ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Бирюкова Г.С.
Учитель биологии МБОУ СОШ №26,
Мытищи (Московская область)
Аннотация. В статье представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Экологическая ромашка» для обучающихся 5 классов к учебнику «Биология. Введение в биологию». (5 класс Плешаков А.А. Сонин И.И., 2018). Данное мероприятие может проводиться в течение учебного года в качестве самостоятельной технологии для освоения соответствующих понятий в ходе изучения темы.
Ключевые слова: внеклассная деятельность, биология, ФГОС ООО
Согласно проекту Концепции модернизации содержания и технологий преподавания биологии: « Общая цель биологического образования – формирование у обучающихся системы биологических знаний, соответствующих уровню развития биологических наук, умений их получать и преобразовывать; воспитание культуры ценностного отношения к живой природе, к собственному организму » [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в части « Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования » указано, что необходимо формировать у школьников умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение, а также формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение[2].
Краткое описание внеклассного мероприятия по биологии «Экологическая ромашка» для обучающихся 5 классов
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением животных и одуванчика.
Время проведения мероприятия: 45 минут.
Вид мероприятия: экологическая игра-конкурс.
Применение игровых технологий в ходе процесса обучения весьма актуально, т.к. основной целью использования игр не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной деятельности является развитие интереса у школьников к процессу обучения. Спектр целевых ориентаций применения игровых технологий в географическом образовании разнообразен: от собственно дидактической, социализирующей, развивающей, и до воспитательной функции.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Ход игры:
I. Приветствие.
II. Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения игры « Экологическая ромашка».
1-й ч т е ц .
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем,
Вдруг понадобится он
Жителю лесному.
2- й чтец.
Хрупкий домик муравья,
Надо тоже охранять,
Обязательно он должен,
За заборчиком стоять!
3-й чтец.
Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
4-й чтец.
Давайте ребята,
Природу охранять,
О ней не на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Ведущий.
Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
природа нас окружила дивной своей красотой,
природа нам подарила воздух степной и лесной,
берег крутой с быстрой рекой,
чистое небо над головой.
Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Чтобы ее сохранить, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить. Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова.
Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Карточки-задания» [4]
Ведущий: Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
За каждый правильный ответ – 1 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Ответ:
Живая природа | Неживая природа |
Мальчик | Солнце |
Ягода | Небо |
Гриб | Вода |
Рыбка | Камни |
Заяц | Ливень |
Дерево | Почва |
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Собери животное» [4]
Ведущий: Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать изображение животного, разрезанного на 12 частей. Максимальное количество баллов – 3 балла.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Отгадайте загадки» [3]
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
2.Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна
Брюшко белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрекот – крик. (Сорока.)
3.Он в шапке красно и пальто
Нос похож не долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом и стол. (Дятел.)
4.Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик – чик!» (Воробей.)
8.Я без дома жить могу,
Для детей гнезда не вью.
Не кормлю свою семью.
Всего две буквы знает,
В лесу их повторяет. (Кукушка)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 4. «Расшифруйте криптограмму» [4]
Ведущий: Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5. «Лишнее слово» [5]
Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 6. «Лекарственное растение» [5]
Ведущий: Каждая команда получает изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Кто быстрее? За правильно собранный одуванчик и быстроту команда получает 5 баллов
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 7. «Сделайте правильный выбор» [4]
Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.
Зима | Набухают почки |
Весна | Листопад |
Лето | Прилетают грачи |
Осень | Бабье лето |
| Грибная пора |
| Сбор клюквы |
| Уборка зерновых |
| Сенокос |
| Птицы вьют гнезда |
| Рождество |
| Ледоход |
| Гололед |
Зима | Рождество, гололед |
Весна | Набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход |
Лето | Сбор клюквы, уборка зерновых, сенокос |
Осень | Листопад, бабье лето, грибная пора |
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 8. «Загадки из земли» [3]
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Росли на болоте растения.
Теперь – это топливо и удобрение. (Торф)
2. Он на кухне у мамы помощник
Отличный
Он синим цветком расцветает
От спички. (Газ)
3. В воде родится,
А воды боится. (Соль)
4. Он черный и блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло
От него в домах светло.
Помогает плавить стали
Делать краски и эмали. (Уголь)
5. Без нее не поедет
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 9. «Расшифруйте словосочетание» [5]
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 10. «Чей хвост?» [5]
Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ – 1 балла.
1. С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
2. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
3. У неё хвост вместо руля. (Птица.)
4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
5. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
7. У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги.
Объявляется и награждается победитель.
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!
Список литературы
Проект Концепции модернизации содержания и технологий преподавания биологии [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/prezentaciya-po-koncepcii-modernizacii-biologii-2120276.html
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/
Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: Малыш (АСТ), 2018, - 320 с.
Никишов А.И. Биология. 6 класс. Неживая природа. Рабочая тетрадь. - Просвещение, 2018, - 56 с.
Школьный этап олимпиады по биологии за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/5-klass-shkol-nyi-etap-olimpiady-po-biologhii-s-otvietami.html