СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике "Богатырские игры" для учащихся 8-9-х классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие соединяет математику со знаниями о былинных богатырях, великих полководцах. Его можно провести ко Дню защитника Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Богатырские игры" для учащихся 8-9-х классов»

Внеклассное мероприятие для 8-9-х классов «Богатырские игры».

Цель: активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, смекалку; развивать через игру интерес к математике, ее истории, чтению дополнительной литературы; воспитывать целеустремленность, уверенность в себе.

  • Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодня мы проводим увлекательное состязание!

  • Кто были лучшие защитники Отечества?

  • Конечно, это былинные богатыри и великие полководцы.

  • Сегодня мы докажем, что не перевелись еще на Руси богатыри – люди сильные и смелые.

  • А также будущие полководцы – люди смышленые и умные.

  • Просим команды подняться на сцену.

Музыка.

  • Я представляю вам наших участников: это команда «Муромцы» и команда «Добрынюшки».

  • А я представляю вам совет главнокомандующих, наше жюри _________, которое будет внимательно смотреть, кто же сегодня ловчее да смекалистее окажется.

  • Откуда же черпают воины свою неиссякаемую силу?

  • Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков – былинных богатырей.

  • А какой же силой наделены наши богатыри? Давайте проверим.

  • Начинаем соревнование. На спортивное отжатие гантелей. Прошу выйти к нам по одному силачу от команды.

  • Объясняю, что надо делать. Надо отжать гантели двумя руками. Кто большее число раз отожмет, то принесет своей команде 5 баллов.

  • Ну, что ж, начнем! Болельщики готовы? Считаем вслух, сколько раз отожмет гантели каждый силач. ( Идет конкурс)

  • Да, сильны наши богатыри!

  • Но ведь богатыри Русь славили не только силой, но и умом.

  • Что ж, давайте проверим, какая команда более смышленая и смекалистая.

  • Объясняю условия конкурса «Умственная разминка». В течение одной минуты надо дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Отвечайте быстро, если ответа не знаете, говорите «дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл. (Идет конкурс)

  • Молодцы команды! Но это еще только начало. Объясняю условия следующего конкурса: составить как можно больше новых слов из букв математического термина «параллелограмм». Время – 3 минуты. Максимальное количество баллов – 5.

  • Время пошло. Совет главнокомандующих следит за временем.

  • Что-то наши зрители загрустили. Пора и среди них богатырей поискать.

  • Объявляем «Аукцион математических терминов». Его условия: не предложенную букву называть математические термины. Побеждает тот. Кто последним назовет слово.

  • Победители сегодняшних конкурсов болельщиков получат за правильный ответ жетон, приравненный 5 баллам.

  • Начинаем аукцион. (Идет конкурс)

  • Как же обстоят дела у наших команд?

  • Итак, слушаем ваши ответы. (Идет конкурс)

  • Да, каждая команда упорно движется к победе.

  • Следующий конкурс «Умники и умницы». Его условия вам знакомы. После того, как прозвучит вопрос, вам необходимо поднять табличку с номером правильного ответа. Правильный ответ – 1 балл.

  • Идет конкурс.

  • Я думаю, что нам пора отдохнуть, да представить себе богатырей русских. Помните ли вы картину Виктора Васнецова «Богатыри»? А мы что-то ее позабыли.

  • Не изобразите ли вы нам сюжет этой картины? На ее «зарисовку» вам 3 минуты. Жюри следит за временем.

Команды готовятся. Занавес закрыт.

  • А вы, болельщики, устали? Тогда мы идем к вам!

  • Итак, былинные богатыри. Тот, кто знает ответ на вопрос, поднимает рук.

Идет конкурс.

  • А теперь посмотрим воспроизведение картины «Богатыри».

Открывается занавес.

  • Ну, надо же. Не отличить от оригинала.

  • Следующий конкурс «Рассуждалки».

  • Идет конкурс.

  • Что-то мы сегодня и рисовали, и силой мерялись, а душа просит песню. Конкурс «Назови песню», а можно и напеть.

  • За каждый правильный ответ – 1 балл.

Идет конкурс.

  • А чтобы богатырь всегда был в форме, ему необходима вкусная еда, а для еды – ложка, стакан. Объявляем конкурс «Привал». Перед вами листы бумаги. Сложите вы нам из них по походной ложке и по стаканчику. Листочки можно разрывать. На выполнение этого задания – 3 минуты, максимальное количество баллов – 5.

  • После выполнения задания столовые приборы сдать в Совет главнокомандующих.

  • В это же время пока умельцы стараются, капитаны команд покажут нам свое мастерство.

  • Слово для задания предоставляется (учителю трудового обучения) директору строительной фирмы «Наш дом»

Он рассказывает капитанам, что из заготовок ребятам за 5 минут надо собрать домик. На отдельных столиках им приготовлены заготовки, инструменты и рабочая одежда.

  • Пока команды работают, а мы еще поищем богатырей среди болельщиков. Предлагаем вам ответить на шуточные вопросы. (Идет конкурс)

  • Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

  • Сильна еще Русь своими богатырями. И как говорил Александр Невский «Идите и скажите во всех краях, что Киевская Русь жива! Пусть приезжают к нам с миром. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля!».

Конкурс «Рассуждалки»

Вы очень внимательно слушаете рассуждения «младенцев». Если с первого рассуждения понятно, о каком предмете идет речь, отвечаете и получаете 3 балла. Если не поняли или неправильно ответили, слушаете второе рассуждение. Называете ответ и получаете 2 балла. А если вы ответили только после третьего рассуждения наших младенцев, то получите 1 балл.

Команде «Муромцы».

    1. Они такие незаметные, но очень нужные, важные, без них в геометрии не обойтись.

    2. Они встречаются не только в геометрии, они есть во всех книгах.

    3. Иногда, если ученик не знает урок и плохо отвечает, учитель ставит ее в журнал и говорит: «Подготовишься лучше и ответишь».

(Точка)

Команде «Добрынюшки».

    1. Они бывают большие и маленькие, разного объема, но все одинаковой формы, они окружают нас повсюду.

    2. Они… как жвачка «Orbit», как сок «Джаффа», как пачка печенья или вафель, и мороженое такое бывает.

    3. Почти все помещения такой формы. И сейчас мы находимся внутри него.

(Параллелепипед)

«Умственная разминка»

(для команды «Добрынюшки»)

1.Результат сложения? Сумма

2.Сколько сантиметров в метре? 100

3.Наименьшее трехзначное число? 100

4.Сотая часть числа? Процент

5.Прибор для измерения углов? Транспортир

6.Сколько цифр вы знаете? 10

7.Сколько минут в часе? 60

8.Сколько часов в сутках? 24

9.Сколько нулей в записи числа миллиард? 9

10.Величина прямого угла? 90

11.Радиус окружности равен 6 см. А ее диаметр? 12

12.Корень уравнения /х/=-1. Нет корней

13.Утверждение, требующее доказательства? Теорема

14.Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром? Радиус

15.Цифровая оценка успехов? Балл

16.Отношение противолежащего катета к гипотенузе? Синус

17.Ромб, у которого все углы прямые? Квадрат

18.Самая большая хорда в круге? Диаметр

19.Множество точек, равноудаленных от сторон данного угла? Биссектриса

20.Угол, меньший прямого? Острый

21.Сумма длин всех сторон многоугольника? Периметр

22.Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника? Средняя линия

23.Двое играли в шашки два часа. Сколько часов играл каждый из них? Два часа

24.Одно яйцо варится вкрутую четыре минуты. За сколько минут можно сварить 5 яиц? Четыре минуты

25.У палки два конца. Если один из концов отпилить, то сколько концов останется? Четыре

26.Что больше: 2 дм или 23 см?

27.Какую часть часа занимает 20 минут? 1/3

28.10% метра? 10 см.

29.Что меньше: 0,7 или 4/5?

30.Четырехугольник, у которого две стороны параллельны? Трапеция

«Умственная разминка»

(для команды «Муромцы»)


    1. Результат умножения. Произведение.

    2. Сколько секунд в минуте? 60

    3. Наибольшее двузначное число. 99

    4. Третья часть часа. 20 минут.

    5. Прибор для построения окружностей. Циркуль.

    6. На какое число нельзя делить? На 0.

    7. Сколько лет в одном веке? 100.

    8. Наименьшее простое число. 2.

    9. Сколько нулей в записи числа миллион? 6.

    10. Величина развернутого угла. 180 градусов.

    11. Диаметр окружности равен 8 см. А радиус? 4 см

    12. Корень уравнения /х/= 7. 7 или –7.

    13. Утверждение, не вызывающее сомнений. Аксиома.

    14. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности. Хорда.

    15. Самая знаменитая звезда в Созвездии Малой Медведицы. Полярная.

    16. Отношение прилежащего катета к гипотенузе. Косинус.

    17. Прямоугольник, у которого все стороны равны. Квадрат.

    18. Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине. Внешний.

    19. Множество точек, равноудаленных от концов данного отрезка. Серединный перпендикуляр к отрезку.

    20. Угол, больший прямого, но меньший развернутого. Тупой.

    21. Наименьшее натуральное число. 1.

    22. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. Медиана.

    23. Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь? 15 км

    24. Два петуха могут разбудить своим пением одного человека. Сколько людей разбудят своим пением 6 петухов? Одного.

    25. У пяти палок 10 концов. А у пяти с половиной палок? 12.

    26. Что больше: 2 м или 201 см?

    27. Какую часть минуты составляют 15 секунд? 1/4.

    28. 10% тонны. 100 кг.

    29. Что меньше: 2/5 или 0,5?

    30. Параллелограмм с одинаковыми диагоналями. Прямоугольник.

Конкурс логиков.

Сформулировать утверждение, обратное данному.

1. Дедушка волка слегка ненавидел. Бабушка козлика очень любила.

2. Гильза – умница, приклад – девица. Пуля – дура, штык – молодец.

3. Родители поручика Ржевского. Дети лейтенанта Шмидта.

4. Запрягайте, девки, кобыл. Розпрягайте, хлопцы, кони.

5. Отдельный страус чужую пустыню ругает. Каждый кулик свое болото хвалит.

6. Терпеть не могу засуху в конце августа. Люблю грозу в начале мая.

7. Кошка – враг обезьяны. Собака – друг человека.

8. Наша псина продала-таки «Pedi gree pal». Ваша киска купила бы «Viskas».

9. Отморозить ежа под спиной. Пригреть змею за пазухой.

Конкурс «Назови песню».

    1. Песня о страшном скопление водяных паров в атмосфере. «Тучи».

    2. Песня о подарке в форме незатейливой фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. «Колечко»

    3. Песня о рисунке в виде небесного светила, удаленного от нас на 1 астрономическую единицу. «Солнечный круг»

    4. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке мега. «Миллион алых роз»

    5. Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краже. «Крутится, вертится шар голубой».

    6. Песня об обмане зрения, который приводит к личным переживаниям. «Девочка – видение».

    7. Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели «Титаника». «Айсберг».

    8. Песня об отсутствии движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. «Мальчик хочет в Тамбов».

    9. Песня о том, как цвет волос может влиять на взаимоотношения людей. «Рыжий, рыжий, конопатый»

    10. Песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рождения. «Песенка крокодила Гены».

    11. Песня о том, как одна девушка увидела клево одетого парня, в хипповом наряде, с правительственными наградами на груди и у нее чуть «не поехала крыша». «Вот кто-то с горочки спустился».

    12. Песня о трагической судьбе мирного насекомого. «В траве сидел кузнечик».

Шуточные вопросы для болельщиков.

    1. Что это такое: 2/1; 4/2; 5/3 ? Это неправильные дроби или обе великана.

    2. Сколько будет десятков, если 3 десятка умножить на 2 десятка? 60

    3. В зоопарке он стоял

Обезьянок все считал.

Две играли на песке,

Три уселись на доске,

А 12 спички грели –

Сосчитать вы всех успели? 17

    1. Сколько предметов сделанных людьми?

Стул, на котором ты сидишь.

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И этот гвоздь, и этот дом,

И этот ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба! 14

    1. Два цыпленка стоят,

Два в скорлупках сидят,

Шесть под крылом

У наседки лежат.

Посчитай поскорей,

Отвечай поточней.

Сколько будет цыплят

У наседки моей? 10

    1. В детсаду есть паровоз, Шесть автомобилей,

Черный пес – блестящий нос,

Белый кот Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной,

И Петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Кто Внимательно послушал

Сколько в детсаду игрушек? 19

7. Назовите простое число, следующее за числом 8. 11

8. Портной имеет кусок сукна – 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра.

По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? По истечении 7 дней.

9. Что тяжелее: 1 кг монет по 25 копеек или ½ килограмма монет по 50 копеек? Одинаково.

    1. Назовите 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не указывая дней недели.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

    1. Витрина, актриса, тритон. Какое число объединяет эти слова? Три.

    2. Горело 8 свечей. Из них погасло ¼. Сколько свечей осталось? 2

    3. Деда звали Павлом Ивановичем, его внука – Михаил Николаевич. Как звали отца внука? Николай Павлович.

    4. Водитель автомашины имеет 2 сестры, они не имеют брата. Как это может быть? Водитель – женщина.

    5. Запись какого года двадцатого столетия не изменяется после поворота на 180 градусов? 1961

    6. Полный бидон с молоком весит 7 кг, а заполненный наполовину 4 кг. Сколько весит бидон? 1 кг.

    7. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист, скорость которого намного меньше скорости автобуса. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, кто из них будет дальше от Москвы? На одинаковом расстоянии.

    8. Три кошки за 3 минуты ловят 3 мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? 300

    9. У корабля вдоль борта спущена на воду веревочная лестница. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой четвертая ступенька веревочной лестницы? Вместе с водой поднимается и лестница.

    10. Название какой книги содержит число, которое является произведением четвертого. Пятого и шестого по прядку простых чисел? 1000 и 1 ночь. 7*11*13=1001

    11. Сколько дюжин в четвертой дюжине? 1

Аукцион математических терминов.

Д: диаметр, двучлен, диагональ, длина, дуга, делимое, делитель, …

К: квадрат, куб, конус, катет, корень, косинус, котангенс …

М: медиана, многочлен, многогранник, множество, множитель, …

П: произведение, пирамида, призма, планиметрия, …

В: вектор, высота, вершина, вычитаемое, …

Г: грань, градус, гипотенуза, …

О: окружность, ордината, объем, определение, …

Р: ребро, радиус, ромб, ..

С: синус, слагаемое, сумма, симметрия, стереометрия, …

Т: тангенс, теорема, точка, …

Вопросы о богатырях для болельщиков.

    1. Думаю, картина «Богатыри» Виктора Васнецова известна каждому из нас. Назовите, что за богатыри на ней нарисованы? (В центре – Илья Муромец, по сторонам – Добрыня Никитич и Алеша Попович)

    2. Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. Смотрите, у Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился – во городе во Муроме, селе да Карачарове. А где родились другие богатыри? (Добрыня Никитич – в Рязани, Алеша Попович – в Ростове)

    3. Мы знаем богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни Никитича. Как зовут по отчеству остальных? ( Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)

    4. Из каких семей родом каждый богатырь? (Илья Муромец - из крестьянской, Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алеша Попович – из священнослужителей)

    5. Какому князю служили эти богатыри и в каком он правил? (Князю Владимиру, в городе Киеве)

    6. Кто из богатырей носил прозвище «Тихий»? (Добрыня Никитич)

    7. Какие еще умения, кроме воинских, были у Добрыни? (Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по особенному, недаром князь Владимир назначал его послом)

    8. Кто из богатырей сам ковал себе оружие? ( Илья Муромец)

    9. Какие еще увлечения были у Добрыни Никитича? (С 12 лет на гуслях играл, сам песни сочинял и в шахматы играл)

    10. Алеше Попович с раннего детства был очень сильным. Как об этом говорится в былине? Почему Алеша даже не мог играть с остальными ребятами? (Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «Кого он возьмет за ручку – ручка прочь, кого возьмет за ножку – ножка прочь»)

    11. Как звали коня Ильи Муромца? ( Бурушкой.)

    12. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.)

    13. При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка.)

    14. Оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.)

    15. Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава)

    16. Тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга)

    17. Как называется рубящее холодное оружие? Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и рукоятки. (Меч)



12