Внеклассное мероприятие по литературе «А.П. Чехов».
Цель: Вовлечь учащихся во внеклассное мероприятие, пробуждающее интерес к творчеству А.П.Чехова;
Задачи: Расширить их знания о личности писателя, его творчестве; Воспитывать чеховскую доброту, порядочность, любовь и уважение к человеку, умение смеяться по – доброму.
Ведущий:
— Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести праздник, посвященный творчеству Чехова-юмориста «Смех сквозь слезы».
Наша встреча совпала с днем рождения великого писателя.
Ученик:
— А.П.Чехов родился 17 января 1860 года в южном городке Таганроге, на берегу Азовского моря, там же прошли и детские годы Антоши. А детство его было трудным. Отец, Павел Егорович , мелкий купец, держал в городе бакалейную лавку. По натуре суровый и жесткий человек, он считал, что пятеро его сыновей должны связать судьбу с торговым делом. В доме царили строгие нравы: запрещалось бегать, шалить, играть с товарищами – пустая забава. За малейшую провинность или оплошность отец мог высечь. По приказанию отца, Антон должен был в лавке проводить целые часы: обслуживать покупателей, следить, чтобы служившие здесь мальчики Андрюша и Гаврюша не воровали товар. Частенько здесь приходилось даже выполнять домашние задания.
Ученик:
Самое неприятное, что в осенне-зимний период в лавке было очень холодно, поэтому мальчики ежились. Постукивали нога об ногу, а холод добирался до самого сердца. На всю жизнь запомнив эти ощущения Антон Павлович отразил их в рассказе «Мороз».
«Морозы были жестокие, злющие… Спервоначалу задаешь дрожака, как в лихорадке, жмешься и прыгаешь, потом начинают у тебя уши, пальцы и ноги болеть. Болят, словно их кто клещами жмет… Беда, когда все тело стынет, ноги сводит, грудь давит, живот стягивает, главное, в сердце такая боль, что хуже и быть не может. Болит сердце, мочи нет терпеть, а во всем теле тоска…»
Ученик: — Существовало и еще одно ненавистное Антону дело: Отец заставлял сыновей петь в церковном хоре, а у Антона было «плоховато» со слухом и «жиденьким» голосом. Отец был аккуратен, требователен, строг, что касалось церковных служб. В православные праздники дети пели в утреню, поэтому приходилось вставать в 2 – 3 часа ночи и, невзирая на погоду, идти в церковь. Вспоминая о своих детских годах, Чехов не раз повторял грустную фразу: «В детстве у меня не было детства». Нужно отметить, что вся семья Чеховых была очень талантливой. Брат Александр стал писателем, Николай- художником, Михаил – способным литератором, Иван – выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными способностями художника. Антон Павлович говорил: «Талант у нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
Ученик:
- В 16 лет Чехов остается в Таганроге один: отец, разорившись, перевозит семью в Москву, Антон рано ощутил себя взрослым, самостоятельным, серьезным, ведь надо было выживать самому, зарабатывать на учебу, помогать семье, поэтому он занимался репетиторством, подтягивал в учебу слабых учеников. Казусы, какие могли быть у таких «учителей» он описал в рассказе «Репетитор».
Ученик:
- В 19 лет Антон Чехов приехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он продолжает решать финансовые проблемы семьи: платил за свою учебу, оплачивал учебу сестры и брата в гимназии. Ему пришлось трудиться по ночам, , это средств, ни ,отказывать себе во многом, продолжать репетиторствовать и сочинять юмористические рассказы. Антон Павлович очень хорошо учился в университете и стал хорошим врачом. Уже будучи известным писателем он не оставлял медицину. Одно время он даже жил в деревне.
К настоящему врачу, да еще столичному, крестьяне шли вереницей,зная, что Чехов никому не откажет, хотя он не был практикующим врачом. А было и такое: когда Чеховы жили в своем доме в Мелехове, началась эпидемия холеры и Антон Павлович взялся заведовать холерным участком, разумеется, бесплатно. В этот участок входило 25 деревень и сел. Не было ни лекарств, ни средств, ни грамотных помощников. В это время Чехов, как говорил его брат Михаил, «не вылезал из тарантаса почти несколько месяцев». Кроме того, принимал больных на дому и занимался литературой.
Ученик:
- Талант Чехова пробудился рано. По натуре веселый, жизнерадостный, он мгновенно замечал в человеке то, что безобидно могло рассмешить других. Как правило, это были какие-либо жизненные ситуации, человеческие просчеты, элементарные случайности. За пять студенческих лет Чехов написал свыше четырехсот смешных рассказов, которые публиковал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель».
Ученик:
- Когда Чехов учился в гимназии, Закон Божий вел протоиерей Федор Покровский, вызывавший симпатии гимназистов тем, что на своих уроках иногда рассказывал о литературе: Пушкине, Гете, Шекспире. Была у него еще одна странность: придумывал смешные прозвища ученикам. Когда вызывал Чехова, по слогам произносил: «Че-хон-те», что было созвучным настоящей фамилии писателя. Молодой Чехов подписывал свои ранние произведения этим псевдонимом. Были и другие: Антоша Ч., Ч…просто Антоша, Человек Без Селезенки, брат моего брата, и др.
Ведущий:
- Когда Чехову исполнилось 30 лет, он неожиданно для всех отправился в путешествие на остров Сахалин, самое страшное место России, где отбывали свой срок каторжане, которым запрещалось возвращаться на континент. Уже сама поездка туда была подвигом, ведь надо было преодолеть расстояние в 10000 верст и вот Антон Павлович 10 апреля 1890 года отправляется с Ярославского вокзала на поезде до Казани, пароходом по Волге и Каме до Перми, поездом до Екатеринбурга, потом до Тюмени, а от Тюмени началось «конно-лошадиное странствие», где он вел по его словам, «отчаянную войну с холодом, с разливом рек, с невылазной грязью, голодом и желанием спать». Через два месяца Чехов ступил на остров, где прожил 3 месяца, чтобы собрать большее количество сведений о каторжниках, писатель провел перепись населения. Состоялась его встреча с каждым из 10000 жителей острова, из которых 8000 – каторжники. Он даже придумал специальные карточки- анкеты, предназначенные для занесения сведений о собеседнике, которые сохранились до сих пор. Итогом этой экспедиции Чехова стала книга «Остров Сахалин», где он подробно описал тюрьмы, больницы, жилище и все условия труда и быта населения острова. В конце своей работы он назвал Сахалин «островом страданий, смерти, ада». Писатель провел очень важную линию: за такое положение живущих на острове нравственную ответственность несет «образованное общество», к которому причислял и себя. 13 октября 1890 года Чехов покинул Сахалин. Теперь его путь лежал через Южно-Китайское море, Индийский Океан, Красное море, Суэцкий канал, Черное море. Он прибыл в Одессу 5 декабря 1890 года.
Причиной такого обратного маршрута послужило здоровье писателя: заболел туберкулезом. Даже живя в южном курортном городе Чехов постоянно мерз. Он знал, что скоро умрет. Здесь его посещали друзья: Шаляпин, Куприн, Бунин, Короленко, Мамин-Сибиряк, Андреев, Немирович-Данченко, Горький. Особо следует сказать о дружбе Чехова с Г.И. Россолимо, имя которого носит наше учреждение. Они учились вместе в университете.
Чехов, еще будучи студентом, пользовался у Россолимо большой симпатией и уважением. Когда Чехов, по совету врачей, отправился на лечение в немецкий городок Баденвейлер, он накануне отъезда просил Россолимо зайти к нему, они вспоминали всех сокурсников, преподавателей университета, говорили о литературном труде Чехова. По приезде в Баденвейлер Антон Павлович 17.06.1904 года, за две недели до смерти, писал Россолимо в открытке: «Я уже выздоровел, осталась только одышка и сильная, вероятно, неизлечимая лень. Очень похудел и отощал». За три дня до смерти он вновь написал Россолимо письмо, где жаловался на свои страдания, заставляющие его мечтать о морском путешествии обратно в Россию. Скончался он в Баденвейлере 31 июля 1904 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ученик:
- А.П. Чехов оставил нам, читателям, огромное наследие, он любил свой народ, служил России не словами, а делом, поэтому его следует считать настоящим патриотом. С произведениями Чехова мы знакомимся с раннего школьного возраста. Кто не читал «Каштанку»? А сколько других произведений о животных написал Чехов! Человек с его сильными и слабыми сторонами, был главной темой его рассказов. Грустное смешное идут рядом в произведениях Чехова. Поездка в гости к Гиляровскому в подмосковное Красково подарила сюжет для рассказа «Злоумышленник». Прообразом Дениса стал Никита Пантюхин, местный хромо крестьянин, изготавливавший грузила для ловли налимов с помощью гаек, отвинченных на железнодорожном полотне у рельсов на месте стыка.
Инсценирование «Злоумышленника»
Ведущий:
- Чехов известен как автор многих пьес, которые не сходят со сцен театров: «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Ионыч»,
«Три сестры», и другие. В наши учебники включены многие смешные рассказы Чехова: «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» и другие.
Сейчас я вам предлагаю викторину по школьным программным произведениям А.П. Чехова.
Интеллектуальная литературная игра по рассказам А.П.Чехова. ( внеклассное мероприятие)
Интеллектуальная литературная игра по рассказам А.П.Чехова.
Цели
приобщить к чтению через рассказы А.П.Чехова;
активизировать познавательную деятельность детей;
способствовать закреплению ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения;
способствовать развитию мышления, устной речи, эмоциональной отзывчивости при восприятии художественного произведения;
воспитывать устойчивую нравственную позицию, чувство коллективизма.
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор
игровое поле
карточки, жетоны
Эпиграфы:
«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…
… своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение.» /М.Пришвин/
- «… каждый новый рассказ Чехова всё усиливает одну глубоко ценную и нужную ноту – ноту бодрости и любви к жизни». /А. М. Горький/
«Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» / А.П.Чехов/
Подготовка к игре:
Ребятам заранее рекомендовано прочитать рассказы А.П.Чехова:
«Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
- В рамках « 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова» мы продолжили знакомство с этим замечательным писателем, чье творчество оказывает огромное влияние на формирование личности. Чехов – художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет, что в любых условиях человек должен остаться человеком. Сегодняшний урок необычный, игровой. Наша задача не только показать знание текста, но и умение рассуждать, доказывать свою точку зрения; играть в команде, воспитывать в себе терпимость к чужому мнению.
Объяснение правил. «Морской бой»
1. Играют два экипажа (формирование команд по цветным жетонам).
2. Право первого выстрела по жеребьевке
3. В распоряжении команд два кубика: 1- с изображением на гранях цифр от1 до 6; 2- с изображение букв от А до Е. С их помощью определяются координаты попадания произведенного выстрела и одновременно тематика вопроса.
4. За каждое попадание команде начисляются баллы – 1 или 2 в зависимости от вопроса. 2 балла можно получить за вопросы- сюрпризы: «залп» (команда получает два мини вопроса) – приятная неожиданность ( независимо от ответа +1 балл)
5. Время на обдумывание – 30 сек., кроме «трудного вопроса» - Т; на его обдумывание -1мин. 6. В «трудном вопросе» могут быть начислены дополнительные баллы: за каждый мини- ответ – 0,5 баллов. 7. Неприятная неожиданность – попадание на мину – пропуск хода. . 8.Подводится не только командное первенство, но и индивидуальное (по количеству жетонов).
Атрибуты:
1) игровое поле в форме экрана, разделенное 6*6. 2) клетки игрового поля окрашены в разные цвета, указывающие на определенную отрасль знаний задаваемых вопросов: - желтый-«Что ты знаешь о Чехове?»
- синий- « Расставь по своим местам»
- зеленый -« Словарь»
- фиолетовый-« Разберемся в прочитанном»
- красный- « Что в имени моем…» - оранжевый - « Закончи фразу»
3) Музыкальный сигнал. 4) Вопросы для команд.
2. Проведение игры.
3.Подведение итогов.
- Чему же учат нас произведения А.П.Чехова? Жить по совести, быть неравнодушными, сочувствовать, сострадать людям, воспитывать в себе чуткость, благородство, порядочность, человечность. И если каждый человек будет таким, будет живо человечество – мы сможем преодолеть трудности, выпавшие на нашу долю. А сейчас слово жюри.
Приложение:
4