МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГБПОУ «Зюкайский аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
ТВОРЧЕСТВО С.ЕСЕНИНА.
Литературный вечер «Певец России»,
Разработала преподаватель: Горбунова Г.П.
ЗЮКАЙКА – 2015
АННОТАЦИЯ
В разработке литературного праздника, посвященного 120-летию С.А.Есенина, представлен богатый материал, рисующий драматическую судьбу поэта. Факты биографии переплетаются с поэтическим творчеством Есенина»
Изучение нового материала - творчество С.Есенина - проходит на литературном вечере.
Внеклассная работа.
Методическое обоснование.
Учебно-воспитательный процесс складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу студентов, пробуждает интерес к учебной дисциплине, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.
2014 - 2015 учебный год прошел под знаком 120 - летнего юбилея со дня рождения С. А. Есенина. Этой дате были посвящены два внеклассных мероприятия: литературный вечер «Певец России», (открытое мероприятие в актовом зале).
РЕЦЕНЗИЯ
Литературный вечер посвящен 120 - летию С.Есенина. Сцена хорошо оформлена: цветы, портрет поэта, название вечера - "Певец России". Студенты в народных костюмах.
Вечер начинается с песни "Любите Россию". Задушевно ведется рассказ о драматической судьбе великого русского поэта. Студенты читают стихи, звучат песни. Кадры фильма уносят присутствующих на рязанские просторы.
Содержание материала очень богатое. Представлены малоизвестные факты биографии поэта.
Через все выступление красной нитью проходит неразрывная связь поэта с родиной.
Урок по биографии и творчеству Есенина, проведенный в форме Литературного вечера, надолго останется в памяти студентов.
Преподаватель: Курилова Л.А.
Цели:
Учебная:
- познакомить студентов с жизненным и творческим путем Сергея Есенина, великого русского поэта.
Воспитательная:
- воспитание любви к родине на материале поэзии Есенина.
Развивающая:
- прививать вкус к поэзии, учить выразительному чтению, развивать способность к сопереживанию.
Методическая:
- показать методику проведения литературного вечера.
Тема занятия:
- изучение нового материала.
Вид урока:
- литературный вечер.
Технические средства:
- мультимедийный проектор;
- фильм «На родине Есенина»;
- записи с песнями на стихи С.Есенина: «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший»… и др;
- иллюстрации.
Литературный вечер, посвященный творчеству С.А.Есенина
Ведущий. В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполняется 120 лет.
Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет... Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения - "Жизнь ценится не за длину". "Ведь я мог дать не то, что дал", - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это - задушевная песнь о великом и вечном - о России.
Чтец. (Выходит ученик в русском народном костюме, читает)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая :
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Я скажу: "Не надо рая;
Дайте родину мою».
«Гой ты, Русь, моя родная...»
Ведущий. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. "Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах", - вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Чтец:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
"Вез живое особой метой…»
Ведущий. Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам». Дальше поэт рассказывает о его встрече с А.Блоком «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».
Ведущий. А.Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта…1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…»
Чтец:
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
«Запели тесаные дроги…»
Ведущий. Родина Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «синее что-то…».
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
«Запели тесаные дроги…»
Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берет он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.
Чтец.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай,
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
xxxx
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь…
Ведущий. Есенин – пот – патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Чтец.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы…
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Ведущий. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.
Чтец.
Край ты мо заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши запеленились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жизнь твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
«Край ты мой заброшенный…»
Чтец. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось...
"Нивы сжаты, рощи голы…"
и тогда, когда она превращается в
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край; после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз...
«Несказанное, синее, нежное...»
Ведущий. С Родиной связана лучшая метафора Есенина - "страна березового ситца". Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: "Спит черемуха в белой накидке", "Словно белою косынкой, подвязалася сосна", "Отговорила роща золотая березовым, веселым языком."
Учащиеся исполняют песню "Отговорила роща золотая..."
Чтец. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики»
Звучит песня "Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."
Ведущий. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях русского фольклора.
Звучит песня "Не жалею, не зову, не плачу..."
Ведущий. О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден: "себя вынимал наиспод".
Чтец. Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплесну в слова».
Чтец. Кудрявый и веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир».
Чтец. Человек потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «…Куда несет нас рок событий…»
Чтец. Зрелый мастер, ясно осознающий свое призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином».
Ведущий. Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 25-го года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений – они в моих стихах», - сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет – и вы не сможете не согласиться с поэтом. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется писались они самой нежностью:
… Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь…
«Снежная замять дробится и колется…»
Ведущий. Стихи обращенные к матери!...
Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.
Чтец. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестко горло, таясь и прячась, я плакал…»
«Звучит песня «Письмо матери»
Ведущий. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.
В 1924 – 1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».
Звучит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
Ведущий. О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворения: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Поет зим, аукает…». В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит», «Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать». Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов.
Чтец. «Я отыграл спектакль, прихожу домой… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо…» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.
(Ученица читает стихотворение «Собаке Качалова»).
Ведущий. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге // Коммуной вздыбленную Русь». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни:
…Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, тихий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы,
Немолчный топот, громкий стон,
Визжат тачанки и телеги.
Ужель я сплю и вижу сон,
Что с копьями со всех сторон
Нас окружают печенеги?
Ведущий. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.
Чтец.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
«Русь уходящая»
Ведущий. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворении, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь – воспоминания поэта о своей жизни.
Чтец.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
«Снежная равнина, белая луна…»
Ведущий. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.
Чтец.
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибуль вспомнить из ранних лет…
«Синий туман. Снеговое раздолье…»
Ведущий. «Тихая боль» с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слезы.
«Начал читать «Синий туман. Снеговое раздолье…», - рассказывает Грузинов. – Вдруг остановился – никак не мог прочесть заключительные восемь строк этого вещего стихотворения… Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова. Его душили слезы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой. С трудом дочитал до конца последние строки».
Чтец. (выходит весь в черном)
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю я людей.
Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
«Все успокоились, все там будем…»
xxxx
Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею и я не печален.
Мне все равно та жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
xxxx
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.
Чтец. «Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем не много.
(Звучит песня в исполнении А.Малинина «Мне осталась одна забава»)
Ведущий. На смену плодотворному периоду плодотворной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.
Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Борисовичу Кумкову (1896 – 1977), поэту, знакомому Есенину по имажтнисткому кружку. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: «… тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. «Помню, мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть». А теперь злое уныние находит на меня».
Много передумал, перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычеркиванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже – Сергея Клычкова, Николая Клюева… Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни.
Покончил ли он сам с собой или это было преднамеренное убийство? – нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение.
(выходит студент в красной рубахе и читает последнее стихотворение Есенина)
Чтец.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)
(Выходит в черном студент, читает стихи Василия Князева).
Чтец.
В маленькой мертвецкой у окна
Золотая голова на плахе;
Полоса на шее не видна –
Только кровь чернеет на рубахе.
Вкруг, на лавках, в полутемноте,
Простынями снежными белея, -
19 неподвижных тел –
Ледяных товарищей Сергея.
Я присел на чей-то грубый гроб
И гляжу туманными глазами,
Подавляя слезы и озноб,
Застывая и давясь слезами.
За окном пустынный белый двор.
Город спит. Но спят ли те, кого
Эта весть по сердцу полоснула, -
Что не стало более его,
Что свирель ремнем перехлестнула?
Нет, не спят… Пускай темны дома,
Пусть закрыты на задвижки двери,
Там, за ними – мечутся впотьмах
Раненые ужасом потери…
Там не знают, где бесценен труп,
Тело ненаглядное, родное;
И несчетность воспаленных губ
Хрипло шепчет имя дорогое…
В ледяной мертвецкой у окна
Золотая голова на плахе;
Полоса на шее не видна;
Кровь, и – лист.
Приколотый к рубахе.
Ведущий. 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг Пушкина был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!
(Звучит песня В.Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически…»)
Чтец. (читает стихотворение Т.Смертиной)
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел свет оставит?
Уж водица мерзнет в сенях.
Опять октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день…
Хоть годы – счастливы, быстры,
Есенин…
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав,
Гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
(звучит песня «Над окошком месяц…». Выходит студент и под песню читает отрывок из рассказа В.Астафьева «Есенина поют» из книги «Затеси или из журнала «Литература в школе» №2, 1989. с-40).
«Плачет тальянка плачет.
Только не там, за рекою, а в сердце. И видится все в исходном свете.
«Дальний плач тальянки, голос одинокий…
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться такой мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучась за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таки себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…
А где утешишь? Нету его, сиротиночки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит нас вечной грустью…
…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют»
(звучит песня «Белая береза». Выходит студентка в русском народном костюме, читает стихотворение Т.Зубковой:
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы – сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, -
России стихотворная душа…
Список использованной литературы.
Ю. Л. Прокушев. «Колыбель поэзии». М., «Детская литература», 1982 г.
Ю. Л. Прокушев. «Даль памяти народной». М., «Советская Россия», 1983 г.
Составитель С. Кошечкин. «О Есенине», /стихи и проза писателей - современников поэта/. М., «Правда». 1990г.
Журнал «Литература в школе». 1995 г. №5.
С. Есенин. /Стихотворения, поэмы/. Пермь. 1976 г.