Разработка внеклассного мероприятия по физике « Магнитные явления»
Цели:
Обучающая: знакомство с темой «магнитные явления».
Развивающая: способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации; логически излагать свои мысли; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию в учении; культуру умственного труда.
Задачи:
Личностные: создать условия для осознания смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат, волевому усилию, развитию рефлексии, адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Метапредметные: создать условия для овладения универсальными учебными действиями: смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: создать условия для изучения темы «магнитные явления». Знание о природе важнейших физических явление окружающего мира.
Класс: 7
Форма проведения: групповая
Оборудование:
для конкурса: магнит, компас, разные тела (резина, проволока, гвоздь, деревянный брусок).
для занимательных опытов: 2 нитки длинной по 30 см каждая, 2 швейные иголки, прозрачный скотч, чистая сухая стеклянная банка с крышкой, емкостью 1 литр, линейка, маленький плоский магнит, мелкие опилки, магнит, кусок стекла, иголка и стакана воды, круг из картона, булавка, дугообразный магнит, нитка, спички, пробка.
План мероприятия.
I. Орг.момент.
II. Создание команд.
III. Игра.
IV. Награждение.
V. Рефлексия.
Ход мероприятия.
I. Орг.момент.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
А чтобы определить тематику нашего путешествия, мы пригласили сегодня настоящего фокусника и волшебника (в качестве фокусника и волшебника выступает ученик 11 класса).
ученик 11 класса демонстрирует опыт, учащиеся 8 класса пытаются его объяснить и называть его тематику:
Невесомая иголка.
В этом опыте я смогу заставить летать иголки.
Оборудование:
• 2 нитки длинной по 30 см каждая
• 2 швейные иголки
• Прозрачный скотч
• Чистая сухая стеклянная банка с крышкой, емкостью 1 литр.
• Линейка.
• Маленький плоский магнит.
Подготовка
1. Вдеть нитку в одну из иголок и сложи два конца нитки вместе, чтобы иголка оказалась посередине.
2. Связать два конца нитки в узелок.
3. Приклеить связанные концы скотчем ко дну банки. Нужно подобрать такую банку, чтобы при вытянутой нитке кончик иголки не доставал до края банки примерно 2,5 см.
4. Проделать предыдущие три шага со второй иголкой и ниткой.
5. Сделать из кусочка скотча петлю клейкой стороной наружу. Приклееть ее к крышке с внутренней стороны.
6. Приклеить к этому свернутому скотчу плоский магнит и положи крышку на стол.
7. Перевернуть банку кверху дном. Закрыть и завинтить крышку. Магнит должен притягивать иголки.
8. Перевернуть банку крышкой вверх. Иголки все равно должны притягиваться к магниту. Если магнит недостаточно сильный, удлинить нитки настолько, чтобы магнитное поле смогло удержать иголки в вертикальном положении.
9. Отвинтить крышку и положи ее на стол рядом с банкой.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявляем зрителям: "Сейчас я прикажу иголкам подняться кверху и оторваться от дна банки. Я привязал к ним ниточки специально, чтобы они не улетели совсем, когда я произнесу волшебное слово".
2. Провести рукой над банкой и скомандуй иголкам подняться. Они не тронуться с места.
3. Объяснить зрителям: "Наверное это австралийские иголки. Чтобы они работали как надо, нужно перевернуть их вверх ногами".
4. Перевернуть банку дном вверх. Закрутить крышку. Снова произнеси волшебные слова и скомандуй иголкам подняться. Они будут свисать вниз.
5. Объяснить зрителям: "Иголки слушаются меня, потому что в Австралии они были бы как раз нужной стороной вверх".
6. Зрители подумают, что иголки свисают вниз просто из-за силы тяжести, но в этот момент ты должен перевернуть банку обратно крышкой вверх. Иголки останутся в том же положении.
Результат
Иголки натянут нитки и будут словно парить внутри банки.
Почему так произошло? (версии учащихся)
На какую тематику был выполнен фокус? (версии учащихся)
В результате обсуждения приходим к выводу, что опыт был выполнен по теме магнитные явления.
Объяснение фокуса.
В основе этого фокуса лежит явление магнетизма. Магнит, прикрепленный к крышке банки, притягивает металл, из которого сделаны иголки. Только три металла притягиваются магнитом: железо, кобальт и никель. Иголки сделаны в основном из железа.
Магнит, который ты используешь в этом опыте - постоянный магнит, что означает, что он постоянно сохраняет свои магнитные свойства. Однако обычный железный предмет, например, швейная игла, тоже может временно приобрести магнитные свойства, если будет находиться рядом с постоянным магнитом.
II. Создание команд.
Участники игры разбиваются на две команды.
Правила игры следующие:
Для начала дайте название вашей команды. И выберите своего капитана.
Игра проводится в семь туров. Та команда, которая наберет больше всего баллов, станет победителем в этой игре.
Для того чтобы успешно пройти все испытания, вам потребуются все ваши знания по физики. Ваше логическое рассуждения и смекалка, а также знания темы электричества помогут вам выиграть.
Представление жюри. Жюри являются, присутствующие гости данного мероприятия (Приложение 1). Команды – участники рассаживаются на свои места. Итак, начнем.
III. Игра.
Наша игра состоит из 4 конкурсов.
1. Вопрос – ответ..
2. Зарядка для ума.
3. Физическая лаборатория.
4. Осторожно! Магнитные бури!
1. Вопрос – ответ.
Критерий оценки:
ответ мгновенный – 2 балла;
ответ с подсказкой – 1 балл;
нет ответа – 0 баллов.
Определим, какой из команд первой задавать вопрос.
Ответьте на следующую историческую загадку:
Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Пораженный чудесной силой камней пастух принес их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказал пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесенного с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется таинственная.
О каком камне идет речь в предании?
( О магните)
Далее ведущий поочередно задает вопросы командам.
Вопросы:
1. Что называется магнитным полем?
- магнитным полем называется поле, порождаемое движущимися заряженными частицами.
2. Можно ли сделать магнит, у которого был бы только один северный полюс? А только южный полюс?
- невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.
3. Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами?
- да, все его части будут магнитами.
4. Какие вещества могут намагничиваться?
- железо, кобальт и сплавы из этих веществ.
5. Можно ли намагнитить железный гвоздь, стальную отвертку, алюминиевую проволоку, медную катушку, стальной болт?
- железный гвоздь, стальной болт и отвертку из стали можно намагнитить, а вот алюминиевую проволоку и медную катушку нельзя, но если по ним пустить электрический ток, то они будут создавать магнитное поле.
Знаете ли вы?
Самый сильный в мире магнит находится в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (Калифорния, США). Его магнитное поле в 250 000 раз сильнее магнитного поля Земли.
Этот "магнитик" длиной более 7 метров и весом в 35 тонн может генерировать постоянное магнитное поле силой в 45 Тесла (единица измерения магнитного поля). Это в миллион раз мощнее магнитного поля Земли, и в 20 раз мощнее магнитов в медицинском томографе (прибор для сканирования внутренних органов).
Занимательный опыт по магнетизму.
Магнитные картины.
Узоры, образованные мелкими опилками, которые располагаются вдоль силовых линий магнита, можно зафиксировать, даже сделать нечто вроде картин, так что они и в самом деле способны будут украшать внутренность комнаты.
Возьмите кусок стекла нужного для ваших целей размера и нанесите на стекло немного парафина. Дальше стекло надо аккуратно подогреть на утюге или на электроплитке, так чтобы парафин растекся тонким слоем. Можно, конечно, поступить и по-другому: слегка подогреть стекло и промазать его кисточкой с расплавленным парафином.
Теперь надо положить под стекло магнит или несколько магнитов и посыпать через ситечко железные опилки на слой расплавленного парафина. Разумеется, самые сложные и интересные узоры получатся, если магнит будет иметь сложную форму или если вам удастся по-особому расположить несколько мелких магнитов.
Поднимите стекло быстрым движением вверх, затем снова подогрейте его до размягчения парафина. Когда парафин вновь застынет, опилки, "утонув" в нем, сохранят картину магнитного поля. Можно накрыть ее точно таким же куском стекла и окантовать лейкопластырем - получится необычный "эстамп".