СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологическая ромашка" для обучающихся 5-7 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие может проводиться в течение учебного года в качестве самостоятельной технологии для освоения соответствующих понятий в ходе изучения темы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по биологии "Экологическая ромашка" для обучающихся 5-7 классов»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Бирюкова Г.С.

Учитель биологии МБОУ СОШ №26,

Мытищи (Московская область)

Аннотация. В статье представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Экологическая ромашка» для обучающихся 5 классов к учебнику «Биология. Введение в биологию». (5 класс Плешаков А.А. Сонин И.И., 2018). Данное мероприятие может проводиться в течение учебного года в качестве самостоятельной технологии для освоения соответствующих понятий в ходе изучения темы.


Ключевые слова: внеклассная деятельность, биология, ФГОС ООО



Согласно проекту Концепции модернизации содержания и технологий преподавания биологии: « Общая цель биологического образования – формирование у обучающихся системы биологических знаний, соответствующих уровню развития биологических наук, умений их получать и преобразовывать; воспитание культуры ценностного отношения к живой природе, к собственному организму » [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в части « Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования » указано, что необходимо формировать у школьников умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение, а также формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение[2].

Краткое описание внеклассного мероприятия по биологии «Экологическая ромашка» для обучающихся 5 классов

Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением животных и одуванчика.

Время проведения мероприятия: 45 минут.

Вид мероприятия: экологическая игра-конкурс.

Применение игровых технологий в ходе процесса обучения весьма актуально, т.к. основной целью использования игр не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной деятельности является развитие интереса у школьников к процессу обучения. Спектр целевых ориентаций применения игровых технологий в географическом образовании разнообразен: от собственно дидактической, социализирующей, развивающей, и до воспитательной функции.

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся.



Задачи:

учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Ход игры:

I.  Приветствие.

II. Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения игры « Экологическая ромашка».                                                                                                  

 1-й  ч т е ц .

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем,

Вдруг понадобится он

Жителю лесному.

  2- й чтец.

Хрупкий домик муравья,

Надо тоже охранять,

Обязательно он должен,

За заборчиком стоять!

3-й  чтец.

Зайчика и ежика –

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

4-й  чтец.

Давайте ребята,

Природу охранять,

О ней не на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Ведущий. 

Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.


природа нас окружила дивной своей красотой,

природа нам подарила воздух степной и лесной,

берег крутой с быстрой рекой,

чистое небо над головой.


Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Чтобы ее сохранить, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить. Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.


Для того чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!

Конкурс 1. «Карточки-задания» [4]
Ведущий: Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
За каждый правильный ответ – 1 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ:

Живая природа

Неживая природа

Мальчик

Солнце

Ягода

Небо

Гриб

Вода

Рыбка

Камни

Заяц

Ливень

Дерево

Почва


Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Собери животное»
[4]
Ведущий: Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать изображение животного, разрезанного на 12 частей. Максимальное количество баллов – 3 балла.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Отгадайте загадки» [3]
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

2.Длиннохвостая она,

Со спины черным - черна

Брюшко белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает стрекот – крик. (Сорока.)

3.Он в шапке красно и пальто

Нос похож не долото.

Столяру древесный ствол

Каждый день и дом и стол. (Дятел.)

4.Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик – чик!» (Воробей.)


8.Я без дома жить могу,

Для детей гнезда не вью.

Не кормлю свою семью.

Всего две буквы знает,

В лесу их повторяет. (Кукушка)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 4. «Расшифруйте криптограмму» [4]
Ведущий: Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Лишнее слово» [5]

Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги


Конкурс 6. «Лекарственное растение»
[5]

Ведущий: Каждая команда получает изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Кто быстрее? За правильно собранный одуванчик и быстроту команда получает 5 баллов


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 7. «Сделайте правильный выбор» [4]
Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.

Зима

Набухают почки

Весна

Листопад

Лето

Прилетают грачи

Осень

Бабье лето


Грибная пора


Сбор клюквы


Уборка зерновых


Сенокос


Птицы вьют гнезда


Рождество


Ледоход


Гололед



Зима

Рождество, гололед

Весна

Набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход

Лето

Сбор клюквы, уборка зерновых, сенокос

Осень

Листопад, бабье лето, грибная пора



Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 8. «Загадки из земли» [3]
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Росли на болоте растения.

Теперь – это топливо и удобрение. (Торф)


2. Он на кухне у мамы помощник

Отличный

Он синим цветком расцветает

От спички. (Газ)


3. В воде родится,

А воды боится. (Соль)


4. Он черный и блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло

От него в домах светло.

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали. (Уголь)


5. Без нее не поедет

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 9. «Расшифруйте словосочетание» [5]
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги

Конкурс 10. «Чей хвост?» [5]
Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ – 1 балла.
1. С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
2. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
3. У неё хвост вместо руля. (Птица.)
4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
5. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
7. У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги.


Объявляется и награждается победитель.


Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!



Список литературы

  1. Проект Концепции модернизации содержания и технологий преподавания биологии [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/prezentaciya-po-koncepcii-modernizacii-biologii-2120276.html

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/

  3. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: Малыш (АСТ), 2018, - 320 с.

  4. Никишов А.И. Биология. 6 класс. Неживая природа. Рабочая тетрадь. - Просвещение, 2018, - 56 с.

  5. Школьный этап олимпиады по биологии за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/5-klass-shkol-nyi-etap-olimpiady-po-biologhii-s-otvietami.html