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает лучики к вашим щёчкам. - Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! Слайд 2. - Обратите внимание на слайд. Отгадайте ребус. - Какое слово зашифровано? - Верно. Тема классного часа будет связана с зимой. - Наша русская природа богата, красива и разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту, прелесть природы. Когда наступает зима, природа совершенно другая, чем весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А.С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». - Мы живём в огромной стране – России. Это великая держава. Мы будем сильны и едины только тогда, когда будем знать историю нашего народа, уважать традиции и обычаи русской старины. - Уже в это воскресенье к нам в двери постучится зима. А с осенью пора проститься! Поэтому, сегодня поговорим о том, как праздновали на Руси зимние народные праздники. Слайд 3. - Тема занятия: «Встреча русской зимы». | Приветствуют студентку. Смотрят презентацию. Отгадывают зашифрованное слово. - Зима. Слушают учителя. Воспринимают. Смотрят презентацию. |
- Наконец-то в декабре Двор станет белым на заре. Снега много для снежков, Угощу им всех дружков! - Одним из признаков самого холодного времени года являются осадки в виде снега. - Какие ещё признаки зимы вы знаете? - Русские зимы всегда удивляли и пугали своей суровостью путешественников. - У нашего же народа на этот счет иное мнение. Его слова о матушке - зиме пересыпаны задором и удалью. - Про волшебницу зиму, которую зовут еще седой хозяйкой, что «тряхнула перинки – над миром пушинки», народ сложил немало пословиц и поговорок. Разумеется, основной темой в них являются холода. - Какие пословицы о зиме вы знаете? - Я предлагаю вам объяснить значение некоторых пословиц. Отвечайте строго по поднятой руке. 1. В зимний холод всякий молод. 2. Больше снега на полях — больше хлеба в закромах. 3. Зима лето пугает, да все равно тает. - Молодцы! Справились с заданием. - Коренная зима — трех месяцев владыка. Никак не отнимешь у нее декабрь, январь, февраль. Словно верные стражники, стоят эти три братца на охране ее покоя. - Назовите зимние месяцы. - Кто знает, как в народе называют нас зимние месяцы? Слайд 4. - Декабрь - студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. С водой покончено, даже быстрые реки стали. Земля и лес укутаны в снежные шубы. День короче и короче. - Январь - просинец, перелом зимы, перезимье. Январь, говорит наш народ, – «году начало, зиме серёдка». - Февраль – перезимок. Последний, самый старший месяц зимы. Месяц волчьих – с голодухи – налетов на деревни. Тощают все звери, нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы и в норах. Снег все голубеет. Под непосильной тяжестью снежного слоя ломаются ветви деревьев. - С месяцами разобрались. А какие же зимние праздники были на Руси? - Чтобы больше узнать о зимних праздниках на Руси и их традициях, предлагаю вам поработать с текстами в небольших группах. - У меня есть шесть текстов. Каждая группа должна прочитать текст, выделить из него главную информацию и подготовить пересказ. Работу группы представит один человек у доски. - Все справились? - Кто готов представить свою группу? - Ребята, вы молодцы. - Теперь разделитесь на 3 группы. На рабочих листах вам необходимо найти слова, связанные с зимой. У каждой группы свои слова, но найти нужно по пятнадцать слов всем. - Какая группа уже справилась с заданием? - Проверим ваши работы. Назовите слова, которые вы нашли. - Все справились! | Слушают. Воспринимают. Называют признаки зимы. - Мороз, короткий световой день, метель, гололедица, сосульки. Слушают. Воспринимают слова студентки. Называют пословицы. Объясняют значение пословиц. - Когда холодно, каждый человек, вне зависимости от возраста, старается двигаться и идти настолько быстро, насколько возможно, иначе он рискует замёрзнуть. - Когда снега выпадает много, он покрывает засевы, растения зимуют в тепле. А весной, когда температура воздуха станет выше, снег начнёт таять и напитает почву влагой. Во влажной почве легко взойдут семена, и урожая будет намного больше. - Зима может казаться страшной и неприятной, но в конце концов она всегда заканчивается и наступает весна. Называют зимние месяцы. Слушают рассказ о зимних месяцах на Руси. Смотрят презентацию. Называют известные праздники. Работают с текстами. Работают с рабочими листами. |