СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Опорный конспект разговора о ценности созидательного труда человека на благо своей страны.
Цель:
- создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;
- способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом;
- развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска
Внеклассное мероприятие
«Плод добрых трудов славен»
Заместитель директора
Зайцева Наталья Викторовна
Смоленск
2023
Класс: 7
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности созидательного труда человека на благо своей страны.
Труд, трудолюбие, работа, занятие, деятельность человека, нравственные качества человека труда, ценности созидательного труда.
Опорный конспект разговора о ценности созидательного труда человека на благо своей страны.
Цель:
- создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;
- способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом;
- развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку
Метапредметные:
П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы
Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность
К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других
Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Займите свои рабочие места. Всем нам хочется учиться, чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны и во всём старательны! Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какое у нас получится занятие.
Работа в группах по 2 чел
II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
- Что такое труд? (работа, занятие, деятельность человека)
- Вспомните пословицы о труде.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Делу - время, потехе - час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд кормит, а лень портит.
- Давайте мы с вами представим русскую армию. Чем солдаты и командиры прославляют русскую армию, Россию? (мужеством, стойкостью, героизмом, сам Наполеон осознал, что русская армия сильная и непобедимая о славе русского солдата и командиров в годы Отечественной войны 1812 г. с французами).
- Легко ли солдатам досталась слава? (нет, нелегко, более 40 тысяч солдат и командиров полегло на поле брани)
- Итак, слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.
Учащиеся, работая в группах, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное» слово.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд!»
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие трудов! ….
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
Ответы учащихся.
- Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А как вы понимаете, что такое труд?
Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
- Ребята, давайте вернемся к нашему стихотворению. Обратите внимание, что в нем, в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах).Но есть еще одно слово но оно также относится к труду. Кто догадался, какое слово я имею в виду?
Ответы учащихся.
- А кто же такие труженики? Тот, кто трудится, работящий человек. Тот, кто отличается трудолюбием.
Ответы учащихся.
- Мы говорили о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться, а сегодня узнали новое понятие, что такое труд, кто такой труженик. т.е. результатом добрых дел, труда человека может стать слава (известность).
III Работа по теме урока.
- Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
- Ваши родители тоже много трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой? Чем им приходится заниматься?
- Какую помощь вы можете им оказать?
- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомним правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе.
Ответы учащихся.
- Работать в группе вы будете по следующему плану:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Распределите вопросы, на которые вы будете отвечать, между собой.
3. Обсудите ответы на вопросы между собой.
- Каждый из вас должен стараться не подвести свою группу, свой коллектив. Ребята, вы будете самостоятельно работать с текстом. Постарайтесь рассказать о своем герое, «человека труда» так, чтобы и другим группам, не читая текст, было все понятно. Другие группы, которые не выступают, должны внимательно слушать и потом оценить работу группы . Подводя итоги, мы должны выбрать, чья группа выступила и рассказала лучше всех, кто лучше всех потрудился.
Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.
IV Физкультминутка
V Продолжение работы по теме.
Отчет групп.
- Итак, каждая группа начинает представлять своего героя «человека труда».
1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»
Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:
1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.
2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?
3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?
4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?
5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:
«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?
Оценивание группы другими группами.
2 группа. Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:
1. В каком году и что обсуждалось на собрании?
2. Как зовут и кем был герой текста?
3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?
4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?
5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?
Оценивание группы другими группами.
3 группа. Карточка №3 с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:
1. Кого называют основоположником космонавтики?
2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?
3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?
4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?
Оценивание группы другими группами.
4 группа. Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:
1. Что доказал ученый?
2. Что красочно и верно описал русский ученый?
3. В чем был твердо убежден Циолковский?
4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?
Оценивание группы другими группами.
VI Подведение итогов урока.
- Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда» и оценивала другую группу. Сегодня мы с вами говорили о достойных гражданах нашей страны, что в 2013 году указом президента была утверждена высшая награда – Герой труда РФ. Ребята, ранее мы с вами говорили о ратном подвиге, а сегодня говорили о трудовом. Повзрослев, вы можете оказаться в любом месте нашей страны. Будем надеяться, что войны не будет, и мы с вами будем нацелены проявить себя в жизни как Герои труда, будем стараться совершить трудовой подвиг, трудиться на благо нашей страны, чтобы быть ее достойными гражданами.
Те, кто хотел бы совершить трудовой подвиг, те люди, о которых мы говорили на уроке для вас стали примером для подражания, и выхотели бы трудиться также на благо Родины.
Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?
Ответы учащихся.
Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, вы можете согласиться с тем, что только «труженикам слава, только им венок в руках»?
Ответы учащихся.
- Ребята, подведем итог тому, о чем мы говорили.
Самоотверженный труд многих наших соотечественников может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Если человек заботится только о своем благополучии, богатстве, не думает о других, его нельзя назвать достойным гражданином своей страны.
VII Рефлексия.
- А какие добрые дела, поступки совершаете? В каких общественно-значимых акциях вы участвуете ежегодно?
- Ребята, каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)
- Какими качествами вы должны обладать, чтобы ваш труд был успешным?
(усердием, добросовестностью, ответственностью, усидчивостью, силой воли, трудолюбием, любознательностью…)
- Обладаете ли вы этими качествами? Почему «да», почему «нет»?
- Итак, ребята, в заключение мне хочется вам пожелать: «Славьте нашу школу добрыми делами и поступками, чтобы вами гордились и мы, учителя, и ваши родители, и ваши друзья и знакомые.
Помните и гордитесь героями нашей страны, которые своим трудом и мужеством подарили мирное небо, счастливое детство, подарили нам жизнь и свободу. Всего всем доброго!»