СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по химии «Страницы жизненного пути ученого. 185 лет со дня рождения Д. И. Менделеева»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Д.И.Менделеева; раскрыть многогранность личности Менделеева, огромный круг его интересов, талант и широту научных исследований в познании окружающего мира. Реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии «Страницы жизненного пути ученого. 185 лет со дня рождения Д. И. Менделеева»»

Внеклассное мероприятие по химии

«Страницы жизненного пути ученого. 185 лет со дня рождения Д.И.Менделеева»


«Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя,

а если при труде успеха не будет,

будет неудача – не беда, пробуйте еще». 

(Д.И.Менделеев)


Цели:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Д.И.Менделеева; раскрыть многогранность личности Менделеева, огромный круг его интересов, талант и широту научных исследований в познании окружающего мира.

  • Реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению.

  • Использовать интеграцию литературы, науки и искусства для эстетического, нравственного и духовного воспитания учащихся, активизация их познавательной деятельности.

  • Приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.

  • Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с жизнью и научной деятельность, увлеченностью различными видами искусства Д.И. Менделеева,

  • подчеркнуть значение работ ученого в становлении и развитии химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д.

развивающие:

  • развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT И т.д., совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении демонстрационных опытов,

воспитательные:

  • развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки, развивать любовь к химии и научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • страницы журнала,

  • портрет Д.И. Менделеева

  • высказывание Д.И. Менделеева “Первое и главное в жизни – труд для других…”

  • компьютер для презентации

  • выставка докладов и сообщений, информации в электронном виде, журналов посвященная Д. И. Менделееву

  • творческие работы учащихся

Мероприятие состоит из этапов:

    1. Выступление с докладами о жизни и деятельности ученого

    2. Викторина

    3. «Ты мне – я тебе» (вопросы, связанные с периодической таблицей)

    4. Творческое задание


1-я страница Краткий жизненный путь ученого

1-й докладчик

Д. И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года в глухом сибирском городе Тобольске. У Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых было 17 детей. В год рождения Дмитрия его отец ослеп и вышел в отставку, матери в то время было 41 год. Семья жила на небольшую пенсию, бедствовала и переселилась в деревню Аремзянку, где находилась небольшая стекольная фабрика. Первые пять лет детства Менделеева прошли в Аремзянке. Заводом управляла умная, энергичная матушка. “Там на стеклянном заводе, управляемом моею матушкою, получились первые мои впечатления от природы, от людей и от промышленных дел,”- писал позднее Менделеев. На этом заводе маленький Дмитрий впервые ознакомился с химическими и технологическими процессами.

Через несколько лет удачная операция в Москве возвратила зрение отцу. В Тобольске семья Менделеевых возвратилась в связи с необходимостью подготовки в гимназию младших детей – Павла и Дмитрия.



2-й докладчик

В детстве особое влияние на Дмитрия оказала мать. Она сумела привить своим детям оптимизм, умение преодолевать жизненные препятствия, любовь к труду. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в “учителя”, причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, т.к. удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы.

В доме Менделеевых царила трудовая и доброжелательная обстановка. В Тобольской гимназии он получил начальное образование. Сначала учился посредственно, в старших классах заинтересовался физикой, математикой, историей, географией, законоведением. Среди учителей выделялся преподаватель русской литературы и словесности, известный русский поэт Петр Павлович Ершов.Он оказал несомненное влияние на духовное воспитание Дмитрия.

В 1847 году умер отец, вскоре умерла старшая сестра, другие братья и сестры разъехались, семья распалась.

3-й докладчик

14 июля 1849 года Дмитрий получил аттестат, в котором были две удовлетворительные оценки. Заметив большие способности своего младшего сына Дмитрия, мать выехала из Тобольска в Москву, навсегда оставив родину – Сибирь, для того, чтобы дать ему возможность получить высшее образование. Мария Дмитриевна хотела определить сына в Московский Университет. Так как Тобольская гимназия относилась к Казанскому учебному округу. Мария Дмитриевна надеялась на помощь своего брата Василия Дмитриевича Корнильева. Менделеевы поселились у Василия Дмитриевича, который был управляющим у князей Трубецких. В доме собиралась московская литературная и научная интеллигенция. Он был лично знаком с А.С. Пушкиным.

Менделеевы прожили в Москве зиму 1849\50 г.г. Несмотря на хлопоты дяди и его друзей, получить разрешение на поступление Дмитрия в Московский университет не удалось. Мария Дмитриевна отклонила предложение брата определить Дмитрия на службу в канцелярию Московского губернатора. Она была непреклонна в своем решении; дать высшее образование своему последнему сыну. Мать привезла сына в Петербург. Здесь в университете работал друг ее мужа, профессор математики Чижов. Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как сыну учителя, поступить в главный педагогический институт в не приемный год. Обучение в ГПИ 4 года, Дмитрию предложили выбрать 3 или 5 лет обучения. Он выбрал 5 лет. Вскоре после переезда в Петербург умерла мать, сам Дмитрий много болел. Дмитрий Иванович окончил институт с золотой медалью.

4-й докладчик

Вся сознательная жизнь Д.И. Менделеева прошла в Петербурге в постоянном труде, работая в университете, а с 1890 года – в Главной палате мер и весов.

Последние часы жизни Дмитрия Ивановича. Со слов его сестры Марии Ивановны Поповой, которая приехала его навестить, узнав о его болезни. Она рассказывала: “Он сидит у себя в кабинете бледный, страшный. Перо в руке.

Ну что, Митенька, хвораешь? Лег бы ты”, - сказала она.

Ничего, ничего …

А перо в руке.

Она зашла потом к нему еще раз и опять видит: еда сидит, и перо в руке.”

Это перо- точно ружье у солдата, смертельно раненого, но остающегося на своем посту до смены.

К вечеру жена Дмитрия Ивановича едва уговорила его лечь на диван сначала, а потом в постель, с которой он уже не встал. Скончался от паралича сердца. Он дышал сначала очень тяжело, а потом все реже и тише, и в 5 часов его не стало.



Страница 2. Научная деятельность Д.И. Менделеева.



«Посев научный взойдет для жатвы народной» - 

таков был девиз всей деятельности ученого.



1-й докладчик

В научной деятельности ученый видел, по его словам, свою «первую службу Родине». Круг интересов Д.И. Менделеева был весьма разнообразен. И какой бы проблемой в области науки или практики он ни занимался – всюду находил новые, оригинальные решения сложных задач.

Основные труды, по свидетельству самого Д.И. Менделеева, составили ему известность ученого: изучение упругости газов; понимание растворов как ассоциаций; периодический закон; книга «Основы химии».


Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И внешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Открытие Д.И. Менделеевым в 1869 году Периодического закона и создание периодической системы химических элементов принесло ему всемирную славу и признание многих ученый мира; это явилось величайшим достижением его творческой деятельности. Политический деятель XIX в. Ф. Энгельс назвал открытие Д.И. Менделеевым периодического закона и предсказание на его основе неизвестных элементов «научным подвигом».

Д.И. Менделеев был глубоко убежден, что должна существовать естественная связь между всеми химическими элементами, как сходными по свойствам, так и несходными. Целью его поисков было найти закономерность, которая объединяла бы все элементы в единую систему. В качестве основы для систематизации химических элементов ученый выбрал атомный вес (относительную атомную массу) элементов, считая, что атомный вес (относительная атомная масса) является главной характеристикой химического элемента. Д.И. Менделеев пришел к открытию периодического закона в результате сопоставления свойств и относительных атомных масс элементов разных естественных групп. В то время было известно шесть таких групп (щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, группа кислорода, группа азота, группа углерода). Ученый располагал естественные группы так, чтобы элементы каждой из двух соседних групп имели близкие значения относительных атомных масс. В результате им была оформлена таблица. Д.И.Менделеев дополнял и достраивал первоначальную таблицу и включил в нее все известные в то время 63 элемента. Кроме того, он выявил закономерности, которые прослеживаются по всему ряду всех элементов, расположенных в порядке возрастания их атомных весов (относительных атомных масс). По мере возрастания атомного веса (относительной атомной массы) элементы сначала имеют всё новые изменчивые свойства, а потом эти свойства вновь повторяются в новом периоде и в той же последовательности, как и в предшествовавшем ряде. На основе этого Д.И. Менделеев сформулировал закон периодичности, что свойства элементов, а потому свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от их атомного веса (относительной атомной массы).

2-й докладчик

Ученый был абсолютно уверен в правильности закона и без опасения использовал его. Обобщая свою работу, Менделеев сказал: «Будущее периодического закона не грозит разрушением, а только надстройку обещает». Об одном из таких фактов его биографии интересно рассказано в книге Е. Ефимовского «След колесницы»:

Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл, 
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.

3 докладчик

На основе периодического закона Д.И.Менделеева стало возможным:

  • уточнить относительную атомную массу некоторых элементов, например бериллия, осмия, урана (впоследствии экспериментальные исследования подтвердили правильность мнения ученого);

  • при построении периодической таблицы Д.И.Менделеев оставил многие клетки свободными для элементов, которые пока неизвестны; а для некоторых из них подробно описал свойства (германий, скандий, галлий);

  • изучать строения атома;

  • получать вещества с заданными свойствами, открывать ранее неизвестные и синтезировать новые химические элементы;

  • строить гипотезы о рождении и превращении химических элементов во вселенной, в недрах Солнца и звезд.

4-й докладчик

Менделеев привел в систему разрозненные сведения об изоморфизме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии; изучал воздухоплавание, метеорологию, измерение температуры верхних слоев атмосферы. Будучи управляющим Главной палаты мер и весов, совершенствовал технику измерений, уделял большое внимание изготовлению и сверке эталонов массы и длины, много сделал для развития науки об измерениях - метрологии (ныне НИИ метрологии имени Д.И.Менделеева). Д.И. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал технологию изготовления бездымного пороха. Научное наследие Д.И. Менделеева: общее число научных работ – 431, в том числе химических – 40, физико-химических – 106, физических – 99, экономических – 36, геодезических – 22, проблемам народонаселения, воспитания и другим темам – 29.


3-я страница

Педагогическая деятельность

Вторая служба ученого – педагогическая деятельность. Выдающимся трудом ученого является учебник «Основы химии», который выдержал 13 изданий (при жизни автора 8 изданий) и не раз переводился на иностранные языки. Научное и педагогическое наследие Д.И. Менделеева огромно – полное собрание сочинений составляет 25 томов. Это настоящая энциклопедия химических знаний. Д.И. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», - писал ученый на склоне лет. За выдающиеся заслуги в науке Д.И.Менделеев был избран почетным членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и почетным членом многочисленных научных обществ (более 70). Д.И.Менделеев – один из инициаторов создания Русского химического общества (ныне – Российское химическое общество имени Д.И.Менделеева).



Страница 4. Вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства.


Многогранной и полезной была «третья служба Родине» - на ниве промышленности и сельского хозяйства. Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, заботившимся о развитии и будущем России. В своем имении Боблово он ставил «опыты по разведению хлебов». Детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию. Он постоянно вникал в насущные нужды промышленности, посещал фабрики и заводы, рудники и шахты. Авторитет Менделеева был настолько высок, что его постоянно приглашали экспертом для решения сложных экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «К познанию России», в которой наметил обширную программу развития производительных сил страны.

Страница 5.

Д.И. Менделеев – общественный деятель.

Д.И. Менделеев был страстным борцом за развитие народного образования, сторонником женского равноправия. Как прогрессивный общественный деятель Д.И. Менделеев часто оказывался в оппозиции чиновников царского правительства. В 1880 г он выдвигался в академики Петербургской академии наук, но был забаллотирован из-за своих прогрессивных взглядов. Отклонение кандидатуры ученого вызвало резкий протест общественности. Во время студенческих волнений Д.И. Менделеев пытался заступиться за студентов перед царским министром просвещения и в знак протеста против притеснения студенчества ушел в отставку из Петербургского университета, в котором он проработал 33 года.

Д.И. Менделеев был человеком разносторонних интересов. Он глубоко интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов; любил заниматься ручным трудом: клеил шкатулки, переплетал книги.



Страница 6.

Признание ученого.

В честь Д.И.Менделеева в нашей стране в 1962 г. утверждена золотая медаль – она присуждается за выдающиеся работы по химии. Его именем названы минерал, кратер на Луне, подводный горный хребет, город Менделеевск в Татарстане, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские институты, общества. Памятники ученому установлены в городе Тобольске и в Санкт-Петербурге около Института метрологии.

В 1955 г. американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название «менделевий» (Мd) – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.

Одновременно портрет Д.И. Менделеева писали два известных художника – И.Е. Репин и Н.А. Ярошенко (изображен в мантии доктора Эдинбургского университета); портреты находятся сейчас в Третьяковской галерее.



Страница 7.

Родословная Д.И.Менделеева

Семья Менделеевых была многочисленной. Дмитрий был семнадцатым ребенком. Отец – Иван Павлович Менделеев был директором городской гимназии. Мать – Мария Дмитриевна – происходила из старинной купеческой семьи. Она управляла небольшой стеклянной фабрикой. Как бы ни был Менделеев погружен в свою многообразную деятельность, он всегда находил время для детей. Они составляли главное для него «богатство». У Д.И. Менделеева было шестеро детей. По-разному сложились их судьбы. Двое – от первого брака (с Феозвой Никитичной Лещевой) – Владимир (1865-1898; морской офицер и талантливый инженер) и Ольга (1868-1950; написала книгу воспоминаний «Менделеев и его семья»), четверо – от второго (с Анной Ивановной Поповой) – Любовь (1882-1939; осталась в памяти поколений прежде всего как жена поэта Александра Блока, актриса), Иван (1883-1936; работал в Главной палате мер и весов, заведовал лабораторией низких температур), близнецы Василий (1886-1922; конструктор) и Мария (1886-1952; заведующая Музеем-архивом Д.И.Менделеева при Петербургском университете). В доме Д.И. Менделеева традиционно проходили литературно-художественные «среды» и научные «пятницы». Дмитрий Иванович был интересным человеком. Он любил розыгрыши, любил удивлять людей. На «пятницах» очень часто выступал в роли фокусника – показывал эффектные химические опыты.



Второй этап

Викторина

«Страницы биографии Д.И.Менделеева»

1. Кто из русских ученых известен как основоположник Периодического закона?

а) К.А.Тимирязев;
б) В.И.Вернадский;
в) Д.И.Менделеев.

2.Где и когда родился Д.И.Менделеев?

А)В 1833г. в Москве;

Б)В1832 г.в Тюмени ;

В)В 1834 г.в Тобольске

3.Какую должность занимал отец Д.И.Менделеева?

А) Директора гимназий и училищ Тобольской губернии;

Б)Профессора Московского университета;

В)Директора гимназии в Тобольске .

4.В каком году Д.И.Менделеев поступил в 1-й класс гимназии ?

А)В 1840г

Б)В 1841г

В)В 1842г

5.В каком году Д.И.Менделеев закончил гимназию ?

А)В 1849 г.;

Б)В 1848г.;

В)В 1850г.;

6.На каком факультете учился Д.И.Менделеев в педагогическом институте ?

А)На физико –математическом ;

Б)На химическом;

В)На географическом;

7.Насколько успешно Д.И.Менделеев окончил педагогический институт?

А)С почётной грамотой ;

Б)С золотой медалью;

В)С серебряной медалью;

8. В какой город после окончания института Менделеева направили учителем гимназии?

а) Симферополь;
б) Одессу;
в) Париж.

9. Кто сказал, что Менделеев – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»?

а) В.В.Маяковский;
б) А.Н.Бекетов;
в) А.А.Блок.

10. Любимые животные Менделеева:

а) слон;
б) кошка, собака;
в) лев, кит.

11. Назовите любимую пищу Менделеева:

а) гречневая каша, ячневая каша, отварной рис с красным вином, поджаренные на подсолнечном масле лепешки из вареного риса или геркулеса;
б) пельмени, оладьи;
в) шашлыки, блины.

12. Что любил делать Менделеев в часы отдыха?

а) Рисовать;
б) клеить;
в) петь.

13.Как называлась тема первой магистерской диссертации Д.И.Менделеева ?

А) «Удельные объёмы» ;

Б) «Электролитическая диссоциация»;

В) «Окислительно-восстановительные реакции»;

14. Как называлась тема второй магистерской диссертации Д.И.Менделеева ?

А) «Об окислении органических соединений » ;

Б) «Строение кремнезёмистых соединений»;

В) «Химический состав нефти»;

15.В каком году и на сколько лет Д.И.Менделеев отправился в заграничную командировку?

А)В 1859 году , на два года

Б) В 1858 году , на три года

В)В 1860 году, на один год

16.Кто был учителем химии Д.И.Менделеева в университете?

А)Ломоносов М.В.

Б)Ленц Э.Х.

В)А.А. Воскресенский

17.Когда был сделан первый набросок Периодической системы Д.И. Менделеевым ?

А)1 марта 1869 г.;

Б)1 марта 1868 г.;

В)1 марта 1867 г.;

18.Как называлась тема докторской диссертации Д.И.Менделеева ?

А) «О соединении спирта с водой»

Б) « Изучение свойств элементов»

В) « Состав и свойства нефти»

19.За какую книгу Д.И.Менделеев получил Демидовскую премию ?

А) «Производство муки, хлеба и крахмала».

Б) «Органическая химия»

В) « Сахарное производство»

20.Кто автор портрета Менделеева в мантии почётного доктора права Эдинбургского университета

А)И.И.Шишкин

Б)К.П.Брюллов

В)И.Е.Репин , Н.А.Ярошенко



Третий этап «Ты мне – я тебе»

посвящен Периодической системе элементов


Вопросы 1 команде.

1. Мельчайшая химически неделимая частица...
(Атом.)
2. Положительно заряженная частица в атоме...
(Протон.)
3. Назовите лишний оксид в ряду: оксид кальция, оксид калия, оксид углерода, оксид магния. 
(Оксид углерода.)
4. Напишите формулу оксида элемента № 11.
(Na2О.)
5. Напишите формулу водородного соединения элемента № 6.
(CH4.)
6. Закончите формулировку периодического закона 1869 г.: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от... 
(Атомного веса.)
7. Назовите число протонов у элемента № 13.
(13.)
8. Назовите число электронов у элемента № 15.
(15.)


Вопросы 2 команде.

1.Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются...
(Изотопы.)
2. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это... 
(Молекула.)
4. Отрицательно заряженная частица в атоме называется...
(Электрон.)
5. Закончите современную формулировку периодического закона: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от...
аряда ядра.)
6. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – К или Мg?
(Калий.)
7. Напишите формулу оксида франция.
(Fr2O.)
8. Назовите число электронов у элемента алюминия.
(13.)



Четвертый этап

Творческое задание

По два участника с каждой команды записывают на доске химические элементы своей категории.

Какие химические элементы названы: А) в честь ученых; Б) в память успехов астрономии; В) в честь городов; Г) в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов.



В честь городов:

№ 12 – магний (Магнезия -- город в Греции);

№ 39 - иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма);

№ 67 - гольмий (Стокгольм —

№ 71 – лютеций (Лютеция — древнее название Парижа);

№ 72 – гафний (Гафния - древнее название столицы Дании —Копенгагена);

№ 97 – берклий (город Беркли, Калифорния, США);

№ 104 - дубний (город Дубна, Россия).



В честь стран и континентов:

№ 31 - галлий (Галлия — Франция);

№ 32 - германий (Германия);

№ 44 - рутений (лат. Ruthtnia — Россия);

№ 63 - европий (Европа);

№ 69 – туллий (Туле - полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав­скому полуострову);

№ 84 - полоний (лат. Polonia — Польша);

№ 87 - франций (Франция);

№ 95 - америций (Америка);

№ 98 - калифорний (название штата в США — Калифор­ния).

В память успехов астрономии:

№ 2 — гелий (Гелиос — солнце);

№ 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут­ник Сатурна);

№ 34 — селен (греч. Selena — луна) ;

№ 46 - палладий (планета Паллада);

№ 52 — теллур (лат. tellus — земля);

№ 58 — церий (малая планета Церера)

№ 92 - уран (планета Уран);

№ 93 — нептуний (планета Нептун);

№ 94 — плутоний (планета Плутон).



В честь ученых:

№64 гадолиний (финский химик Ю Гадолин)

№96 кюрий (Мари и Пьер Кюри)

№99 энштейний (А.Энштейн, теория относительности)

№100 фермий (Энрико Ферми, один из создателей ядерной бомбы)

№101 менделевий (Д.И.Менделеева)

№102 нобелий (А.Нобель)

№103 лоуренсий (изобретатель циклотрона Э.Лоуренс)

№ 106 резерфордий (Эрнст Резерфорд);

№107 борий (Нильс Бор)

№109 мейтнерий (нем. уч. в области радиохимии Лизе Мейтнер)





В завершении мероприятия….

8-я страница

Заветы Менделеева

Читает текст

“Первое и главное в жизни- труд для других ..

Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное размеренное делание того, что надо для других и для себя.

Труд всякий, если не про себя одного, самый скромный.

Самый невидимый – осветит жизнь

Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Учение себе, плод учения – другим. Другого смысла в учении нет, иначе его не надо была… А если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.

Преподаватель: Первые строчки письма –“Первое и главное в жизни – труд для других” - девиз к нашему устному журналу. Ученый через много лет как бы обращается к вам, чтобы помочь правильно выбрать жизненный путь, успех которого основан на таких качествах – как трудолюбие, терпение, любознательность. Когда Дмитрию Ивановичу говорили, что он гений, то он отвечал “99% потения и 1% гения”. Этим он подчеркивал, что главное в человеке труд. Надеюсь, что все услышанное сегодня произведет на вас самые хорошие впечатления, жизненный путь ученого станет примером для многих из вас, качества характера ученого примените уже скоро: сначала при подготовке домашнего задания, потом подготовке к выпускным экзаменам, поступлении в другие учебные заведения и пронесете через дальнейшую свою жизнь.

В ходе подготовки этого мероприятия и сегодня многие из вас, ребята, тоже хорошо потрудились, я благодарю всех вас за это



Заключение.

… И каждый знак её взлелеяв,
Суровым гением своим
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им …
                       

Да, талант Менделеева многогранен. Одно слово – ГЕНИЙ… Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений …» Нет, всё-таки гений! Нашей стране нужны свои Менделеевы – великие, способные двинуть её вперед такими же гигантскими шагами, как это сделал в свое время Менделеев.