СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по истории «Жизнь и борьба в гетто и концлагерях» (9-11 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по холокосту. Тема:"Жизнь и борьба в гетто и концлагерях"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по истории «Жизнь и борьба в гетто и концлагерях» (9-11 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №26» г. Миасс









Внеклассное мероприятие по истории

«Жизнь и борьба в гетто и концлагерях»

(9-11 класс)





Автор: учитель истории и обществознания

Ярушина Татьяна Владимировна

МБОУ «Гимназия № 26», г. Миасс








Миасс 2019

Цель:

  • познакомить с условиями жизни и способами борьбы в гетто и концлагерях;

  • вызвать особенное настроение, которое позволит учащимся понять и прочувствовать ужасы жизни в лагерях и трагичность жизни заключенных

  • воспитывать уважение к народам, погибшим и пострадавшим от гнета германских фашистов.

Задачи:

  1. определить что обозначало слово гетто во время Второй мировой войны;

  2. дать информацию о концлагерях Третьего рейха и их особенностях;

  3. описать условия жизни в лагерях;

  4. информировать о восстаниях в концлагерях.


План внеклассного мероприятия:


1. Гетто и концентрационный лагерь

2. Лагерь смерти «Бухенвальд»

3. Условия жизни в лагерях

4. Восстания узников концлагерей

5. "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."








Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии.

Великая Отечественная война, эта кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся им муки страданий, лишения, горечь и печаль.

Человеческие жертвы Советского Союза являются главной составляющей цены Победы. Однако процесс выявления людских потерь в Великой Отечественной войне имеет сложную историю.

Однако в 1993 году, когда гриф секретности был снят, стала известна похожая на правду, но далеко не полная информация о человеческих жертвах в годы Великой Отечественной войны.

Ход классного часа

Учитель: Знакомо ли вам слово “холокост”?

Вторая мировая война принесла людям всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”- катастрофа – уничтожение евреев.

Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других. Сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о тех, кто стал жертвами Холокоста … Подробно остановимся на теме «Жизнь и борьба в гетто и концлагерях».

Во время Второй мировой войны словом «гетто» стали называть жилые зоны оккупированных территорий, куда немецкие нацисты насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто в основном пытались выполнять требования оккупантов, просто стремясь выжить.

Наиболее крупные гетто находились на территории Польши. Это в первую очередь Варшавское гетто (450 тыс. чел) и Лодзинское гетто (204 тыс. чел.)

На территории СССР крупнейшими гетто были во Львове (100 тысяч человек) и Минское (около 80 тысяч человек).

Естественной реакцией на планы нацистов были акции сопротивления узников гетто.

Пассивными формами сопротивления были любые ненасильственные действия, которые содействовали выживанию евреев. В гетто существовали подпольные школы, профессиональные курсы, проводились культурные и религиозные мероприятия.

Из активных форм сопротивления существовали подготовка организация побегов из гетто, переправка евреев на безопасную территорию нейтральных стран и в партизанские отряды, вооруженные восстания в гетто, диверсии и саботаж на немецких предприятиях.

Обычно восстание в гетто было приурочено к очередной акции уничтожения или депортации в лагеря смерти.

Концентрационный лагерь - место для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима и т. п. В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны, обострения политической борьбы.

В фашистской Германии концентрационные лагеря – инструмент массового государственного террора и геноцида. Несмотря на то, что термин "концентрационный лагерь" использовался применительно ко всем нацистским лагерям, в действительности существовало несколько типов лагерей, и концентрационный лагерь был всего лишь одним из них.

Другие типы лагерей включали в себя трудовые лагеря и лагеря усиленного труда, лагеря уничтожения, транзитные лагеря и лагеря для военнопленных. По мере развития военных событий различия между концентрационными и трудовыми лагерями все больше стирались, так как тяжелый труд использовался также и в концлагерях.

Концентрационные лагеря в фашистской Германии были созданы после прихода гитлеровцев к власти с целью изоляции и репрессирования противников нацистского режима. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан близ Дахау в марте 1933 г.

К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие годы гитлеровская Германия на территории оккупированных ею европейских стран создала гигантскую сеть концентрационные лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.

Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и другими средствами массового истребления людей, крематориями.

Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях.

Вот далеко не полный список лагерей и тех зверств, которые совершались за их колючей проволокой …

Бухенвальд – лагерь близ Веймара. Здесь было уничтожено 56 тыс. заключенных. На воротах – надпись «Каждому - своё».

Дахау – лагерь на окраине г.Дахау. Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. На воротах лагеря смерти Дахау – надпись из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Заксенхаузен – лагерь недалеко от Потсдама. В лагере уничтожено свыше 100 тыс. человек.

Майданек – лагерь близ Люблина (Польша). В 1941-1944 годах в нем было истреблено около 1,5 млн. человек. Немцы называли его лагерем уничтожения.

Освенцим – лагерь на территории Польши. В нем было истреблено свыше 2 млн. человек.

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тысяч детей.

Равенсбрюк – женский лагерь фашистской Германии. Через него прошло 132 тысяч женщин. Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тысяч человек


1 чтец Сколько жить доведётся на свете

Бывшим узникам концлагерей –

Не забыть им ни фабрики смерти,

Ни фашистов, что злее зверей!

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам,

Побывал, прямо скажем, в аду.


2 чтец Вся Земля содрогалась от горя,

Не щадило зверьё и детей!

Пасть чудовищная - крематорий

Что ни день, пожирала людей.

В мире ужасов - пытки, издевки,

На кострах прямо заживо жгут...

-Лучше кожу помойте-ка, девки,

Из неё ведь перчатки пошьют!


1 чтец И душа леденела от страха,

Ужас гетто вовек не избыть!

Сколько брошено жизней на плаху!

Разве ж можно такое забыть?!

И всё ж узники - сильные духом!

И в застенках остались людьми.

Пусть погибшим земля будет пухом,

Тем, кто выжил - поклон до земли!


Учитель: Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно.

Бараки - незамысловатые 3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым.

Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете.

Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода...

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти.

Бухенвальд. Немецко-фашисткий лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками этого лагеря. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тысяч человек. Цель лагерной системы было наибольшее уничтожение количества заключенных путем доведения их до смерти.

В лагере человек терял свое имя и фамилию. Он получал порядковый номер, арестантскую полосатую одежду.

Одним из способов уничтожения узников была система так называемого лагерного питания. Узники не всегда получали даже мизерную порцию пищи. Их постоянно обкрадывали.

Узники работали по 16 часов в сутки. Запрещались любые перерывы.

Смерть витала повсюду, о ней напоминало буквально всё: удушливый дым крематория, выстрелы, пытки и издевательства.

Крематорий – был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключенных, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким образом, в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. В Бухенвальде проводились медицинские опыты. В основном занимались разработкой противотифозной вакцины, при этом использовали людей в качестве подопытных кроликов. Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы. Заключенные проверялись на способность выдерживать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Некоторые убивали заключенных посредством инъекций фенола в сердце. Также проводились и другие эксперименты: опыты по заражению лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом. Экспериментировали и отравляющими веществами. Карл Кох был комендантом лагеря, но особой извращенность выделялась его жена – Ильза Кох. В лагере её боялись больше самого коменданта. Она постоянно наносила удары плетью заключенным, травила на них овчарку, но особенно она интересовалась татуировками на коже заключенных, из которой потом делали разнообразную домашнюю утварь. Был только один надежный способ не попасть ведьме на абажур – изуродовать себе кожу или умереть в газовой камере.

Для неё было удовольствием переписываться с жёнами заключенных и давать им советы, как превратить человеческую кожу в экзотические переплеты книг, абажуры, перчатки или скатерти для стола.

Международный день освобождения узников фашизма отмечается 11 апреля потому, что именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат.

Голод в концлагерях был обдуманной и преднамеренной политикой немцев. Поиски еды становились почти единственной целью заключенного, определяя все его действия в течение суток. Крайне истощенный от голода, похожий на скелет, человек становился апатичным и равнодушным ко всему окружающему, в том числе к самому себе.

Пища самого низкого качества выдавалась заключенным в мизерных количествах. В результате истощалась мускульная ткань, а также ослаблялся скелет, поскольку кости теряли кальций. Когда в организме больше не остается белка, человек находится на грани смерти.

Условия жизни в лагерях.

Следующая группа учащихся должна была изучить документальные материалы по предложенной теме и представить нам информацию об условиях жизни в лагерях и гетто.

Ученики зачитывают отрывки.

В лагере наказание было само собой разумеющимся и естественным делом. Наказывали за любой поступок... В большинстве случаев наказывали побоями, словно мы были непокорными псами, не поддающимися дрессировке…«Борьба женщин» (отрывок)

Спали мы на полу, около 90 женщин в одной комнате. Пол был из досок, каждой из нас было выделено по две доски. Расчет был сделан совершенно точно. Невозможно было лежать на спине или на животе, только на боку«Борьба женщин» (отрывок)

В блоке темно и мрачно, в воздухе стоит запах плесени. После яркого дневного света нам приходится напрягать зрение, чтобы различить, что там внутри. Мы замечаем, что блок разделен на четыре части, которые называются штубами: два штуба слева от входной двери и два справа от нее. Между штубами имеется проход, в котором стоит стол, скамьи и небольшая чугунная печка.. Тадеуш Штабхольц. «Семь кругов ада» (отрывок)

Уже в первый день нашего пребывания в лагере нам стало ясно, что придется голодать, и сознание того, что нас ожидает, психологически усиливало чувство голода. Голод довел нас до того, что мы уже не в силах были справиться с грызущим чувством, разъедавшим наши внутренности. Это страшное чувство голода и порождало в нас тот главный ужас - ужас голодной смерти, который невозможно описать словами... Я, кажется, способна была тогда проглотить густую жижу из нечистот, проглотить мгновенно, не моргнув и глазом. Помню, однажды нам выдали жидкую похлебку белесоватого оттенка. Я могла бы поклясться, что она замешена на гипсе. И действительно, у похлебки был вкус гипса. И я ее съела. И съела бы еще больше, если бы мне только дали. «Борьба женщин» (отрывок)

С коричневыми деревянными мисками в руках, выданными нам по прибытии в лагерь, мы выстроились в очередь перед блоком, из которого валил пар. Каждый получил около пол-литра порции жижи; тот, кто просил добавки, получал побои. Жидкость эта, или так называемый «суп», содержала странного вида зелень, похожую на листья или на траву. Арестанты рассказывали, что в похлебке этой не вываривают настоящие овощи, а бросают в нее гнилые листья и стебли от овощей. За неимением ложек мы вынуждены были выпить эту травяную смесь. Мы были голодны - с утра не имели и крошки во рту, -и похлебка была уничтожена мгновенно. Бени Вирцберг. «Долина смерти» (отрывок)

Мы работали по 12 часов в день. Капо, поставленные начальниками над группой заключенных, отличались особой жестокостью. Каждый вечер кто-нибудь из нас получал по 25 палочных ударов из-за «плохого отношения к работе». Пищевой паек тут был мал. Евреев среди нас было немного. Мыться нам почти не давали. Грязная одежда менялась на чистую только раз в два месяца. Экштейн. «Маутхаузен» (отрывки)


Учитель: Восстания узников концлагерей были редкими, так как условия содержания были самые тяжёлые и возможности добыть оружие почти не было. Единственное успешное за всю историю войны восстание в лагере смерти произошло на территории оккупированной Польши — в Собиборе.

Восстание в Варшавском гетто послужило сигналом к восстанию пленных в других гетто и лагерях смерти. Многие восставшие понимали, что не имеют шансов против значительно превосходящих их по численности нацистов, однако предпочитали умереть с оружием в руках.

14 ОКТЯБРЯ 1943 г.
ВОССТАНИЕ В СОБИБОРЕ В начале 1943 г. депортации в Собибор приостанавливаются, и пленные начинают подозревать, что их вскоре уничтожат, а лагерь ликвидируют. В это время они формируют подпольную группу, планируя восстание и массовый побег из лагеря. 14 октября 1943 г. пленные поднимают восстание и, не привлекая всеобщего внимания, убивают часть немецких и украинских охранников. Охранники открывают огонь и не пускают пленных к главному выходу, вынуждая бежать через минное поле. Приблизительно 300 человекам удается бежать; примерно 100 пойманы и расстреляны. После восстания Собибор закрывают и ликвидируют. В общей сложности в Собиборе было уничтожено 167 000 человек.

2 АВГУСТА 1943 г. ВОССТАНИЕ В ТРЕБЛИНКЕ

После того как в мае 1943 г. последние депортированные в Треблинку евреи были уничтожены в газовых камерах, в лагере осталось около 1 000 еврейских пленников. Понимая, что им вскоре тоже предстоит умереть, они задумывают восстание. 2 августа вооруженные лопатами, кирками и немногочисленным оружием, украденным из арсенала, они поджигают часть лагеря и прорываются сквозь забор из колючей проволоки. Около 300 пленных сумели сбежать, и примерно трети из них удалось скрыться от искавших их немцев.

17 ЯНВАРЯ 1945 г. ХЕЛМНО

В ночь, когда к лагерю смерти Хелмно приближается Советская армия, гитлеровцы решают оставить лагерь. Перед уходом они убивают оставшихся в живых пленных евреев. Некоторым пленным удается оказать сопротивление и осуществить побег. Трое пленных выживают. В Хелмно было уничтожено не менее 152 000 человек.

Нелегкая доля выпала на участь узников лагерей смерти. Многие бывшие заключенные стараются не вспоминать ту жизнь. Но это была не единственная проблема людей вернувшихся из лагерей. Казалось, после освобождения они должны были начать новую счастливую жизнь. Но по возращению на Родину их жизнь мало, чем отличалась от жизни в концлагерях. Правительство СССР посчитало этих несчастных неблагонадёжными. Проводились бесчисленные фильтрации, практически всех ссылали в лагеря особого назначения. Но в чем же были виноваты эти люди? Они же никого не предавали. На их месте мог оказаться любой. Сейчас узников концлагерей осталось немного, надо подумать о том, сколько они пережили за свою жизнь.

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Кровавый и нечеловеческий период Холокоста в мировой истории и истории России, занимает важное место. И каждый из нас должен это помнить. Помнить о жертвах Холокоста, которые умирали мученической смертью. Помнить горе, которое пережили люди, вернувшиеся из лагерей-смерти.

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше сил требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

Закончить наше мероприятие хотелось бы словами И. Бауэра

"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."
























Источники:

  1. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001

  2. Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста». Под ред. А.Л. Семенова и Н.И. Яковлевой. М., 2009

  3. Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва.в 8 томах - 2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8

  4. https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/wondergirls/232673-holocaust

  5. https://jhist.org/shoa/massuah04.htm

  6. Чтобы помнили. Лагерь ужасов Бухенвальд / http://russiahousenews.info/world-war-2-victory/kontslager-buchenwald













10