Конспект внеклассного мероприятия
по математике
5 класс
«Математическая игра»
Математический парк
Цели и задачи:
- развитие интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
- применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
- восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.
Оборудование:
Маршрутная карта, плакаты для конкурсов, дидактический материал для прохождения дистанции, ножницы, листы бумаги, стиплер, экран, проектор, компьютер.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит с вами побывать в математическом парке развлечений и прокатиться на аттракционах арифметики. Для этого вы должны подключить всю свою смекалку, быстроту, чтобы прокатится на всех аттракционах математики.
- Но в парк математики нам просто так не попасть, так как нужны билеты. Поэтому вы сейчас по очереди будете подходить к кассе и покупать билеты.
- Чтобы приобрести билет в парк, необходимо ответить на вопрос.
Вопросы для получения билетов. На этапе «Касса»
1 яйцо варится 15 мин. Сколько будет вариться 4 яйца? (15мин.)
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили, сколько углов стало? (5 углов.)
Назовите компоненты деления? (делимое, делитель, частное)
Что весит больше 1 кг. Гвоздей или 1кг. Пуха? (одинаково.)
К какому числу прибавили 8 и получили 13? (к 5-ти.)
Наименьшее двузначное число? (10)
Чему равен пуд? (16 кг)
Сколько всего натуральных чисел? (Множество)
Назовите компоненты сложения? (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма )
Сколько рогов у трех коров? (6)
Сколько музыкантов в квартете? (4)
Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
Назовите компоненты умножения? (первый множитель, второй множитель, произведение).
14 . Каких камней в море не бывает? (сухих)
15 . Назовите компоненты вычитания? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Молодцы! Теперь у каждого есть билеты, а у нас есть 2 команды. Команда «Круг» и команда «Квадрат». Те, у кого билеты круглые проходят за первый стол, у кого квадратные - за второй.
Задача каждой из команд – посетить как можно больше аттракционов, т.е. набрать как можно больше баллов.
- Вперед на аттракционы! Смотрим, что самое первое на нашем пути, в парке математики?
Аттракцион «Тир»
Чтобы посетить данный аттракцион, каждая команда будет иметь 5 попыток поразить цель, т.е. командам быстро задаются вопросы, на которые они также быстро дают ответы, если все 5 ответов даны верно, команда получает 5 очков.
Вопросы для команды «Круг»:
Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
Из какой посуды не едят? (Из пустой)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, потом уже человек будет не голодный.)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)
Вопросы для команды «Квадрат»:
1.У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
2.Тройка лошадей пробежала путь 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
3.Когда сутки короче: зимой или летом? (одинаковы)
4.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку ? (12)
5.Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
6. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
- Молодцы! Сейчас пока наше жюри подводит итоги конкурса, мы с вами начинаем дальше следовать по нашему маршруту.
И на пути у нас следующий аттракцион – «Весёлый паровоз».
Аттракцион «Веселый паровоз»
Суть посещения этого аттракциона заключается в следующем: «Представьте, что каждая команда сейчас находится в своем вагоне». Вам необходимо посчитать, сколько у каждой команды пассажиров.
Я вам раздаю пример, в котором много действий, вам нужно его решить на листках, все действия записать столбиками, записать правильные ответы и сдать жюри.
Пример: (107∙209-21696)-(78+8664:76)=475
- Пока команды выполняют задания, мы поиграем с нашими болельщиками.
- Я задаю вам вопросы, вы не выкрикиваете, поднимаете руку, даете ответ, если он правильный, то говорите какой команде вы, отдаете балл.
Вопросы для болельщиков:
7 Х 8 = ? ( 56 )
9 Х 6 = ? ( 54 )
Чему равна треть суток? (8 часов)
Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели)
0 Х 112 =? (0)
На какое число невозможно деление? (на 0)
Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
Как называются числа, которые умножают? (множители)
Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Чему равно произведение всех цифр? (0)
Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
Наименьшее натуральное число? (1)
Наибольшее натуральное число? (не существует)
Единица скорости на море? (узел)
Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
Что ищем, решая уравнение? (корень)
Результат вычитания. (разность)
Результат деления? (частное)
Сколько центнеров в тонне? (10)
Сколько существует цифр? (10)
Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
Наименьшее трехзначное число? (100)
Сколько вершин у куба? (8)
Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
Ограниченная часть прямой? (отрезок)
Результат деления? (Частное)
Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)
- Пока мы работали с болельщиками, команды справились с заданием.
Сейчас жюри подводит итоги, а мы с вами отправляемся дальше на аттракционы! И следующий аттракцион «Колесо обозрения».
Аттракцион «Колесо обозрения»
Историческая справка.
Ребята, вы все, наверное, знаете, что в математике как и в другой любой науке, есть выдающиеся личности.
- Может быть, кто-то назовет известных ученых-математиков.
А мы вам сегодня расскажем, про такого ученого как Августин Мёбиус.
Август Фердинанд Мёбиус - немецкий геометр (1790-1868), ученик «короля математиков» Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие прославленные математики. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия была прибыльным делом и давала возможность заниматься проблемами других научных областей. И Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX . В возрасте 68 лет ему удалось сделать открытие ленты, которая была названа его именем. Идея пришла Мёбиусу в голову, когда служанка неправильно сшила ленту.
Его выдающаяся заслуга это Лист Мёбиуса. С чем мы сегодня вас и познакомим.
Лист Мёбиуса относится к числу «Математических неожиданностей».
Получить его очень просто: Склейте из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием поверните один конец на 3600. Следующим действием для получения листа Мёбиуса- это разрез кольца вдоль.
Ведущий вместе со всеми участниками команд делают лист Мёбиуса. За каждый правильно сделанный лист, команда получает балл.
Пока команды делают листы Мёбиуса, болельщикам можно предложить разгадать кроссворд (кроссворды раздаются на столы болельщиков).
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 3. Решение уравнения. 6. Вид многоугольника. 7. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 11. Число, определяющее положение точки на координатном луче. 12.
метра. 15. 1 000 килограммов. 16. Вид четырехугольника. 17. Прибор для измерения углов. 19. Знак, разделяющий целую и дробную части десятичной дроби.
По вертикали: 1. Результат умножения. 2. Геометрическая фигура. 4. Третья степень числа. 5. Луч, делящий угол пополам. 8. Трехзначное число. 9. Результат вычитания. 10.
килограмма. 13. Результат сложения. 14. Знак арифметического действия. 16. Сумма сторон многоугольника. 18. В равенстве 27 = 6·4 + 3 число 3 есть … при делении числа 27 на число 6.
Следующий аттракцион «Город задач».
Аттракцион «Город задач»
Понятно, что каждой команде будут предложены задачи для решения.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке?
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
6.Про цыплят.
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поскорей,
Отвечай поточней:
Сколько будет цыплят у наседки моей?(10)
Аттракцион: «Сюрприз»
- В ящике лежит какой то предмет, я даю словесное описание, команде нужно отгадать, что лежит в ящике.
1. Скромный серый грызунок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
(Мышка)
2. Грамоты не знаю,
а весь век пишу.
(Ручка)
3.Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)
Аттракцион «Карусель»
Каждая команда, выходит и берет себе задание из соответствующего кармана. В течении 2-3 минут думают над заданием. Затем по очереди слушаем ответы каждой команды.
Задания:
Вспомнить и назвать пословицы, в которых присутствуют числа.
2. Вспомнить и назвать песни, фразы из песен, где присутствуют числа (можно напеть).
3.Вспомнить и назвать название сказок, где присутствуют числа.
Подведение итогов. Рефлексия.